А запрос на перемены остался...

2 августа, 2016 - 13:49

Политолог Константин Тасиц — об уроках, которые власти Армении должны извлечь из истории с захватом здания полиции в Ереване

В минувшие выходные в Ереване завершилась операция по нейтрализации боевиков, удерживавших здание патрульно-постовой службы полиции Армении. Участники вооруженной группы «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»), более двух недель назад организовавшие этот захват, сложили оружие и сдались спецслужбам, чтобы, по их словам, избежать дальнейшего кровопролития.

Противостояние прекратилось, захватчики арестованы, и кажется, что власти Армении сумели одержать победу. Однако при ближайшем рассмотрении представляется, что победа эта скорее тактическая.

Дело в том, что группа боевиков, захвативших здание, пыталась придать своим действиям политическую окраску и выдвигала политические требования. Члены группировки «Сасна црер» воспользовались тем, что этим летом в силу целого ряда обстоятельств руководство страны оказалось в тяжелом положении.

Серьезный удар по его авторитету нанесла резкая эскалация напряженности на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе в начале апреля этого года. С точки зрения общества, власти не смогли тогда в полной мере отреагировать на ключевые угрозы национальной безопасности.

Другим важным фактором стал референдум по изменению конституции в декабре 2015 года, по итогам которого Армения перешла с президентской на парламентскую форму правления. И несмотря на звучавшие с высоких европейских трибун положительные оценки процессов демократизации в стране, среди населения существует четкое убеждение, что данная реформа будет способствовать консервации политической элиты.

Именно поэтому армянское общество, отвергая, разумеется, радикальные методы борьбы, считает, что сами по себе претензии к властям со стороны оппозиции вполне справедливы и обоснованны.

Так какие же выводы можно сделать из тревожных июльских событий в Ереване? Сегодня уже совершенно очевидно, что действия «Сасна црер» не получили в армянском обществе масштабной поддержки. Ведь количество участников митингов и акций протеста доходило в своем максимуме до нескольких тысяч человек. Это не так много. И только малая часть протестующих была действительно готова участвовать в массовых беспорядках и столкновениях с полицией.

При этом важно отметить, что и у армянских властей не оказалось достаточной общественной поддержки, чтобы пресечь ситуацию жестко и на корню и не допустить ее развития. Хотя речь шла об очевидных уголовных преступлениях — захвате заложников и убийстве представителя власти! Именно из-за того, что общество не торопилось поддержать власть, силовики вынуждены были занять выжидательную позицию.

Конечно, не стоит отрицать и влияния внешних факторов. Например, финансируемое конгрессом США «Радио Свобода/Азатутюн» вело круглосуточную трансляцию с места событий с явным стремлением представить их более масштабными и значимыми, чем на самом деле. А также не скрывая своих симпатий в адрес боевиков и поддерживавших их демонстрантов.

Однако нельзя сказать, что внешние силы сыграли определяющую роль в развитии ситуации. Не увенчались успехом и попытки прозападных СМИ раскрутить фигуру руководителя партии «Гражданский договор» Никола Пашиняна в качестве лидера протеста. В таком качестве он просто не был принят самими протестующими. А роль посредника в переговорах сыграл карабахский политик Виталий Баласанян, последним покинувший освобожденный полицейский участок.

Представляется, что митинги в поддержку «Сасна црер» какое-то время еще будут продолжаться, но острая фаза конфликта уже миновала. Тем не менее до окончательного его разрешения еще далеко.

В армянском обществе сохраняется запрос на перемены. И для армянской власти это серьезный вызов. В какую сторону будет двигаться страна? В сторону народного бунта или государственного переворота, который в случае победы назовут революцией? Но примеры других республик на постсоветском пространстве наглядно демонстрируют, что революции далеко не всегда достигают поставленных целей. Кроме того, в сложных внешнеполитических условиях внутренняя дестабилизация Армении способна создать прямую угрозу самим основам армянской государственности.

Армении нужен другой путь — путь к реальному реформированию власти и постепенной ротации политических элит путем создания эффективных государственных институтов. А также к технической модернизации и социально-экономическому развитию.

И самое главное. Сегодня страна должна выбрать правильный геополитический курс. Ведь, как показывает практика, попытки жонглировать прозападными и евразийскими приоритетами не приводят к желаемым результатам. Армения может и должна стать сильным и значимым игроком на евразийском пространстве. Необходимо определиться с курсом и начать создавать свое будущее уже сегодня.

Константин Тасиц, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований

Комментарии

Не учите нас как правильно держать пипиську при справлении малой нужды,как это делали матерые уборщицы в московских общественных туалетах ("понаехали тут всякие")

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image