ЕРЕВАН: ПОЧЕМУ ПОЯВИЛСЯ «ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ»?

8 августа, 2016 - 13:08

События второй половины июля в Ереване всколыхнули всю Армению, в очередной раз резко очертив многочисленные проблемы и вновь актуализировав противостояние между народом и властью.

Напомним, 17 июля вооруженная радикальная группировка «Сасна црер» («Сасунские храбрецы») захватила территорию полка патрульно-постовой службы (ППС) полиции в ереванском районе Эребуни, взяла в заложники несколько, в том числе, и высокопоставленных полицейских. Захватчики выдвинули требования об освобождении лидера инициативы «Учредительный парламент» Жирайра Сефиляна, обвиняемого в незаконном хранении оружия, освобождении всех политзаключенных и отставке президента Сержа Саргсяна. Впоследствии в результате переговоров с властью при посредничестве героя Арцаха, генерала Виталия Баласаняна заложники были освобождены. Однако 27 июля группировка вновь взяла заложников, на этот раз – бригаду скорой помощи. При этом члены «Сасна црер» упорно убеждали общественность, что врачи не являются заложниками и они будут отпущены в случае прибытия на место действий другой бригады скорой помощи. К счастью, медикам удалось бежать. От пуль группировки были ранены пятеро и погибли двое полицейских: полковник полиции, участник карабахской войны Артур Ваноян и служащий войск полиции Юрий Тепаносян. Причем, обстоятельства гибели второго полицейского остаются невыясненными: обе стороны – и полиция, и «Сасна црер» – обвиняют друг друга в смерти молодого полицейского.

Период захвата территории полка ППС со стороны группировки сопровождался активными акциями протеста, эпицентром которых стала улица Хоренаци, где расположен полк. Согласно данным посольства США в Ереване, около 3 тысяч человек в течение 7-10 дней выражали поддержку группировке, пытаясь своими акциями предупредить возможный штурм здания полка ППС со стороны полиции. Между тем, спецслужбы и полиция, чётко осознавая, к каким последствиям может привести штурм здания, выбрали осторожную тактику выманивания членов группировки из здания. В результате этих действий за две недели удалось вывести из строя, ранив в основном в ноги, 7 боевиков, еще 4 добровольно сдались властям. 31 июля сократившаяся с 31 до 20 человек группа «Сасна црер», не выдержав изоляции, вынуждена была сдаться. Особую досаду вызывают события позднего вечера 29 июля, когда полицейские при разгоне мирной демонстрации сторонников группы «Сасна црер» применили очень жестокие методы, в результате чего пострадало несколько десятков человек, включая и самих сотрудников полиции.

Всем членам группы предъявлено одно и то же обвинение по 1 пункту 3 части 218 статьи (захват заложников) и 3 части 235 статьи (незаконные приобретение, сбыт, хранение, перевозка оружия и боеприпасов). В качестве меры пресечения избран арест, пока – на два месяца. Согласно данным Службы национальной безопасности (СНБ), по делу о захвате территории полка ППС задержано и арестовано в общей сложности 47 человек. Среди арестованных – лидер движения «Новая Армения» Андреас Гукасян, члены партии «Наследие» Давид Санасарян, Овсеп Хуршудян и Армен Мартиросян. Всем им предъявлено обвинение по части 1 статьи 225 – «организация массовых беспорядков».

Итак, в Армении предотвращена попытка решения политических вопросов насильственным путем. Несмотря на все старания некоторых политиков, экспертов и СМИ представить этот процесс как политический, тем не менее, трансформировать действия «человека с ружьем» в политический процесс не удалось. По словам одного из лидеров инициативы «Учредительный парламент» Алека Енигомшяна, представители «Сасна црер» хотели бы видеть на территории полка ППС в качестве переговорщиков депутатов Национального Собрания. Между тем, народные избранники, осознав, что политический процесс никак не соотносится с форматом вооруженной группировки, остались в стороне от этих событий, справедливо полагая, что всё происходящее находится в компетенции правоохранительных органов и СНБ, а не Национального Собрания. Несмотря на горячие призывы депутатов-популистов Никола Пашиняна и Заруи Постанджян и обвинения в пассивности, озвучиваемые некоторыми СМИ, все политические силы – и ведущие, и малозначительные, и даже маргинальные – предпочли оставаться за рамками событий, связанных с действиями группировки «Сасна црер». Исключение в этом плане составила партия «Наследие» и её непредсказуемые представители в лице лидера партии Раффи Ованнисяна, депутата парламента вышеупомянутой Заруи Постанджян и других. Так, Раффи Ованнисян договорился до того, что назвал членов группы «Сасна црер» антитеррористами и призвал власти говорить с ними на равных, а граждан и – дальше оказывать им содействие. Он полагал, все другие возможности борьбы были исчерпаны: «Из-за фальсификации голосований, коррупции народу не была дана возможность мирных изменений посредством выборов, и эти ребята, кроме той ужасной жертвы (полковник Артур Ваноян), совершили очень грамотные, патриотичные, выверенные шаги».

С лидером партии «Наследие» можно до некоторой степени согласиться в том отношении, что истоки этого насильственного подхода лежат в многолетней деятельности правящего режима, все помыслы которого были направлены не на улучшение сложившийся крайне тяжелой социально-экономической ситуации и проведение реформ, а на воспроизводство своей власти. А для этого долгие годы практиковались масштабные фальсификации на выборах. Таким образом, в Армении исчезла возможность смены власти цивилизованным путем. Захват территории полка ППС есть отражение этой серьезнейшей проблемы. Однако столь близкая населению по духу цель группировки добиться отставки президента, не оправдывает избранного формата – решить вопросы с помощью оружия. Тем более что большинство граждан, несмотря на крайнее недовольство властями, выступает против насильственных методов смены власти и отдаёт предпочтение политическому решению проблем.

Создание атмосферы безысходности в обществе – вовсе не единственный параметр, за который власти несут всю полноту ответственности. Речь идет о ситуации на внутриполитическом поле. Дело в том, что длительное время власти игнорировали радикальные подходы двух организаций – гражданской инициативы «Учредительный парламент» (УП) и движения «Новая Армения» (НА). Кстати, обе организации де-юре не существуют. Возможно, что власть недооценила радикальный потенциал УП и НА, собирающих, на своих митингах, как правило, не более 100-200 человек. Власть также могла надеяться на то, что эти незначительные организации своими радикальными призывами вытеснят с улицы серьезную политическую оппозицию в лице партии «Армянский национальный конгресс» (АНК). Судя по подходам находящихся на службе у режима многочисленных СМИ, АНК представлялся властям куда большей угрозой, нежели непонятные и даже не зарегистрированные в Министерстве юстиции «УП» и «НА». Однако на деле оказалось, что третьеразрядные, казалось бы, организации трансформировали свои радикальные речи в конкретную военную операцию, нанесшую огромный ущерб армянской государственности.

В то же время партия «АНК», против которой так последовательно боролись власти и подконтрольная им пресса, напротив, проявила сдержанный и более того государственный подход. В частности, в своем выступлении по поводу захвата «Сасна црер» территории полка ППС первый президент и лидер АНК Левон Тер-Петросян заявил: «После апрельской войны армянский народ встал перед вызовом – обеспечить безопасность народа Арцаха и благополучное урегулирование Карабахского конфликта, что своей важностью затенило все остальные волнующие армянский народ вопросы. Соответственно, на данный момент власти, партии, общественные организации, аналитики, журналисты должны расценивать свои действия исключительно с позиций содействия решению этой важнейшей проблемы или же нанесения вреда в этом вопросе. К сожалению, важность самооценки собственных слов или действий, кажется, не осознается многими, и что более опасно, в столь важный момент у нас пока не действует золотое правило единого противостояния внешним вызовам, что может привести нас к национальной катастрофе».

Особо важное значение в этом плане приобретает заявление Союза азатамартиков (борцы за свободу) Арцаха, обращенное к группе «Сасна црер»: «Давайте не будем забывать, что после апрельских событий прошло очень короткое время, и не исключена вероятность более жестокой и продолжительной конфронтации... Обстоятельство, которое подсказывает нам не обессиливать нашу общенациональную выдержку внутренними бунтами, но руководствоваться видением единения и сплочения... Поймите, что своими действиями вы ослабляете и без того переживающую тяжелые времена Армению… А ослабляя Армению, вы ставите под угрозу также будущее Арцаха… Исходя из текущей неоднозначной геополитической и региональной ситуации, Союз азатамартиков Арцаха призывает членов вооруженной группы, а также воодушевленные неуравновешенными действиями последних общественные и политические организации воздерживаться от недальновидных шагов, направленных на обострение внутриполитической ситуации, и встать на путь благоразумия. А этот путь один – подчиниться Конституции и законам Республики Армения и идти к мирному разрешению ситуации».

Однако данное заявление, благодаря умелой пропаганде некоторых СМИ (в первую очередь интернет-издания «Первый информационный»), развернутой в пользу героизации «Сасна црер», было практически не замечено общественностью. Без внимания многих СМИ и выступающих в защиту «Сасна црер» политических и общественных деятелей остались такие важные факты, как удержание в заложниках врачей, а также гибель полковника полиции Артура Ванояна. Никто из сторонников группировки, пытавшейся решить вопросы насильственным путем, даже не попытался ответить на вопрос о том, почему ни одна ветеранская организация (а их в Армении и в Арцахе немало) так и не поддержала «Сасна црер»? К сожалению, над этими вопросами пока не задумывались и многие граждане. Между тем, повторим, захват территории полка ППС полиции в Ереване нанёс огромный удар не только по режиму (как кажется многим), но и по армянской государственности.

А вот кому и в каких целях понадобилось героизировать вооруженную группу, которая подняла оружие на государство, почему понадобилось оттенить этим память об истинных героях апрельской войны – пока остается неясным. Видимо, ответы на многие вопросы дадут дальнейшие развития.

Правда, уже сейчас некоторые политологи усматривают во всем происходящем «внешний след». Так, политолог Армен Бадалян считает, что за действиями «Сасна црер» мог стоять внешний дирижер в лице США, которые крайне недовольны тем, что официальный Ереван ориентируется на Россию. Учитывая остроту геополитического противостояния ведущих мировых игроков в регионе Южного Кавказа, возможно, и следует прислушаться к мнению уважаемого политолога, но мы придерживаемся иного подхода.

Как уже было сказано, первым виновником и ответственным за появление «человека с ружьем» является армянская власть, которая своей антинародной политикой довела страну и ее народ до тяжелейшего положения. Даже после апрельской войны, власть, вместо того, чтобы предпринять реальные шаги против разъедающей государство коррупции и монополистов, лишь самым бессовестным образом имитировала эту борьбу.

И, наконец, главное: какие уроки извлек из всего произошедшего президент Саргсян? Что дальше намерен делать столь ослабший режим? Ведь на этот раз имитацией бурной деятельности уже не отделаться...

Правда, президент пообещал создать правительство народного согласия. По его словам, такая власть предполагает широкое распределение политической ответственности. Напомним, Серж Саргсян пообещал сформировать правительство национального согласия уже через несколько месяцев.

Но думает ли в действительности глава государства о создании такого правительства, думает ли о проведении реформ и, наконец, думает ли он о том, кому передать власть? Или он по-прежнему думает только о том, как бы ему остаться у власти?..

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image