ФАХРАДДИН АБОСЗОДА: ДЕРЖИ ДРУГА БЛИЗКО К СЕБЕ, А ВРАГА ЕЩЕ БЛИЖЕ

9 августа, 2016 - 13:06

Почему призыв Алиева остался гласом вопиющего в пустыне?

            Сегодня в Баку состоялся трехсторонний саммит глав России, Ирана и Азербайджана – Владимира Путина, Хасана Роухани и Ильхама Алиева, которого с трепетом в сердцах ожидали в Азербайджане.

            Напомним, что вопрос о проведении трехстороннего саммита в начале нынешнего года впервые был обсужден в ходе поездки Алиева в Тегеран с Роухани. А в феврале Алиев с этим же предложением обратился к В. Путину в ходе телефонного разговора ним в феврале. В Москве называли “востребованность такого формата вполне очевидной”. Так как, согласно словам помощника президента РФ Ю. Ушакова, три страны “сталкиваются со схожими проблемами” в сферах экономики, безопасности, противостояния терроризму. Поэтому в ходе саммита ожидалось обсудить широкий круг вопросов, в частности, обменяются мнениями по Сирии, Афганистану, борьбе с терроризмом и наркотрафиком, наметят пути углубления экономического сотрудничества.

            Тем не менее, с самого начала обсуждений по данному саммиту было известно, что руководству Азербайджана в первую очередь интересует вопрос урегулирования вокруг Нагорного Карабаха. Накануне в Баку опять стали строить догадки о различных, мифических по сути, “пакетного” или же “поэтапного” вариантов урегулирования данного конфликта.  Проправительственные политики и аналитики уверяли население, что вот-вот, и Путиным будут возвращены Азербайджану как минимум несколько районов вокруг Нагорного Карабаха.

            Но, судя по итогам саммита, вопрос о Нагорном Карабахе вообще не стал темой обсуждения сторон. Владимир Путин и Хасан Роухани в своих итоговых выступлениях на саммите не стали даже реагировать на слова Алиева о том, что “международное сообщество и международные организации признают территориальную целостность Азербайджана, являются сторонниками справедливого разрешения конфликта в соответствии с нормами международного права, что существующий статус-кво в Нагорном Карабахе недопустим, и конфликт должен быть разрешен в соответствии с нормами международного права, и в рамках территориальной целостности Азербайджана”. Главы РФ и ИРИ на отрытой для СМИ части встречи сделали акцент, прежде всего, на развитии экономических отношений. Владимир Путин довольствовался только тем, что во время встречи с Алиевым еще раз повторял свои слова, сказанные им накануне в интервью ИА Азертадж. Согласно его словам, Россия будет стремиться “к тому, чтобы Армения и Азербайджан нашли такое решение, которое является компромиссным, но приемлемым для обеих сторон”, и “чтобы здесь не было победителей, а победителями были народы двух стран, и оба государства чувствовали, что они решили эту сложную задачу в интересах сегодняшнего дня и будущих поколений”. Что касается цели саммита, то лидер России ее видит в том, что “все три страны объединяет готовность координировать подходы по широкому кругу региональных и глобальных вопросов, стремление и далее наращивать многоплановое практическое сотрудничество в торгово-экономической сфере”. В свою очередь, президент ИРИ в своем выступлении основной акцент сделал на развитии трехстороннего сотрудничества, и на те вызовы и угрозы, для преодоления которых “у нас возникает новое понимание”.

            Наконец, в итоговой декларации отмечается решимость сторон “всемерно противодействовать терроризму, экстремизму, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту оружия, наркотических средств и их прекурсоров, торговле людьми и преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий”. Что касается неурегулированных конфликтов в регионе, стороны подчеркнули, что они “являются существенным препятствием для регионального сотрудничества и в связи с этим подчеркивают важность их скорейшего мирного урегулирования путем переговоров на основе принципов и норм международного права и принятых в соответствии с ними заявлений и документов”.

            Все это говорит о том, что данный формат регионального сотрудничества, скорее всего, был задуман для решения проблем совсем иного свойства.

            Таким образом, не суждено было оправдаться надежде Баку на то, что он воспользуется этим саммитом, чтобы хоть на йоту продвинутся в направлении Карабахского урегулирования, и будет хвастаться перед Ереваном своим успехом. Независимо от того, в Баку поняли это или нет, этим саммитом Москва и Тегеран продемонстрировали перед миром то, что кто именно в дальнейшем будет решать судьбу региона. А то, что главы России и Ирана собрались именно в Баку, говорит о том, что они держатся близко друг с другом, чтобы в трудную минуту было, где искать помощь. Этим они одновременно решили держать Алиева еще ближе к себе, предположительно, чтобы иметь  представление о том, чем он занят и в каком состоянии находятся его дела, чтобы не прозевать момент, когда он начнет строить козни против России и Ирана, как он это делал за все предшествовавшие годы. Ведь давным-давно китайский мудрец предупреждал о том, что тот, кто знает врага и знает себя - не окажется в опасности; тот, кто не знает врага, но знает себя -  будет то побеждать, то проигрывать; а тот, кто не знает ни врага, ни себя - неизбежно будет разбит в каждом сражении. А знать врага так же хорошо, как и себя, можно лишь в том случае, если держишь его очень близко к себе, то есть пристально следишь и собираешь о нём информацию. Простыми русскими словами это можно передать так: мягко говоря, за "ненадежным соседом" нужен глаз да глаз. Вот почему призыв Алиева относительно Карабахского конфликта остался гласом вопиющего в пустыне.

Фахраддин Абосзода

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image