“Если бы Карабах был присоединен к Армении, мы с Азербайджаном больше бы дружили”

13 августа, 2016 - 17:18

Автор известных картин “Полет во сне и наяву”, “Райские птицы”, режиссер и сценарист Роман БАЛАЯН в интервью “Апострофу.Лайм” рассказал о кинематографе, планах снять Святослава Вакарчука в главной роли своего нового фильма, приоткрыл занавес незавершенного сценария и подискутировал на острые темы.

 - Насколько известно из последних новостей, сейчас у вас также немало забот. Над чем работаете?

- Ну, как всегда, над собой (смеется). Мне сегодня не очень интересно снимать кино, мне скучно в кинематографе… Проката нет, а снимать для шести-семи просмотров в кинотеатрах для меня неинтересно. А чтобы снимать для фестивалей - это удел и стремление молодых. Да и вряд ли у меня сегодня получится такое... Мне бы хотелось то, что я снимаю, обратить к более широкому кругу. Если этого нет, то как-то и не возбуждает. Тем не менее сейчас пишу сценарий. Правда, все время он на 32-й странице, остальное рассказываю устно… В главной роли вижу Святослава Вакарчука. По крайней мере я под него пишу. Не в том смысле, что он там будет петь или нечто в этом роде. Мне его лицо очень интересно. Органика его. Тембр гениальный. У него, как и у Янковского, протестное лицо. В общем хотелось бы, чтобы он снимался.

- Как сам Вакарчук отнесся к идее сыграть в вашей картине? Дело в том, что обычно Святослав не рвется в киноиндустрию. Говорит, что он не актер.

- А ему и не надо будет в моем фильме быть актером. Дело в том, что человек с таким лицом не обязан играть кого-то. Будет достаточно его лица, органики, понимаете? Просто Вакарчук в разных обстоятельствах, но со своей реакцией и органикой. Мне кажется, что он замечательно сыграл бы. Вернее, прожил бы. Я понимаю, что ему, может, это не так и нужно. В кино снимаются, чтобы стать известными, а его и так все знают, больше чем любого артиста. Я и не знал, что в прессе об этом уже так много говорят. Ясно, что не из-за того, что, видите ли, Балаян будет снимать кино, а потому что Вакарчук... Он один из достойнейших и интереснейших для меня в сегодняшней Украине.

- Очень часто задаются вопросом, неужели у нас не умеют снимать кино?

- ...Дело в том, что в Украине отсутствует кинопромышленность как таковая. В Украине в год должно сниматься не менее 15 фильмов, и если из них будет пара приличных - это уже очень хорошо. А так... Я помню, один из президентов говорил “Треба ж шедеври знімати” (делает серьезное лицо). Какие шедевры? Шедевры по заказу не снимаются.

- Важный момент в культуре - языковой вопрос. И сегодня он стоит достаточно остро: это литература, музыка, переводы. Что думаете по этому поводу?

- Честно говоря, государство - это единый язык, обороноспособная армия и четкие границы. Вот этих трех вещей пока Украина не имеет. Что значит “единый язык”? Это когда человек и мыслит этим языком. В империи, например, не имело значения, кто был по национальности Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, они писали на имперском языке. Так вот, чтобы сделать украинизацию, нужны другие методы. Не экстремальные принимать меры, а щадящие, льготные и престижные.

- Сегодня часто сравнивают ситуации с Крымом и Нагорным Карабахом. Что думаете о заявлении Порошенко о том, что Украина не признает Карабах армянским?

- Знаете, я все же армянин и считаю, если бы Карабах был присоединен к Армении, мы с Азербайджаном больше бы дружили. Ну, азербайджанцы могут считать по-другому, это их право. Почему Армения признала Крым российским? Потому что в свое время Украина не признала Карабах армянским (улыбается)...

- В вашей сфере есть много коллег из России, актеры, режиссеры. Многие публичные люди сегодня открыто поддержали политику Путина. Как после этого складываются ваши отношения?

- Многие у меня спрашивают про Михалкова (отмахивается рукой), я не понимаю, не принимаю ни одной его политической мысли. Но он мой друг. Правда, если я услышу, что он где-то крикнул “бей украинцев”, я тут же вычеркну его из своей жизни… Уже полтора года с ним не общаюсь, не звоню. Что-то мешает мне. Все эти его передачи… Зачем он влез туда, я не знаю. Самое ужасное, что он это делает искренне, я его хорошо знаю. Это искреннее заблуждение. Еще в 78 году он говорил мне о “просвещенной монархии”. Очень жаль… При советской власти не было режиссера, у которого бы все пять первых фильмов были настолько классными. Это был лишь он, Михалков. Но, увы...

(С сокращениями)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image