БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В РОССИИ ПОМОЖЕТ «ЗАЩИТНИК»

17 августа, 2016 - 12:54

Сегодня, как утверждают специалисты, более одной трети россиян сталкиваются с неправомерными действиями – от низких зарплат до предвзятого отношения, хулиганских нападений на улице. Причины дискриминации зачастую кроются в религиозных и политических взглядах жертв, их национальности, языке, поле, возрасте, цвете кожи. Любое преступление, где превалирует проявление ненависти, предубеждения, вражды к определенной категории лиц, относится к категории так называемых преступлений на почве ненависти.

Обеспечить правовую, физическую и психологическую защиту может помочь новый общероссийский автоматизированный комплекс общественной безопасности «Защитник». Оказание помощи жертвам дискриминации, а также профилактика экстремизма в целом, становится актуальной государственной проблемой. Для России это необходимость, поскольку миграционные потоки имеют устойчивый характер. Трудовые мигранты из республик ближнего зарубежья – одна из наиболее подверженных проявлениям экстремизма часть населения. Не секрет, что именно они чаще всего подвергаются дискриминации в сфере оплаты труда, социальных условий, по национальному и религиозному признаку. В нынешней сложной международной обстановке, в условиях повышенной напряженности между Западом, США и Россией, для дестабилизации внутриполитической ситуации используются, прежде всего, межнациональные отношения, экстремизм и дискриминация наиболее незащищенных в правовом отношении части населения страны. Создание автоматизированного комплекса общественной безопасности поможет хотя бы частично решить эту наболевшую проблему.

Как показали первые дни работы комплекса, программа очень востребована. Ежедневно сайт посещают несколько тысяч пользователей, задают множество вопросов по самым актуальным проблемам. Особенно приветствуется программа со стороны национальных диаспор из ближнего зарубежья. Отметим, что программа разработана на грант, выделенный со стороны президента РФ. Более подробно о программе мы попросили рассказать руководителя проекта – Валерия Дмитриевича Энгеля, директора института изучения национальной политики и межнациональных отношений, руководителя программы «Защитник».

- Можно сказать, что в борьбе с экстремизмом и дискриминацией используются современные технологии?

- Эта программа направлена на то, чтобы соединить передовые интернет-технологии с юридическими и правозащитными услугами, помощью правозащитников. Вся суть нашего проекта состоит в том, чтобы с помощью сайта, с помощью мобильного приложения, с помощью горячей телефонной линии дать возможность свидетелям или жертвам дискриминации, преступлений на почве ненависти обратиться к профессиональным адвокатам, которые специализируется на этой тематике, что большая редкость в России, чтобы их права были защищены. В России это актуально потому, что в нашей стране пока что отсутствует антидискриминационное законодательство. И сделать так, чтобы человек, который подвергся дискриминации на работе, в быту, в сфере обслуживания, в сфере образования, чтобы он мог действительно защитить свои права. К сожалению, сегодня без помощи профессионального адвоката это невозможно. Статьи закона о недопустимости дискриминации фактически не работают. Наш проект направлен на то, чтобы создать такой инструмент, который позволил бы в массовом порядке решить эту проблему.

- А предполагается в случае необходимости обращаться в судебные инстанции?

- Если против человека действительно совершено преступление на почве ненависти или дискриминации, то наша задача разобраться в ситуации с помощью адвоката вывести эту проблему на уровень судебных инстанций. Это как бы наша задача. И мы приступаем к решению этой задачи.

- Возможно ли решить эту масштабную задачу в рамках финансирования в виде гранта, хоть и президентского?

- Это та проблема, с которой мы сталкиваемся. Надеемся на продолжение в виде государственного финансирования. Не будет – будем искать спонсоров из бизнес-среды. У нас есть два варианта. Либо совместить с интересами предпринимателей, получать спонсорские деньги на развитие, либо получать спонсорскую помощь от государства. Пока идем вторым путем, но думаем и о первом.

- Как отнеслись к началу работы проекта национальные диаспоры?

- Отзывы положительные и даже горячие. На наш сайт сегодня ежедневно посещает несколько тысяч человек с многочисленными вопросами и предложениями. Мы заинтересованы в том, чтобы об этом узнало как можно больше людей, взяли на вооружение диаспоральные организации. Пока что у нас обращения идут по дискриминации в сфере трудоустройства, невыплаты зарплат, перевод на сокращенную рабочую неделю. Жалобы в основном идут от граждан России, а не от мигрантов, представителей национальных меньшинств, которые считают, что они ущемлены. Конечно, мы не считаем, что здесь все хорошо, и поэтому они к нам не обращаются, но мы считаем, что в мигрантских организациях, в национально-культурных структурах нет информации о подобной службе. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей узнали о нашем продукте для того, чтобы мы оказали им реальную помощь.

- Какой вклад внесет создание комплексной системы защиты в укрепление внутриполитической стабильности в России?

- Я думаю, что чем меньше будет преступлений на почве ненависти, случаев дискриминации, тем крепче будет общественная стабильность. Почему мы назвали комплекс «Общественной безопасностью»? Это те общественные отношения, которые свободны от преступлений, от каких-то проблем преступного толка. Преступления на почве ненависти – это удар по общественной стабильности, попытка раскола нашего общества. Если кого-то дискриминируют по национальному признаку, по религиозному признаку, соответственно это путь к тому, чтобы сделать нашу страну мононацинальной, монорелигиозной. А это путь к тому, чтобы Россия замкнулась в рамках центрального административного округа.

- Удовлетворительна ли сегодня ситуация с защитой прав человека в России?

- При всем своем положительном значении защита прав человека, межнациональное и межконфессиональное согласие являются наиболее подверженными идеологическим атакам, извращению их сути и смысла. До сих пор непонятно как, каким образом появилась идея глобальной дискриминации одной их ведущих религий мира – ислама – боевиками «ДАИШ» (также «ИГ», запрещённая в России террористическая организация – Прим ред.). Ни один высокопоставленный исламский религиозный деятель, во всяком случае, в России, не признал, что люди, воюющие под знаменем «Исламского государства», являются борцами за чистоту ислама. Что в исламе содержатся установки, благославляющие их на бесчеловеченые поступки. И, тем не менее, поток пополнения «ДАИШ» почти из 70 стран мира не прекращается. Средой, питающей приток пополнения довольно прост и понятен, является неблагополучная социально-экономическая обстановка, наличие противоречий в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Россия, где проживают представители более 100 народов и национальностей, представлены все ведущие религии мира, особенно подвержена опасности дестабилизации в этих сферах.

- Межнациональные и межрелигиозные отношения активно используются для раскачки внутриполитической ситуации в так называемых гибридных войнах. Между тем, уровень ксенофобии в России уменьшился. Как влияют на ситуацию внешние силы?

- К сожалению, сегодня есть предпосылки к тому, что напряженность в этих сферах будет возрастать. Прежде всего, из-за социально-экономических проблем, падения жизненного уровня граждан, отсутствия патриотических объединяющих идей, которые были в прошлом и позапрошлом году – такие как Крым, события на Украине, которые для россиян обозначали внешнего врага в лице Запада, США. На Украину выезжали представители радикальных националистических организаций, воевали по разные стороны баррикад. Сейчас мы видим, что в последние полгода произошло несколько громких инцидентов на межнациональной почве, в том числе и со стороны скинхедов. Участились факты нападения на мигрантов, на представителей национальных меньшинств, усилилась националистическая риторика в интернете. Естественно, очень активно работают вербовщики радикальных исламских организаций. Поэтому прогнозируем рост активности радикальных националистов и поэтому и общественники должны быть начеку, проводить просветительскую работу, консультировать жертв дискриминации.

- Какова доля участия в нагнетании напряженности внешних сил?

- В первую очереди это представители радикальных исламских организаций, которые ведут серьезную работу по вербовке молодежи не только на Северном Кавказе, но и в центральной России, на Урале, Дальнем Востоке. Статистика показывает, что эта работа ведется и в вузах, она большей частью ведется в интернете. Что касается других фобий, негативное влияние на мировоззрение молодых оказывает компания по сносу памятников героям Великой Отечественной войны. То, что власть, в частности на Украине, приближает к себе политиков сомнительного толка, исповедующих идеологию пронацистского толка, вхожих в коридоры власти, они политики, представлены в Верховной раде Украины, – создает иллюзию верности этих идей. Ну и то, что Европе кризис из-за миграционных процессов, ведется настойчивое переписывание итогов второй мировой войны, рост пронацистских настроений. Это тоже своего рода негативная среда, которая влияет на мировоззрение особенно молодых людей. Мы не случайно подчеркиваем значение патриотического воспитания, противодействие любым ревизионистским движениям.

- Где хуже ситуация? У нас или в Европе? Там уже на улицах местных жителей насилуют...

- То, что Европа не справилась с наплывом мигрантов, мы говорили давно. Идет явный миграционный кризис. Россия в течение последних 10-15 лет настойчиво совершенствует миграционную политику. У нас создаются центры адаптации мигрантов, мы никого не перенаправляем в другие страны, принимаем любое количество беженцев. В миграционном плане я бы сказал, что ситуация не столь угрожающа. Но факты нетерпимости, агрессии в ходе миграционного кризиса имеют глобальный характер и свойственны всему миру.

- В дестабилизацию межнациональных и межконфессиональных отношений большой вклад вносит информационная война...

 - Нельзя устанавливать принцип коллективной ответственности. Например, совершают нарушение мусульмане, и люди видят в каждом мусульманине потенциального террориста, самоубийцу-шахида. Здесь, во-первых, должно быть просвещение, укрепление межнационального и межрелигиозного единства и во вторых, должна быть четкая и объективная правоприменительная практика. Если человек совершил правонарушение, он должен отвечать перед законом, правоохранительные и судебные власти должны быть прозрачными, объективными и законными.

- Почему-то причины экстремизма и дискриминации мы, как правило, ищем в своем доме. Но ведь действия властей в республиках ближнего зарубежья иногда в открытую провоцируют их рост...

- Мы видим, как это происходит на Украине. Такие же тенденции мы наблюдаем в некоторых государствах на постсоветском пространстве. В странах Балтии, где откровенно проходят марши СС, где не просто пересматриваются итоги ВОВ, но и пересматриваются те ценности, которые связаны с этими итогами. По этой логике Прибалтика была оккупирована Красной армией. Некоторые тревожные тенденции наблюдаются и в Белоруссии. В Польше разработана на государственном уровне программа по сносу памятников советской армии и успешно реализуется. То есть, откровенная русофобия не может не вызывать ответной реакции у нашего населения.

- Одна из деликатных и болезненных сфер - межрелигиозные отношения. Какова ситуация здесь на фоне пропаганды «ИГ»?

- На всех мероприятиях межрелигиозного характера последнего времени на самом высоком уровне представители мусульманской уммы выражают тревогу и обеспокоенность по поводу усиливающейся пропагандистской работы «ИГ», протестуют против использования СМИ этого термина. Поэтому предстоит поработать над тем, чтобы представить псевдорелигиозную сущность подобной пропаганды и дискриминации ислама.

- Попытки создать аналогичную службу предпринимались лет пять назад. Но тогда власти почему-то отказались от помощи этому начинанию. А сегодня разрабатывается проект на президентский грант. Стали лучше понимать ситуацию или это стало объективной необходимостью?

- Государство «проснулось» благодаря деятельности как отдельных личностей, так и постоянной работе межнациональных и межрелигиозных организаций. Большой вклад внес член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член Совета при президенте по межнациональным отношениям Александр Брод. Кстати, в сентябре пройдет заседание Совета, на котором он обещал доложить президенту о нашем проекте. Подобные проекты разрабатывались, но они оказались или пустышками, или же оказывали услуги за деньги. А такая служба сегодня крайне нужна. Если с внутренними миграционными процессами мы еще справляемся и регулируем, то внешние миграционные потоки бросают постоянные вызовы. Поэтому и такая чехарда в правилах ФМС, в работе с трудовыми мигрантами. Это особенно важно в связи с неспокойной международной обстановкой, террористическими актами в ведущих европейских странах. Автоматизированная система «Защитник», мы надеемся, поможет снизить градус напряженности и выйти на более высокий уровень в деле защиты от экстремизма и дискриминации в России.

Интервью подготовил Эдвард Сахинов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image