Богдан Салтанов (Аствацатур Салтанян) (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; ок. 1630, Новая Джульфа — 1703, Москва) — главный мастер Оружейной палаты (с 1686), придворный художник царя Алексея Михайловича и его преемников. Автор икон, иллюстраций к рукописям, парсун.
Богдан Салтанов – личность для русской культуры второй половины XVII века весьма примечательная, но, к сожалению, несмотря на большое количество посвященных мастеру публикаций1, во многом так и остающаяся для нас загадкой.
Обилие имеющихся документальных сведений о многочисленных работах, выполненных художником во время службы при царском дворе, не может заменить практически полного отсутствия его сохранившихся достоверных произведений. Это,в свою очередь, не дает возможности правильно оценить тот вклад, который художник, занимавший очень важное место в строгой иерархической структуре художественных мастерских Оружейной палаты, внес в развитие живописного дела в Москве во второй половине XVII века. За длинным перечнем рутинных работ, входивших в сферу обязанностей придворного живописца, теряется главное – реальная роль Богдана Салтанова в русском художественном процессе того времени.
Отдавая дань уважения всем авторам, когда-либо писавшим о Богдане Салтанове, все-таки нельзя не признать, что некоторые достаточно важные моменты его творческой биографии, даже при наличии документов, рассматривалась довольно поверхностно, а порой и тенденциозно, из-за чего вплоть до сегодняшнего дня интерпретируются неверно. Упускались некоторые очень важные детали, которые вносят существенные дополнения и коррективы в наши представления о жизни и творчестве художника. Это в полной мере относится уже к обстоятельствам приезда Богдана Салтанова в Москву. Как известно, художник прибыл в столицу Российского государства в 1666 г. из Новой Джульфы, армянской колонии в Персии близ Исфагана. За несколько лет до этого, в 1660 г., царь Алексей Михайлович получил богатые дары от торгового представителя персидского шаха армянского купца Закара Саградова, среди которых был тот загадочный предмет, из-за которого и пришлось вызывать художника в Москву, – изображение Тайной вечери на медной доске. В научной литературе распространена точка зрения, согласно которой это изображение было выполнено Салтановым, так как царь требовал доставить к нему его автора2. Документальным источником этой истории являются два письма Закара Саградова, адресованные на имя царя Алексея Михайловича и дьяка Посольского приказа Алмаза Иванова3. Медная доска упоминается в обоих, только в одном случае говорится, что на ней была нарисована вечеря страстного четверга, а в другом, что награвирована4. Таким образом, есть все основания считать, что в руки Алексея Михайловича попала доска для гравирования, очевидно, западноевропейская, оказавшаяся в Новой Джульфе в силу широких связей ее жителей с армянскими диаспорами Западной Европы5. Как не совсем понятную диковинку доску поднесли царю, который сразу же ей заинтересовался, поскольку на 1660-е г. пришлось становление русской гравюры на металле. Прибытие Салтанова в Москву по времени совпало с первыми опытами печати гравюр с медных досок, которые были осуществлены при царском дворе гравером Афанасием Трухменским по рисункам иконописца Симона Ушакова6.
Относительно «тафтяных» портрета Никона и трех икон Высоко-Петровского монастыря существует мнение о том, что они попали туда из дома опального боярина В. В. Голицына68. Не касаясь правомерности этого мнения, отметим, что огромный размер икон «Богоявление» и «Проповедь Иоанна Предтечи» (более 4 метров) дает основание предполагать, что изначально они писались не для частного дома, а для какого-то огромного храма, каким в ту пору был только один Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря.
Н. И. Комашко
Господь Бог, долготерпеливый праведный,
Дал мне в уста истинное слово,
Чтобы нам возвестить о богоневестной отроковице,
Которая в Вифлееме Слово Божие родит.
Поэтому честной и достойной и всегда блаженной матерью наречется,
Ибо от своих сосцов будет питать Бога,
И девство её всегда во веки пребудет.
Бог праведный дал мне говорить так,
чтобы я объявила миру деву чудную,
которая в Вифлееме родит Сына.
Впрочем, девство её Он не повредит.
Святая угодная «Богу» облагодатствованная мать,
Которая будет питать сама этого Отрока.
Богдан Салтанов.
1673 год
Будет девица малолетняя,
Честна и велика и вечной хвалы достойная,
Между всеми поколениями жен принимать ублажения будет,
На своих руках великого царя поднимет,
К которому Святым Духом три царя приведены будут
И поклонятся Ему с дарами верой совершенной.
И воздадут Ему славу, хвалу и честь.
И вся тварь Ему возрадуется.
Девица, в веке молодом, станет в честь человеку.
Мы же все почитать её будем.
Царя в руках иметь будет,
Которому три правоверных царя принесут дары.
Богдан Салтанов.
И ты тогда битву от Асии, о Византий, примешь
И стон тогда восприимешь и неисчислимую кровь.
Последний век стиха кумского уже пришел.
Уже новое рождение с высокого неба пришло.
Процветет же цвет чистый.
Мертвые воскреснут,И хромые пойдут быстро, и глухой услышит,
И слепой увидит, и заговорит немой.
По волнам шествует и исцелит всякую болезнь у людей.
Оживит мертвого и примет много страданий.
И из одного источника хлебом насытит людей.
Пятью хлебами, вместе и двумя рыбами
Мужей 5000 в пустыне насытит.
И оставшихся собрав всех кусков
Двенадцать наполнит корзин к надежде многих.
В беззаконные руки и неверные потом попадет.
И воздадут Богу ударение в ланиту руками нечестивыми
И устами скверными плевание ядовитое.
И, будучи биен в латину, молчит, чтобы никто не узнал,
Какое Слово и откуда пришло, чтобы смертным говорить.
Предает на биение прямое чистое плечо.
И на голове Своей венец понесет терновый.
Ибо ты, сонмище самое безумное,
Бога твоего не познал,
Играя в помышлениях мертвых,
Но и терновым увенчал ты венцом,
Горькой желчью ты напоил.
Вместо пищи желчь, и вместо воды уксус дали.
Нестраннолюбием сию покажет трапезу.
Скорбный, безчестный, не имеющий вида,
И в скорбях даст надежду.
И храмовая завеса разорвется, и посреди дня
Ночь будет темная и землетрясение в три часа.
И жребием смерти в три дня совершит умерший.
И тогда из мертвых воскреснет и придет к свету,
Первым начало воскресения показав.
Но когда всё это совершится, как я сказала,
В Нем весь Закон разрешится.
Это — древо счастливое, на котором Бог распят.
Тебе водящему, аще некое знамя будет беззакония нашего.
Суетную непрестанно разрешит боязнь земля.
Уже слова мои, уже последние
Правдивы, и пребудут вечно.
Через них нам Царя знаменуют
И пришествие Его в мир обещает — Того,
Кто с миром с нами будет жить,
И всему миру явится скорбным,
И примет на Себя человеческое тело,
Господу Богу весьма приятное.
Деву возьмет Себе матерью,
Предвидя её праведность.
Придут воистину к нам от невесты спасение,
Послушание, достоинство и чудеса —Поэтому вместит Господа своего
В пречистое тело своё с неба вышнего.
Господь Бог, долготерпеливый праведный,
Дал мне в уста истинное слово,
Чтобы нам возвестить о богоневестной отроковице,
Которая в Вифлееме Слово Божие родит.
Поэтому честной и достойной и всегда блаженной матерью наречется,
Ибо от своих сосцов будет питать Бога,
И девство её всегда во веки пребудет.
Бог праведный дал мне говорить так,
чтобы я объявила миру деву чудную,
которая в Вифлееме родит Сына.
Впрочем, девство её Он не повредит.
Святая угодная «Богу» облагодатствованная мать,
Которая будет питать сама этого Отрока.
Добавить комментарий