Фархат Патиев: Эрдоган пытается остановить процесс зарождения Курдистана

24 августа, 2016 - 20:37

Сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации рассказал «Телеграфу» о положении курдского населения на Ближнем Востоке.

В последнее время ближневосточный регион по-настоящему лихорадит. Сирия, Турция, Ирак — все эти государства постоянно отмечаются в лентах информационных агентств, и почти всегда новости об этих странах связаны с военной напряженностью. Сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии (ФНКА) курдов РФ Фархат Патиев рассказал «Телеграфу» о положении представителей курдской национальности в этом регионе.

— Каково соотношение курдского населения по отношению к общему населению в Турции, Сирии и Ираке (в каждой стране отдельно)?

— В Турции проживают 23-25 млн курдов, что составляет 30-32% населения страны. Чуть более половины из них проживает на территории Курдистана, остальные рассредоточены в турецкой части страны — преимущественно в провинциях, расположенных на средиземноморском побережье, начиная от провинции Мерсин до Стамбула, в шутку называемого курдами самым крупным «курдским» городом из-за проживающих в нем 4-5 млн курдов (это треть населения мегаполиса). Под турецким Курдистаном подразумевают 25 провинций, расположенных на востоке и юго-востоке страны. Их население составляет более 16 млн человек, преимущественно курдской национальности.

В Сирии проживает около 3,5 млн курдов, что составляет около 18% от общего числа населения страны. Что касается Ирака, то здесь проживает около 6,5 млн курдов, также составляющих 18% населения страны. Курды проживают преимущественно на территории Курдистана, но есть крупные общины в Багдаде, Басре и других городах Ирака.

Таким образом, в Турции, Сирии и Ираке проживает 33-35 млн курдов, а в самом турецком, сирийском и иракском Курдистане проживает 28,8 млн человек. Если учесть курдов Ирана (13% населения страны или чуть более 10 млн человек) и население Иранского Курдистана, то общая численность курдов в четырех странах, в которых расположен Курдистан, достигает 43-45 млн человек, а население Курдистана (турецкого, сирийского, иракского и иранского) составляет 40,3 млн человек.

— Насколько известно, есть еще одна крупная группа курдов — езиды. Можете вкратце пояснить, в чем основные отличия курдов от езидов? Проживают ли езиды в Турции и Сирии?

— Езиды являются частью курдского этноса, сохранившей древнейшую традицию почитания солнца, огня и природных стихий. Сегодня лишь 2,3% курдов (около 1 млн человек) являются последователями одного из древнейших вероучений. Остальные курды исповедуют ислам суннитского и шиитского толка, алевизм, христианство и иудаизм. Данное положение во многом обусловлено насильственной исламизацией, охватившей Курдистан в период арабских завоеваний (VII-IX вв.) и продолжавшейся до наших дней. Каких-либо существенных отличий езидов в языке, культуре, обычаях и традициях от остальной части курдского этноса не имеется, за исключением традиций, сложившихся под влиянием религий, исповедуемых курдами.

До последнего времени большинство езидов проживало в Курдистане: в иракской части — свыше 400 тыс., сирийской — около 100 тыс. и турецкой — около 50 тыс., остальные — в странах Западной Европы, США, России, Армении, Грузии, Украине и некоторых других странах. Однако после трагических событий 3 августа 2014 года многие езиды, проживающие в регионе Шенгал (Ирак), спасаясь от преследования боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ — прим. ред.), вынуждены были покинуть свои дома и искать безопасное убежище, в том числе в европейских странах.

— Каково в данный момент положение курдов в Турции? Почему президент Эрдоган часто относит их к экстремистским и даже сепаратистским движениям?

— В целом положение курдов в Турции можно охарактеризовать как тяжелое. С одной стороны, идет военное противостояние различной интенсивности между турецкими силовиками и курдами на востоке и юго-востоке страны, с другой, продолжается преследование курдских народных избранников. Однако, несмотря на это, курды продолжают борьбу не только за создание автономии в составе Турции, но и за преобразование Турции в светское правовое государство европейского типа.

Идеология, на которой зиждется Турецкая Республика, основана на национальном превосходстве одного этноса над всеми остальными. Долгие годы турецкие власти воспитывали граждан страны в духе национального лозунга «счастлив только тот, кто является турком». Людям внушали, что Турция — моноэтническое государство, и каждый, кто перечил официальной позиции государства, подвергался жестокому наказанию. А когда курды попытались возвысить свой голос, их обвинили в предательстве и сепаратизме. С приходом Эрдогана и некоторым смягчением политического курса турецкого государства на какое-то время показалось, что историческое примирение между различными частями многонационального и многоконфессионального общества Турции возможно. Однако со временем выяснилось, что смягчение режима было частью политики «кнута и пряника», имеющего своей конечной целью либерализацию курдского политического движения, его дезорганизацию, вплоть до полного самоуничтожения. Но в условиях смягчения режима курдское политическое движение не только не дезорганизовалось, но настолько окрепло, что в три раза увеличило число своих сторонников на парламентских выборах. Успех сопутствовал и на муниципальных выборах в 2014 году, по результатам которых правящая в Турции партия потерпела поражение в большинстве городов и провинциях турецкого Курдистана.

После этого Эрдоган пришел к выводу, что процесс зарождения Курдистана запущен, и остановить его может лишь принятие радикальных мер в отношении всех потенциальных виновников. Во-первых, среди них оказались члены интеллектуального сообщества Турции, включая артистов, юристов, журналистов. Во-вторых, ближайший соратник Эрдогана — исламский богослов Фетуллах Гюлен, являвшийся сторонником осуществления по отношению к курдам политики медленной внутренней экспансии, путем внедрения агентов влияния и приобщения курдов к ложным и искаженным религиозным ценностям, однако не оправдавший надежды Эрдогана. В-третьих, генералитет — та его часть, которая в период с 2015 по 2016 год была задействована в операциях против курдского населения на востоке и юго-востоке страны, но не добившаяся ожидаемых результатов. И, в-четвертых, это непокорные курды — главные противники режима Эрдогана, расстроившие все его ближневосточные планы.

Курдская сторона неоднократно заявляла о своем желании и готовности пересмотреть свое отношение к решению курдского вопроса и найти выход в переходе унитарного устройства к федеративному. Но Эрдоган и его правительство боятся этого, поскольку в случае федерализации Турции и пропорциональном распределении властных полномочий страна может на треть оказаться в руках курдов. Эрдоганом и его правительством было совершено множество стратегических ошибок, в том числе конфликт заключается в том, что любое их решение принималось ими сквозь призму нанесения урона главному, на их взгляд, противнику — курдам. В числе этих ошибок — оказание всесторонней помощи различным террористическим организациям, их укрепление на территории Сирии, Ирака и в самой Турции.

— Почему курды настолько активно отстаивают идею федерализации курдской автономии в Сирии? И возможно ли это в Турции?

— Единственное, что может сгладить существующие противоречия, — это введение гибкой системы управления, защищающей права и свободы широких масс (народов, конфессиональных групп) и обеспечивающей интересы регионов. В этом плане федерация является более гибкой системой, нежели унитарное государство. План по внедрению унитаризма в ближневосточном регионе потерпел крах. Федерализм — не идеальная, но лучшая модель для региона. Это применительно и к Сирии, и к Турции, и к другим странам Ближнего Востока. 

Дмитрий Матвеев

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image