Лица армянской истории: Выпуск V. художники

1 сентября, 2016 - 21:39

Армяне занимали и занимают видное место в мировой истории. Тому свидетельство – большое количество портретов (от фр. portrait – «воспроизводить что-либо черта в черту») как государственных и военных деятелей, представителей творческих профессий, священнослужителей, купцов, так и простого люда армянских кровей работы видных живописцев и скульпторов.

Редакция газеты надеется, что тематические выпуски «Лица армянской истории» будут представлять определенный интерес для читателей.


АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ

(1817 – 1900), художник-маринист, баталист, меценат. Почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте, кавалер орденов Почетного легиона (Франция, 1857), Св. Александра Невского (Россия, 1897)

Родился в Феодосии. Его детские годы прошли в бедности в результате разорения отца. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Санкт-Петербурга. После окончания Академии много путешествовал по Европе. С 1844 г. живописец Главного морского штаба. В 1847 г. стал профессором Академии художеств Санкт-Петербурга.

Наиболее успешен художник был в морских пейзажах. Среди известнейших его картин – «Девятый вал» (1850), «Черное море» (1881), «Армяне-мхитаристы на острове Св. Лазаря» (1843), «Портрет М.Т. Лорис-Меликова» (1888), «Крещение армянского народа» (1892). Автор около шести тысяч работ.


ШАМШИНЯН АРУТЮН ИСАКОВИЧ

(1856 – 1914), мастер жанровой живописи

Родился в Тифлисе, где учился в художественной школе Общества поощрения изящных искусств на Кавказе. Благодаря ходатайству Общества в 1877 г. он был в виде исключения принят в Академию художеств Санкт-Петербурга на правах вольнослушателя. Учился у возглавлявшего класс исторической живописи профессора В.П. Верещагина, на втором курсе перешел в натурный класс, учился у И.Е. Репина. Окончив Академию и получив звание классного художника, в 1885 г. вернулся в Тифлис.

В основном писал картины, отражающие быт народов Южного Кавказа, колорит Тифлиса («Продавец фруктов», «Улица на Майдане», «Шайтан базар», «Нищий ассириец», «Перс-банщик»).


БАШИНДЖАГЯН ГЕВОРК ЗАХАРОВИЧ

(1857 – 1925), живописец-пейзажист. Основоположник армянского реалистического пейзажа. Почетный член Союза работников искусств Грузинской ССР (1925)

Родился в Сигнахи (Грузия). Художественное образование получил сначала в Тифлисе, в Рисовальной школе при Кавказском художественном обществе, а затем в Академии художеств в Петербурге, где в 1879 – 1883 гг. учился у Михаила Константиновича Клодта. Окончил Академию с серебряной медалью, что дало ему право на получение стипендии для путешествия по Европе. В 1883 г. путешествовал в Армению, в 1884 г. – в Италию и Швейцарию. Затем до конца жизни жил в Тифлисе.

Создал более тысячи картин: «Арарат» (1883), «Дом

Х. Абовяна в Канакере» (1884), «Озеро Севан в лунную ночь» (1894), «Дорога в Дилижан» (1895), «Река Раздан с Еревана» (1897), «В горах Зангезура» (1904)).


АКСЕНТОВИЧ ТЕОДОР

(1859 – 1938), польский художник армянского происхождения, портретист

Родился в румынском городе Брашове. В 1879 – 1882 гг. обучался в Мюнхенской академии изящных искусств, в 1882 – 1895 гг. – в Париже. После окончания обучения работал художником-иллюстратором, предпринимая многочисленные поездки в Лондон и Рим, где писал портреты. В 1895 г. переехал в Краков, где стал профессором в Художественной школе изящных искусств. С 1910 г. – ректор Краковской академии искусств. Особое внимание в своих работах художник уделял сценам этнографической жизни гуцулов и польских армян («Крещение Армении», «Армяне в Польше»). Аксентович был автором витражей для армянского кафедрального собора во Львове.


ФЕТВАЧЯН АРШАК

(1866 – 1947), художник-график

Родился в Трабзоне. В 1887 г. окончил Константинопольский колледж искусств под руководством Сальвадора Валлери, затем Римскую академию художеств Св. Луки.

Одновременно обучался у профессора Чезарэ Макариэ. Жил и работал в Тифлисе, Европе, США, Армении. В начале XX в. посетил, вместе с экспедицией Николая Марра, развалины Ани. Запечатлел памятники архитектуры исторической Армении. Особенно известна серия акварельных картин, посвященных Ани.


АГАДЖАНЯН СТЕПАН МЕЛИКСЕТОВИЧ

(1863 – 1940), живописец-портретист, педагог. Народный художник Армянской ССР (1938)

Родился в г. Шуше, где учился в духовной школе и русском реальном училище. Начальное профессиональное образование получил в художественной студии в Марселе, обучался в Академии Жюлиана в Париже, брал уроки у Жан-Поля Лорана и Жан-Жозефа Констана. В 1900 г. вернулся на родину в Шушу, где создал парные портреты родителей. В 1903 – 1922 гг. жил в Ростове-на-Дону, преподавал рисование в школах. В 1922 г. переехал в Ереван, где до конца жизни занимался преподавательской деятельностью в Ереванском художественном училище.

Среди созданных им портретов особенно известны: «Дядюшка Седрак» и «Васил» (1926), «Писатель Эминь Тер-Григорян» (1927), «Беспризорник» (1928), «Карабахская женщина», «Композитор А. Тер-Гевондян», «Бесприютный».


ТЕРЛЕМЕЗЯН ФАНОС ПОГОСОВИЧ

(1865 – 1941), живописец, график. Народный художник Армянской ССР (1935)

Родился в г. Ван Западной Армении. Учился в школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1895 – 1897) и в Академии Жюлиана в Париже (1899 – 1904). В 1913 г. на Международной художественной выставке в Мюнхене художник был награжден золотой медалью за картину «Притвор Санаинского монастыря» (1904).

Один из лидеров самообороны Вана в 1915 г.


АРЦАТБАНЯН АМАЯК АБРАМОВИЧ

(1876 – 1920), живописец

Родился в Нахичевани-на-Дону, в семье ювелира. В 1894 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Живописи обучался в мастерской В.А. Серова. Окончил училище с золотой медалью. Вернувшись в Нахичевань, художник принимает активное участие в культурной жизни города. Дважды был в Армении – в 1911 и 1915?гг. Первая его поездка дала серию более чем из двадцати пейзажей и этюдов: «Вид на Арарат», «Развалины храма Св. Григория в Ани», «Вид на Алагяз». Вторую поездку он совершил в дни геноцида армян в Османской империи. Эта трагедия нашла художественный отклик в картинах художника: «Долина слез», «За что?», «Резня», «Зверства турок в Армении», «Пожар в армянской деревне». В 1916 г. вступил в «Союз художников-армян».

Жизнь Арцатбаняна оборвалась трагически: 8 января 1920 г., отступая из Ростова-на-Дону под натиском красной конницы, белогвардейцы застрелили художника в его собственной квартире.


ЯКУЛОВ ГЕОРГИЙ БОГДАНОВИЧ

(1884 – 1928), художник-авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве»

Родился в армянской семье в Тифлисе. Его отец, адвокат, довольно рано умер. В 1893 г., после смерти главы семьи, мать, взяв с собой детей, переехала в Москву. В Москве Георгий стал студентом Лазаревского института восточных языков. В 1901 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За пропуски экзаменов в 1903 г. был отчислен и взят в армию. Служил на Кавказе, участвовал в Русско-японской войне. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». В 1920 – 1921 гг. изобретательно оформлял спектакли А. Таирова в Москве, в 1927 г. – С. Дягилева в Париже.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


САРЬЯН МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ

(1880 – 1972), живописец-пейзажист, график и театральный художник. Народный художник Армянской ССР (1926), академик Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1960), лауреат Ленинской премии СССР (1961), Герой Социалистического Труда СССР (1965), обладатель золотых медалей (Гран-при) Всемирных выставок в Париже (1937) и Брюсселе (1958)

Родился в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону (ныне в пределах Ростова-на-Дону). С 1897 по 1904 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В.А. Серова и К.А. Коровина. В 1901 – 1904 гг. предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан. С 1910 по 1913 г. совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1921 г. по приглашению правительства Армении переезжает на жительство в Армению. В 1930-х главной темой Сарьяна остается природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты и яркие натюрморты.

Известные произведения: «У подножия Арарата» (1904), «У колодца, жаркий день» (1908), «Цветы Калаки» (1914), «Портрет поэта Цатуряна» (1915), «Портрет архитектора А.?Таманяна» (1933), «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна» (1952), «Портрет Р.Н. Симонова», «Портрет А.С. Исаакяна».

Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване.

Подготовили Марина и Гамлет Мирзояны

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image