План Маршалла для Армении: как реагировать России на приход Карапетяна

15 сентября, 2016 - 12:37

Новому премьер-министру дан карт-бланш на изменения, считает армянский журналист.

А. Х.: Математика, шахматы, точные науки — это армяне любят. Это единственный сектор экономики, который всё время показывает двузначные показатели роста…И я вам скажу, что все региональные центры крупнейших мировых IT-компаний расположены в Армении. Они тесно сотрудничают с нашим политехническим институтом, потому что они видят, что в Армении можно готовить хорошие квалифицированные кадры. Этот потенциал можно использовать. Поэтому если Россия хочет показать преимущества евразийской интеграции, для Армении нужен какой-то план Маршалла, как в своё время у американцев, которые, прямо скажем, победили Советский Союз. На примере одной и той же страны — ФРГ и ГДР — один и тот же народ показывал, что их модель намного лучше и эффективнее, чем социалистическая. И не люди из ФРГ бежали в ГДР, а наоборот.

Полную версию программы "За рубежами" с Айком Халатяном читайте ниже.

Д. НАДИНА: В студии Дарья Надина. Всех приветствую, всем добрый день! Говорить ближайшие полчаса будем об Армении. В нашей студии Айк Халатян, армянский журналист, политический обозреватель. Здравствуйте, Айк!

А. ХАЛАТЯН: Добрый день!

Д. Н.: Довольно много любопытных новостей пришло из Еревана накануне. Во-первых, был назначен новый премьер-министр Армении: им стал Карен Карапетян. Его в средствах массовой информации называют чуть ли не "человеком из Москвы", "человеком Путина". Я много разных характеристик читала этого премьер-министра Армении. И я прочитала любопытный материал. Какой-то обозреватель — даже имени не запомнила — любопытно написал: говорит, что сейчас кого ни назначь, любого будут называть "человеком из Москвы". Потому что абсолютно любой политик, который получит хоть какую-то номинальную власть в Армении, будет проводить ту же политику, что и до него, потому что Армения находится географически там, где она находится, и просто вынуждена быть в более или менее дружеских отношениях с Россией. Армении всегда нужно оружие, потому что у неё есть карабахский конфликт, а чтобы было оружие, надо дружить с Россией. Примерно вот так написано. Вы согласны с такой позицией?

А. Х.: Да. Потому что даже если мы посмотрим на начало 90-х, когда после развала СССР быстро поменялась позиция армянских властей. И сначала российские войска должны были покинуть Армению, а потом, именно при первом президенте, отменили всё опять. И сразу же была достигнута договорённость о том, чтобы была создана российская база в Гюмри, и все три президента, несмотря на то что второй и третий особенно различались с первым своим подходом к этим вопросам, в отношении с Россией проводили одну и ту же линию.

    "Это понятно: Россию можно любить, не любить, но не учитывать её наличие в регионе — это бессмысленно и глупо"

    — А. Халатян

Д. Н.: Вы упомянули первого президента. Ведь Армения уже трёх президентов видела с момента независимости?

А. Х.: Да.

Д. Н.: И все они проводили одну и ту же политику? Они кардинально не отличаются друг от друга?

А. Х.: Вот именно. Поэтому нынешнее назначение, эти месседжи, которые президент Саргсян шлёт, призваны донести ту мысль, что всё-таки будут какие-то изменения. Сейчас в основном говорится о внутренней политике и, в частности, социально-экономической политике. Будут какие-то изменения, потому что люди понимают, что кардинальных различий между тремя президентами не было, хотя они были противниками даже в президентских выборах. Но кардинальных различий, как по вопросам обеспечения нужных результатов на выборах (я так это мягко назову), как по распределению доходов близких к себе лиц и всех остальных, — никаких радикальных различий между ними не было. Сейчас все понимают, что в обществе есть очень сильное недовольство, и посылают мысль, что этому новому премьер-министру дан карт-бланш на какие-то изменения. Будут ли эти изменения или нет — это уже другой вопрос, потому что есть очень большие сомнения, что он будет в состоянии их сделать, что система позволит кардинальные изменения.

Д. Н.: Хорошо. По поводу перемен: каких перемен ожидает общество? Всё-таки мы прекрасно помним акции протеста в Армении, которые были, и захват здания полиции несколько недель назад, и то, что местные жители встали на сторону захватчиков, это мы всё тоже помним. Что может сделать Карен Карапетян? И главное: как может измениться внутренняя политика?

А. Х.: Проблемы, которые есть в Армении, можно разделить на две группы. Есть некоторые объективные проблемы: карабахский конфликт, сложная транспортная ситуация у Армении, отсутствие общих границ с Евразийским союзом, падение цен на сырьё (кстати, в Армении один из ведущих экспортов — медь и горнорудная промышленность) — это всё влияет и не зависит от Армении. Есть другие проблемы, которые при желании можно хоть как-то урегулировать: это повышение уровня эффективности властей, снижение уровня коррумпированности, это слом олигархический системы экономики. Понимаете, в Армении очень многое зависит от импорта. Весь импорт, особенно самый доходный, распределён между некоторыми людьми. И Армения знает фамилии.

Например, бензин имеют право ввозить только 2—3 человека или компании. Сахар имеет право ввозить только один человек в Армении. Люди хотят таких изменений, чтобы была создана свободная экономическая конкуренция. Вот тут-то мы и приходим к вопросу: в состоянии ли будет Карен Карапетян это сделать? Потому что экономическая конкуренция — чего в первую очередь хочет общество — подразумевает, что рано или поздно она приведёт и к политической конкуренции. На данный момент этого в Армении в реальности нет.

В Армении очень либеральная политическая ситуация, но, если смотреть трезво на распределение сил, какой-то реальной конкуренции действующим властям нет. Потому что все деньги у них в руках, все механизмы администрации у них в руках, большинство информационных ресурсов у них в руках. Понимаете, такой реальной политической конкуренции нет. Поэтому я сомневаюсь в том, что даже тот карт-бланш, который, как президент Саргсян сказал, есть у Карена Карапетяна, позволит ему до конца перейти дорогу тем людям, о которых я уже сказал, которые сидят на этих доходных статьях, — вообще-то очень близкие к партии власти люди, члены этой партии власти. И второе: власть всё же рискнёт создать экономическую, а далее и политическую конкуренцию, потому что это в первую очередь грозит ей.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image