Армянский вопрос взамен турецкой авиабазы?

15 сентября, 2016 - 18:02

Несколько дней назад немецкое издание Spiegel Online со ссылкой на свои источники в правительстве Германии распространило информацию о том, что официальный Берлин вскоре открестится от нашумевшей резолюции Бундестага по геноциду армян. Этот политический жест адресован Анкаре. Взамен немецкое правительство ожидает, что Турция не откажется от сделки по вопросам мигрантов с ЕС и впустит на авиабазу НАТО “Инджирлик” немецких депутатов, пишет Kavpolit.Ru.

Представители правительства Германии хоть и опровергли данную информацию, однако в то же время оговорились, что резолюция «не имеет обязательной юридической силы». Получается, парламентская Германия во внешней политике дистанцируется от резолюции Бундестага в отношениях с Турцией. Возникает вопрос – почему?

Жест для Турции

По информации Spiegel, стремление правительства Германии дистанцироваться от резолюции собственного парламента является политическим жестом, адресованным Анкаре. Цель – задобрить турецкий истеблишмент, чтобы тот не отказался от миграционной сделки с ЕС и впустил делегацию парламента Германии на авиабазу “Инджирлик”. Подобное условие ранее выдвинул глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Ему ответил германский коллега Франк-Вальтер Штайнмайер, который заявил, что вопрос посещения базы никак не может быть связан с признанием геноцида. Официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт, как и ожидалось, ответил на сообщение Spiegel. Oн опроверг тезис о том, что кабинет министров готов пойти на уступки Турции и дистанцироваться от резолюции Бундестага по геноциду армян.

«Об этом не может быть речи. Немецкий Бундестаг имеет право и возможность высказываться на любую тему, когда считает это правильным. Правительство Германии поддерживает и защищает это суверенное право немецкого парламента», — заявил Зайберт. Однако затем “уточнил”: «Резолюция Бундестага не является юридически обязывающей».

Это простая оговорка или жест в адрес Анкары, как утверждает Spiegel? Первый вариант был бы актуален, если бы аналогичный акцент в своем выступлении не ставил сам глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. В тот же день после встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, комментируя сообщение газеты, он признал: в самом Бундестаге отметили, что «не каждая резолюция имеет юридическую силу». О позиции правительства по данному вопросу Штайнмайер умолчал.



…Ради «миграционной сделки»

Пока официальные круги Германии сквозь зубы говорят об отсутствии у резолюции Бундестага «юридической силы», большинство немецких экспертов уверенно отмечают, что Берлин «преклонился» перед Турцией. Они приводят две причины юридической «кастрации» резолюции Бундестага – желание не допустить срыва миграционной сделки с Турцией и добиться доступа к авиабазе “Инджирлик”, где у Германии есть военная техника и личный состав войск.

Такой точки зрения придерживается известный немецкий политолог Александр Рар, по мнению которого Берлин и лично Ангелу Меркель сейчас заботят именно эти вопросы. «Сейчас эта проблема волнует больше всего правительство Германии, которое пошло на поклон. Да, это преклонение перед Турцией Эрдогана. Он нужен госпоже Меркель для сдерживания наплыва мигрантов в Европу. Это очень чувствительный вопрос для Германии, тем более что через год в Германии ожидаются парламентские выборы, а миграционный кризис продолжает усугубляться. То есть здесь есть еще и внутриполитическая целесообразность», — подчеркнул он.

По мнению Рара, заявление немецких властей об отсутствии у резолюции Бундестага «обязательной юридической силы» и есть первый признак публичного дистанцирования правительства от этого акта. Так правительство желает донести до Турции, что резолюция не является для него призывом к действию, считает наш собеседник. То есть, как отмечает Рар, принятая резолюция не может стать фактором, формирующим повестку внешней политики Германии, особенно в отношениях с Турцией.

«Это то же самое, как недавно французский сенат проголосовал за отмену санкций против России, но правительство этой страны заявляет, что это его не касается. Сейчас разные представители германских властей могут, конечно, выступать с различными опровергающими заявлениями, однако все настолько ясно, что тут сказать больше нечего», — пояснил наш собеседник.

Что думает официальный Ереван?

Ереван не выступил с заявлением по этому вопросу и молча удовлетворился ответной реакцией правительства Германии. Пост об «опровержении» сообщений немецкой прессы сразу же выложил на своей странице в Facebook один из лидеров правящей Республиканской партии Армении, бывший министр науки и образования Армен Ашотян.

Во властных кругах не стали официально комментировать «оговорку» Берлина. Однако в частных беседах на условиях анонимности многие были недовольны заметкой правительства Германии об отсутствии у резолюции «юридически обязывающей силы».

«Это заявление, конечно, неприятно для нас, но мы понимаем, зачем это делается. Для Турции, конечно же. Однако от этого суть вопроса не меняется. Ведь от этого резолюция Бундестага не аннулируется. Это уже свершившийся факт», — сказал КАВПОЛИТу высокопоставленный чиновник правительства, пожелавший остаться неназванным.

(С сокращениями)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image