АРМЯНЕ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

27 сентября, 2016 - 20:31

Рассматривая карту мира, невольно задумываешься о нашей истории. Куда только не заносила армян судьба!  Бесконечные войны, нашествия и социально-экономические катастрофы заставляли армян  искать пристанище далеко за пределами исторической родины. По всему миру, в том числе и в Средней Азии, появлялись армянские общины, возводились  церкви, строились школы... 

Об армянских поселениях в Средней Азии свидетельствуют археологические находки, древние рукописи, труды армянских историков, а также некоторые кипчагские источники, написанные армянским алфавитом и хранящиеся в ереванском Матенадаране.

КОНТАКТЫ АРМЯН СО СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ НАРОДНОСТЯМИ и государственными образованиями имеют давнюю историю. Предположительно они начались со времен Тиграна II Великого (95-55 гг. до н.э.), когда армянское царство простиралось от границ Египта и Средиземноморья до Каспийского моря и Средней Азии. Согласно исследованиям историка Б.Арутюняна, власть армянского "царя  царей" признавали также среднеазиатские сакарауки, номинально являющиеся союзниками армянского монарха.

В последующий период, когда Армения была разделена между Римом и Персией (387 г.), армяне устремились в Среднеазиатский регион в I в. в связи с гонениями на христиан в Римской империи.  Религиозная нетерпимость Рима способствовала  продвижению армян также  в Китай и  восточные области  Ирана.  Видимо, вследствие  этой политики Смбат Багратуни, получив "врканское  марзпанство" и прибыв на место, по сведениям армянского историка VII века Себеоса, обнаружил там поселения изгнанных со своей родины армян и переселенных в Туркестан.

Значительная часть  армянского населения была переселена в Среднюю Азию и во времена Тамерлана. По свидетельствам современников, это были преимущественно ремесленники и строители.

Важное значение в освоении региона армянами имела торговля по Великому Шелковому пути, протянувшемуся на тысячи километров от древней китайской столицы Чаньани до Средиземноморья и далее. В разное время в связи с политической обстановкой маршруты Шелкового пути проходили через Среднюю Азию, Иран, Кавказ, соединяя восток и запад. Сотни лет купцы, в том числе и армянские, везли по караванным дорогам этого грандиозного торгового маршрута фарфор и ткани (в основном шелк), пряности и красители, золото и драгоценные камни, основывая по пути торговые дома и лавки.

С течением времени армянское население Средней Азии  увеличивалось за счет притока новых мигрантов - мелких торговцев, ремесленников, камнетесов, строителей, однако активное переселение армян в этот регион началось во второй половине XIX века, после присоединения к Российской империи и образования Туркестанского края.  По сохранившимся сведениям, в 80-х гг. XIX в. сопровождающие русские войска армянские купцы были очевидцами взятия крепости Геок-Тепе (12 января 1881 г.). В конце XIX столетия армянское присутствие в крае было достаточно заметным. По материалам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в среднеазиатских губерниях численность армянского населения в общей сложности составляла 4862 человека. Причем подавляющее большинство армян - 4317 человек -обосновалось в городах и лишь 546 – в уездах. Закаспийская, Самаркандская и Ферганская  губернии были наиболее развитыми в транспортном и промышленном отношении, армяне были заняты в том числе и в строительстве железной дороги Красноводск - Самарканд.

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО В РЕГИОНЕ ОБОСНОВЫВАЛОСЬ ТРУДОСПОСОБНОЕ МУЖСКОЕ население в возрасте 20-49 лет, что свидетельствует о социально-экономическом характере армянской трудовой миграции. Об этом говорит также неравномерное соотношение полов: на 1 женщину приходилось трое мужчин. Такое соотношение свидетельствовало о том, что армяне в конце XIX века в этом регионе были представлены в основном трудовыми мигрантами, которые, занимаясь отхожими промыслами, пытались решить  социальные вопросы, а часть мигрантов переезжала вместе с семьей, которая оставалась на иждивении мужской половины. Об этом свидетельствуют данные занятости переписи 1897 года, по которым женщины не имели самостоятельного дохода (лишь 1,65% женского населения занималась домохозяйством и кустарными промыслами) и были отмечены в переписных листах как "члены семей". 

Основная масса мужского населения была занята на производстве (1065 человек), в торговле (709 человек), в транспортной сфере (201 человек) и в сфере обслуживания (290 человек). Значительную часть мигрантов-армян составляли строители (500 человек), история пребывания которых в регионе уходила корнями в  средневековье, а в дальнейшем была обусловлена обустраиванием края при царской власти.  Возводились крупные объекты – депо, вокзалы,  пассажирские платформы, навесы, строились мосты, административные здания, обустраивались жилые кварталы.

Большое число имевших самостоятельное занятие мужчин (около 60%)  свидетельствовало об экономической активности этой группы населения как основных кормильцев семьи. Благодаря в том числе и поощрительной политике царских властей численность армянского населения в регионе значительно увеличилась. Если к 60-м годам XIX века число армян в западной части региона составляло всего 0,002% (15 человек), то к 1897 году оно достигла 0,1% (4862 человека). Армянам удалось сохранить самобытную культуру, свою духовную жизнь, быт и нравы. Большая часть армян – 98,7% - принадлежала к Армянской Апостольской Церкви, что послужило основой для возведения армянских церквей, как например церковь Святой Богородицы в Самарканде (1903 г.), армянская часовня в Форте - Алекандровском и другие. При храмах действовали церковно-приходские школы.

Именно благодаря рвению к учебе и образованию в конце XIX века в регионе, где была почти полная безграмотность, армяне отличались высоким уровнем грамотности – 92,9%, из них 27,14%  грамотных на русском языке. Такой высокий уровень владения русским языком был обусловлен тем, что по приказу генерал-губернатора А.Н.Куропаткина 12 января 1893 г. преподавание велось на русском языке, кроме Закона Божьего, иначе власть грозилась закрыть школы, считая, что под название местного языка "не может быть подведен армянский язык. В Закаспийской области армяне – народ пришлый, и потому нет оснований вводить преподавание именно их языка, а не персидского". 10,44% обучалось на других языках, что позволяло армянам заниматься в том числе и переводческим делом, а наличие высшего образования позволяло армянам поступать на государственную службу, занимать должности в администрации (около 3% армян).

По сведениям, содержащимся в так называемом Кауфманском сборнике (он был составлен в память о российском  генерал-губернаторе Туркестанского края К. Кауфмане, 1910 г.), к началу XX в. "армянская диаспора становится все более устойчивой в хозяйственном отношении и ее благосостояние неуклонно растет... Учреждаются армяно-григорианские приходские школы. В городах (Туркестанского края) появились  доходные дома и рестораны, магазины, основанные ими. Немало армян находилось на государственной и военной службе". Численность армян к этому времени, по подсчетам А.А.Григорьянца,  достигает 13414 человек (на 1909 год), а к 1913 году – 15541.

АРМЯНЕ РЕГИОНА БЫЛИ ЗАНЯТЫ  И ДОБЫЧЕЙ ИСКОПАЕМЫХ, ПРИЗВОДСТВОМ хлопка, мыла, масла. Среди них были и крупные промышленники. Так, например, из 14 хлопкоочистительных заводов Закаспийской области 6 принадлежали армянам.

Армяне были также крупными землевладельцами: торговый дом братьев Тер-Микиртычевых на территории Ферганской долины получил около 40 тысяч пудов хлопка. Армяне внесли значительный вклад в развитие троговли. Они имели торговые предприятия в Коканде, Андижане, Фергане, Маргелане и Намангане. По данным переписи 1897 года, торговлей занималось 35,76% армян региона, причем по  сословной принадлежности половину из них (50,2%) составляли крестьяне,  31,53% - мещане (к мещанам в новообретенных российских окраинах приписывались те же крестьяне, которые приобретали недвижимость в городах и становились членами мещанской общины с ее согласия), тогда как собственно купцы и почетные граждане составляли всего 7% от общего населения края.

Самой малочисленной группой, по данным переписи 1897 года, были представители дворянского сословия – 3,39% и лица духовного звания – 0,67%, что было обусловлено ограниченностью административных должностей и чиновничьих ставок, а также малочисленностью церквей и молитвенных домов, количество которых существенно сократилось в годы советской власти. Церкви повсеместно закрывались, переделывались под клубы и склады, их имущество  конфисковывалось. К началу 1940-х годов в городах Средней Азии перестали функционировать лишенные материальной базы армянские школы. Тем не менее численность армянского населения в регионе продолжала расти - как вследствие миграции отдельных армянских семей, так и политики вынужденного переселения. Только в 1937 году из Армении и Азербайджана в Казахстан была выселена 1121 семья курдов и армян.

Армяне мигрировали сюда и в годы освоения целинных земель, когда тыячи добровольцев отправлялись обживать пустынный край, а также в 80-90-е годы, после армянских погромов в Сумгаите, Баку, Кировабаде. Значительное число армян – выходцы из Карабаха и Зангезура. В результате такого миграционного потока численность армян в Среднеазиатских республиках в советский период неуклонно росла.

Однако после развала СССР  демографическая картина несколько изменилась вследствие как внутриполитических, так и социально-экономических причин. Немаловажную роль сыграла миграция: некоторые из потомков депортированных предпочли вернуться на родину. Однако  сегодня, по приблизительным подсчетам,  среднеазиатская армянская диаспора насчитывает в общей сложности 134285 человек, в том числе 70 тысяч армян проживают в Узбекистане, 30 тысяч - в Туркмении, 25 тысяч – в Казахстане, 6 тысяч - в Таджикистане, 3285 человек – в Киргизии.

Армянская диаспора - одна из динамично развивающихся. Армяне, обосновавшиеся в регионе в далеком средневековье, внесли значительный вклад в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь, а также в развитие науки, культуры и просвещения региона. Еще в 60-80-х годах XX в. армянская община дала региону целую плеяду руководителей всех уровней, работавших в различных областях государственной, производственной и общественной жизни, врачей, учителей, деятелей искусства. Активно участвуя в экономической и культурной жизни государств Средней Азии, армяне и сегодня  сохраняют национальную самобытность, свою духовную культуру, вносят свою лепту в развитие региона.

Лилит АСОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image