Яна Егорян: «Армянки могут все»

27 сентября, 2016 - 21:11

Шесть лет назад, празднуя победу на юношеских Олимпийских играх в Сингапуре, российская фехтовальщица Яна Егорян произнесла слова, которые оказались поистине пророческими: «Я думаю о Рио. Вот там я должна быть в самом соку, чтоб устроить настоящий карнавал». Карнавал Яна устроила, да еще какой, победив саму Софью Великую. Победный «золотой укол» увенчал Яну званием Олимпийской чемпионки, и она стала ею дважды – в личном и командном зачете.

Свою победу Яна Егорян посвятила маме, и не только потому, что она – мама, которая так бесконечно много значит в жизни любого человека, не только потому, что мама у нее, по словам самой Яны, «безумно золотая, молодежная, продвинутая», но Марина Егорян еще и вернула свою дочь в спорт, когда та, вконец измученная тренировками, решила оставить фехтование. Хорошо зная ее характер, мама сказала одну фразу: «Да ты, оказывается, слабачка, бежишь от первой же трудности». Яна разозлилась и осталась, доказывая маме и самой себе, что никакая она не слабачка и вполне способна достичь высот в большом спорте. И кто больше «усомнившейся» мамы гордился и радовался этому!

Яна признается, что не рассталась со спортом в частности потому, что их семья жила трудно, а костюмы, спортивный инвентарь приходилось покупать на свои средства. Яна просто не могла допустить, чтобы добытые с таким трудом деньги были потрачены впустую.

Разумеется, мамин звонок сразу после победы раздался первым. Потом из Еревана в далекую Бразилию позвонил папа – Карапет Алавердян, который страшно переживал за дочь и спешил поздравить ее с победой. С отцом, у которого уже другая семья, Яна живет врозь, так сложилось после того, как шестилетней девочкой она уехала с мамой в подмосковные Химки. Фамилию отца она тоже не носит, Егорян – фамилия мамы. Случилось это потому, что Яна, вопреки многим публикациям, родилась не в Ереване, а в Тбилиси, где родители гостили у друзей. А поскольку они в то время еще не были официально зарегистрированы, будущую чемпионку записали на фамилию мамы.

Между тем отцовская фамилия Алавердян широко известна в Армении. Дед Яны, Генрих Алавердян, прославился сразу в двух ипостасях – был оперным певцом и талантливым актером, удостоенным звания Народного артиста Армянской ССР. Пик его карьеры пришелся на 80-е годы, когда он блистательно сыграл в фильмах «Крупный выигрыш», «Восточный дантист», «Чужие игры», «Отец», «Дорога к Давиду Сасунскому» и др. А про его творческий подвиг на оперной сцене помнят в театре до сих пор. За несколько месяцев до смерти, тяжело больной, он, чтобы не подвести коллег, спел в Лос-Анджелесе партию Кехвы в опере «Ануш» и по сути спас спектакль. Сын его, волей судьбы попавший в орбиту двух звезд, работает мебельщиком, гордится дочерью, как всегда гордился отцом, и очень ждет, что Яна выполнит свое обещание и осенью приедет в Ереван.

На своей исторической родине Яна не была с тех пор, как переехала с мамой в Химки. Но это ничуть не мешает ей в полной мере ощущать себя армянкой, что она подчеркивает во всех своих многочисленных интервью. Природный артистизм у нее, безусловно, от деда. Недаром с раннего детства она мечтала о сцене, только всё никак не могла решить оперной или драматической. Многие по сей день считают, что фехтование – мужской вид спорта, что холодное оружие, даже спортивное, неуместно в слабых руках женщины. Сама Яна признается, что до знакомства со своим первым тренером Сергеем Семиным знала о фехтовании только благодаря «Трем мушкетерам». А чем женщины хуже? Он –д’Артаньян, я – Егорян. Не случайно одним из первых с победой ее поздравил непревзойденный исполнитель роли д’Артаньяна Михаил Боярский. Но ни маска, ни защитный костюм не в силах скрыть женственность, грацию, изящество, с какой работает Яна Егорян. Глядя на нее, трудно поверить, что дворовая ребятня когда-то дразнила ее «Янкой-толстой армянкой».

Была и другая дразнилка – «Янка-обезьянка». А сегодня журналисты, в том числе зарубежные, на восторженные эпитеты не скупятся, называя «экзотичную» саблистку красавицей.

Она и в жизни удивительно женственна, любит красивую одежду, яркие краски и дорогие украшения, мечтает о том, что когда-нибудь выступит в костюме своего самого любимого цвета – фиолетового, украшенного золотом. Друзья отмечают, что Яна очень общительна, если позволяет время, охотно проводит время в компании, кокетлива и отзывчива на внимание. Эту черту Яна считает своей национальной особенностью: «Я – армянская женщина и к вниманию готова», – признается она. Но все эти качества замешаны на крутом и подчас взрывном характере, без которого просто немыслимы Янины успехи.

«В моем случае надо завестись эмоциями. Если буду спокойна, бой будет тяжело складываться. Нужно, чтобы огонь из меня выходил. Это моя горячая армянская кровь», – признается Яна.

Что же касается кокетства, то на вручении чемпионам призовых BMW Яна даже слегка «пококетничала» с самим премьером Дмитрием Медведевым, предложив подвезти его на своем новом автомобиле.

Увлечений у Яны много – музыка, рисование, красивая одежда, кулинария и …кошки. Их у Яны несколько, и отдает их она только в добрые руки. Еще одним качеством Яна обязана армянским корням – ответственности за свою семью. Сегодня благодаря ее спортивным достижениям их небольшая семья – мама, бабушка и сама Яна – живет в полном достатке. И 23-летняя девушка счастлива тем, что сумела обеспечить благополучие самых близких и дорогих людей.

У Яны часто спрашивают, а остается ли у нее время на личную жизнь. На эту тему она особенно не распространяется (тоже черта восточных женщин), но светская хроника не столь скромна и время от времени упоминает о ее романах, в частности, с братом Софьи Великой – Трофимом.

Сама же Яна, когда ее спрашивают, как она всё успевает, неизменно отвечает: «Армянская женщина может всё!»

Лиана Петросян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image