КАДРЫ, РЕФОРМЫ, И… ЗАКАТ СИСТЕМЫ

28 сентября, 2016 - 13:28

Прошлая неделя в Армении была ознаменована кадровыми изменения в правительстве. Как и прогнозировали многие наблюдатели, первый удар новоназначенного премьер-министра Карена Карапетяна пришелся на экономический блок правительства.

20 сентября президент Армении Серж Саргсян подписал ряд указов о новых кадровых назначениях. По указу президента министром энергетики и природных ресурсов назначен Ашот Манукян, ранее занимавший должность генерального директора ЗАО «Энерго Инвест Холдинг». Манукян сменил Левона Йоляна, проработавшего на посту министра энергетики всего несколько месяцев. Вместо отправленного в отставку Серго Карапетяна министром сельского хозяйства назначен Игнатий Аракелян, который работал на должности директора Ереванского коньячного завода. Министром транспорта и связи стал теперь уже бывший председатель совета директоров компании «GNC-альфа» Ваан Мартиросян, который сменил на этом посту Гагика Бегларяна. Отправлен в отставку один из наиболее одиозных чиновников – министр финансов Гагик Хачатрян, на его место назначен бывший замминистра финансов Вартан Арамян.

Премьер отметил, что все новые министры известны как хорошие управленцы в своих отраслях. По его словам, одним из важнейших критериев их работы станет фактор привлечения инвестиций.

Пока не совсем понятна судьба министров от партии АРФ «Дашнакцутюн». Представители этой партии весьма эмоционально реагируют на возможную потерю министерских портфелей.

Напомним, в феврале этого года было подписано Соглашение о политическом сотрудничестве между правящей Республиканской партией Армении (РПА) и АРФД, которое обозначило сферы и основные подходы взаимодействия двух партий. В рамках Соглашения президент произвел ряд назначений на министерские посты. Министром территориального управления стал Давид Локян, министром науки и образования – Левон Мкртчян, а министром экономики – Арцвик Минасян.

Сейчас наиболее накаленная атмосфера сложилась вокруг возможной отставки министра экономики Арцвика Минасяна. Новый премьер выразил сомнение в осведомленности этого чиновника о ситуации во вверенной ему сфере. Сам министр относительно возможной отставки заявил, что продолжит исполнять свои обязанности, пока не будет нового указа. В некоторых СМИ муссируются слухи о том, что Арцвик Минасян, тем не менее, будет вынужден оставить свой пост и ему будет предложен портфель министра экологии.

Согласно сведениям ряда СМИ, новый премьер не собирается ограничиваться произведенными назначениями и возможно, что кадровые перестановки будут иметь продолжение. Отметим, что вице премьер Ваче Габриелян и руководитель аппарата правительства Давид Арутюнян сохранили свои посты.

Насколько эти и возможные другие новые назначения укладываются в рамки обещания Карена Карапетяна сформировать правительство исключительно на профессиональной основе, покажет время.

Если кадровые назначения были восприняты в политических, экспертных и журналистских кругах в целом сдержанно, то заявление нового премьера об изменении структуры правительства и переименовании некоторых министерств вызвало у многих наблюдателей иронию.

Речь идет о решении правительства закрыть министерство градостроительства и заменить его Комитетом.

Согласно тому же решению, изменились названия трех министерств. Полностью изменилось название министерства экономики, из которого исчезло слово экономика. Отныне это ведомство будет называться – Министерство поддержки инвестиций и предпринимательства. Министерство энергетики и природных ресурсов переименовано в министерство энергетических инфраструктур и природных ресурсов, а к названию министерства транспорта и связи прибавиться словосочетание информационные технологии.

Но разве причиной того, что Армения не развивается, является структура правительства или тем более, «неправильные» названия некоторых министерств? Неужели решение проблемы инвестиций, уровень которых устойчиво снижается из года в год, лежит в языковой плоскости?

По данным Национальной статистической службы Армении, в 2015 году. по сравнению с 2014-м, общие вложения в Армении сократились более чем на 26 %, а прямые иностранные инвестиции – на 40 %. В первом квартале текущего года иностранные инвестиции сократились вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Известно, что инвестиции являются мотором развития любой экономики. Приток инвестиций мог бы вывести Армению из катастрофического состояния. Но все это теоретически. А практически? Причиной существенного спада инвестиций являются монополии, отсутствие равных условий для предпринимателей, повсеместная коррупция и наконец, судя по эпизоду с вооруженной группировкой «Сасна црер» («Сасунские храбрецы») – потенциально взрывоопасная внутриполитическая ситуация.

Ключевым остается вопрос о том, готово ли новое правительство реально бороться с такими явлениями, как коррупция, монопольный уклад экономики, неравные условия для ведения бизнеса и пр.?

Прежде чем ответить на этот вопрос напомним, что Карен Карапетян является членом правящей Республиканской партии. В одном из своих последних выступлений пресс-секретарь РПА, вице-спикер Национального Собрания Эдуард Шармазанов подчеркнул: «Нет понятия кадров Тиграна Саркисяна или Овика Абрамяна. Есть единая команда РПА. Правительство Саркисяна, Абрамяна, Карена Карапетяна, все мы – одна политическая команда, у которой один лидер – Серж Саргсян. Точно так, как ответственной за правительства Тиграна Саркисяна и Овика Абрамяна была РПА, так и за Кабинет премьер-министра Карена Карапетяна ответственной останется РПА».

Отметим, что на выборах в органы местного самоуправления (ОМС), которые прошли 18 сентября в 317 общинах, в 180 одержали победу представители РПА или беспартийные, поддерживаемые РПА. Для обеспечения победы представители правящей партии вновь использовали богатый арсенал, включая фальсификации, шантаж и запугивание политических конкурентов и их сторонников, различного рода разборки вплоть до применения огнестрельного оружия. Особого внимания в этом плане заслуживают выборы мэра Эчмиадзина, по результатам которых был переизбран сын депутата от РПА, генерала Манвела Григоряна – Карен Григорян. Противник Григоряна Туманян утверждает, что был подвергнут избиению со стороны мэра и его брата. В свою очередь, Карен Григорян обвинил своего соперника в организации стрельбы по его (Григоряна) машине.

Еще более вопиющий случай уже со смертельным исходом произошел в ходе предвыборной кампании в Гюмри. Днем 20 сентября от огнестрельного ранения в голову скончался 22-летний сын кандидата в мэры Гюмри от партии «Процветающая Армения» Вардевана Григоряна – Аршак Григорян. Тело молодого человека было обнаружено в подвале дома Григорянов. Правоохранительные органы в качестве предварительной версии выдвинули версию о самоубийстве, однако родные и близкие юноши не верят в возможность такового.

Описанные события, также как и вся атмосфера, царящая на выборах в ОМС 18 сентября, вновь подтвердили, что выборные процессы по-прежнему основываются не на принципе свободного волеизъявления граждан, а на разного рода беззакониях, вплоть до бандитских разборок. Между тем, такие звенья как правительство, правящая РПА и постоянно фальсифицируемые выборы укладываются в одну логическую цепочку, называемую политическая система.

Если команда РПА в очередной раз обеспечила «победу» своими «традиционными» методами, то можно ли ждать серьезных изменений от этой же команды в данном случае в сфере экономической политики? Возможно ли, чтобы команда, постоянно фальсифицирующая итоги выборы, пошла бы на смелые шаги по изменению ситуации, как того хочет новый премьер?

…Ну, а что же сами власти? Сегодня некоторые эксперты говорят о закате этой политико-экономической системы, расцвет которой пришелся на время правления Роберта Кочаряна, когда она опиралась на ряд экономических показателей. Созданная Кочаряном экономическая схема основывалась на искусственном, почти в 2 раза занижении курса доллара и соответственно росте импорта, ибо именно импортеры были заинтересованы в наличии «дешевых» долларов и «дорогих» драмов. К сожалению, в Армении создана система, при которой производство является невыгодным. В частности, курс доллара по-прежнему не соответствует его реальной цене.

«Схема» Кочаряна, несмотря на всю свою абсурдность обеспечивала экономический рост и работала бесперебойно при наличии одного очень важного компонента – трансфертов из России. Объем трансфертов еще несколько лет тому назад составлял порядка 2 млрд долларов ежегодно. Однако в последние несколько лет из-за сложной экономической ситуации в самой России объемы денежных переводов, которые посылают армянские мигранты на родину своим близким, значительно сократился – на 30-40 %. Сокращение трансфертов как одного из основных компонентов созданной Кочаряном схемы вскрыло всю искусственную суть так называемых «экономических показателей». Сегодня, из-за резкого сокращения трансфертов и в целом инвестиций, экономическая система работает на низких оборотах, власти вынуждены постоянно брать новые и новые кредиты, что уже привело к огромному внешнему долгу. А неэффективная экономика приводит к разрушению политической системы. Создание нового правительства является попыткой спасти систему.

Невольно вспоминается Советский Союз, для будущего которого падение цен на нефть сыграло роковую роль. И тогда, также как и сейчас в Армении для спасения коммунистической системы, основанной на неэффективной экономике, советские власти затеяли кадровую чехарду. Центральные власти для спасения системы меняли первых секретарей союзных республик. В свою очередь, республиканские партийные органы, в данном случае ЦК КП Армении меняли секретарей райкомов. Серж Саргсян действует коммунистическими методами. Между тем, кадровые перестановки в СССР не спасли исчерпавшую себя систему. Учитывает ли это обстоятельство выпускник бакинской Высшей партийной школы?..

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image