В Парадном корпусе «Росфото» открыта выставка «Армения по Мандельштаму. Фотографии Армении начала ХХ века»
В 2015 году Армения отмечала печальную дату – столетие геноцида, устроенного Османской империей. В этом году мы отмечаем 125-летие со дня рождения выдающегося русского поэта Осипа Мандельштама, посвятившего Армении цикл стихотворений и прозу. Идея соединить в одном проекте обе даты, фотографию и слово принадлежит сотруднице Музея истории Армении в Ереване Анелке Григорян.
На выставке представлено более восьмидесяти отпечатков с подлинных стеклянных негативов, хранящихся в коллекции этого музея. Фотографии были сделаны в начале ХХ века, во время археологических экспедиций Императорской археологической комиссии в древних городах Ани и Ван. Снимки сделаны в период с 1878 по 1920 год. Многие из запечатленных на них памятников архитектуры IV — XVII веков не смогли пережить XX век. И конечно, полностью изменили жизнь и быт людей, населявших эти места.
«Когда мы узнали об этом проекте, мы ухватились за него, – рассказывает куратор выставки Игорь Лебедев. – Мы говорим об истории, памяти, просто об армянской архитектуре, практически неизвестной петербургскому зрителю, о том, какой Армения была в древности и какой стала после трагических событий начала ХХ века».
«Зубы зрения крошатся и обламываются, когда смотришь впервые на армянские церкви», – писал Мандельштам в «Путешествии в Армению».
Древние обтесанные камни иногда лежат в беспорядке, и можно лишь догадываться, что представляло собой здание – как храм Святого Григора Просветителя в Ани, от которого остался только фрагмент стены. Но иногда внутренность старинного храма предстает в своей монументальной простоте, как в интерьере церкви Богородицы в Ариче: на низкие массивные колонны опираются высокие своды; здание практически без декора, лишь скупая резьба над входом и на потолке.
Вот так описывает свои впечатления от армянского пейзажа поэт:
Якорные пни поваленных дубов
звериного и басенного
христианства,
Рулоны каменного сукна
на капителях, как товар
из языческой разграбленной
лавки,
Виноградины с голубиное яйцо,
завитки бараньих рогов
И нахохленные орлы
с совиными крыльями,
еще не оскверненные Византией.
«Армения – это пейзажи с маленькими одинокими церквями, а на экспозиции расстояние сжимается, – продолжает Игорь Лебедев. – Мы совершаем путешествие, быстро двигаясь от объекта к объекту, а там этого не могло бы быть. По выставке лучше ходить с лупой – каждую деталь архитектуры, пейзажа, лица и одежду людей можно внимательно рассматривать. Фотографии, напечатанные со стеклянных пластин, отличает очень высокое качество». Фотографии черно-белые, и стихи Мандельштама порой придают экспозиции отсутствующий в ней цвет:
Лазурь да глина, глина да лазурь,
Чего ж тебе еще? Скорей глаза
сощурь,
Как близорукий шах над перстнем бирюзовым,
Над книгой звонких глин,
над книжною землей,
Над гнойной книгою,
над глиной дорогой,
Которой мучимся, как музыкой
и словом.
Осип Мандельштам приехал в Армению в мае 1930 года и пробыл здесь до осени. Опальный поэт, переживавший травлю, – его не печатали, с ним часто беседовали «люди в штатском». Мандельштам давно интересовался Арменией и мечтал туда попасть. Осуществить мечту поэту помог еще не находившийся в опале Николай Бухарин.
Исследователи считают написанное Мандельштамом в Армении одной из вершин его творчества. Когда поэту пришлось вернуться, он написал недвусмысленные строки: «Я возвратился, нет – читай: насильно / Был возвращен в буддийскую Москву».
Как мы знаем, возвращение оказалось роковым – последовал первый арест и ссылка, второй арест и гибель. Имя Мандельштама оказалось вычеркнуто отовсюду.
Татьяна КИРИЛЛИНА
Добавить комментарий