Физик, пасечник, спортсмен – далее везде

29 сентября, 2016 - 10:04

Люди увлеченные и просто органически не умеющие сидеть спокойно на диване – это такая особая беспокойная каста. А если к натуре прибавляется отличное образование, ученая степень, владение языками и широкий кругозор, то нет такого дела, которое безропотно не покорилось бы подобному человеку. Да, еще, конечно, нужны руки. Умелые руки и… длинные.

Правильно растущие руки

Фамилия Мхаргрдзели дословно ведь и переводится как Долгорукие. А Мхаргрдзели-Закаряны – княжеский род в Армении и Грузии, ответвление династии Карен-Пехлевидов, одного из семи великих домов Ирана, династии, считающейся частью дома Аршакидов. Фамилия хранит память об Артаксерксе I Долгоруком, князья Лори, Ташира, Ани, Двина, Гегаркуника и Амберда принадлежат этой династии, а ветвь Захарянов восходит к князю Захарии, это XII век. Судя по надписям, оставленным ими в Санаине и Амберде, сами Закаряны считали себя потомками царских родов Багратуни и Арцруни. Ответвлением рода Закарянов является армянский княжеский род Ваграмянов (Баграмянов), правителей княжества Гаг в северной Армении.

Впрочем, вся эта генеалогия сама по себе, конечно, гарантией того, что данный человек звучит гордо, не является. Александр Мхаргрдзели каждым днем своей жизни доказывает, что имеет право гордиться своей фамилией, а фамилия – им. Окончивший после школы имени Крупской физфак ЕГУ, защитивший диссертацию, Александр кем только не поработал. Знает, как минимум, три языка, включая английский. Вот про голландский не догадался у него спросить, но, наверное, тоже, в какой-то степени, ведь Александр пожил и там, научился возводить теплицы и правильно их использовать.

Летом он рос в деревне, в Тавуше у бабушки, поэтому земля и то, что на ней живет и произрастает, тянула всегда. Когда-то, в первой половине 1980-ых, из-за семейных неурядиц он оставил физику – а занимался космическими разработками в секретном отделе, находившемся у гостиницы «Себастия», несколько этажей под землей – и решил отправиться в тот самый благословенный Тавуш, стать пасечником.

Ульев вначале планировалось десять, в итоге получилось двадцать, а учился Александр премудростям работы с пчелами, что называется, на ходу. Книги по пчеловодству, всезнающий интернет в помощь – если человек хочет чему-то научиться, он впитывает любую полезную информацию, как губка. Главное тут – постичь премудрость отсеивать лишнее. Ну и, конечно, метод проб и ошибок тоже никто не отменял.

«В отличие от многих, – говорит Александр, – интернет для меня не развлечение и не способ убить время. Я много сижу в интернете, но в основном ищу полезную информацию: где чему научиться, что можно сделать, какой бизнес стоит начать и как это провернуть». Потому легче сказать, кем Мхаргрдзели не был, чем попытаться составить список того, чем он занимался – бумаги списочек потребует на брошюру.

Штрафы как средство воспитания

Придя однажды окончательно в ужас от потоков пошлости и низкопробной, с позволения сказать, музыки, льющейся обильным оболванивающим потоком с телеэкранов и подмостков – от кофеен до концертных залов, Александр Мхаргрдзели взял да и постановил в принадлежащих ему кафе играть только серьезные произведения, классику и джаз. Музыканты у него выступали тоже далеко не самые последние, и некоторые из теперешних относительно молодых джазменов начинали профессионально музицировать именно у Александра: те, кто посещает такие места, могут вспомнить, например, заведение в знаменитом ереванском квартале «Кривой».

Надо сказать, что Александра коробят не только матерные выражения в речи, но и просторечные, жаргонные. Сейчас (уже долгое время) он занимается тепличным хозяйством, и добился невероятного: его рабочие не только не матерятся, но стараются разговаривать на литературнейшем армянском, более того, с чувством собственного достоинства и превосходства исправляют тех, кто говорит неправильно.

Как добился, спрашивается? Да очень просто: система штрафов – хороший инструмент воспитания. За жаргонизм – символический штраф, за мат – покрупнее, а самые большие и чувствительные денежные наказания – за подставы, за неприятное «подшучивание» друг над другом. Теперь, наверное, в эти теплицы входишь как в профессорское собрание.

Кстати, о теплицах

Теплицы – очередная успешно воплощенная в жизнь задумка Александра. Когда он всерьез задумался об этом деле, судьба – специально, наверное – занесла его в Голландию, где он попросился поработать в крупнейшую мировую фирму по производству и монтажу теплиц. За зарплату не взяли, но Мхаргрдзели, прямо как Петр I, вызвался работать бесплатно. «Зато, – говорит он, – узнал о теплицах всё, потрогал каждую деталь, выучил, как их правильно ставить и эксплуатировать».

И хотя армянский крестьянин предпочитает натягивать целлофан на жерди (вот и вся тебе теплица), ставить их в Армении Александр начал довольно скоро: у одного из не самых бедных здешних людей возникла идея поставить современные теплицы в ереванском пригороде. Ему за труд пообещали хорошее денежное возмещение, которого он не получил, а получил он бесценный опыт по установке теплиц стоимостью от 100 долларов за квадратный метр. О неполученных деньгах Александр – ну такой уж человек! – опять не жалеет, потом поставил подобные неподалеку от Эчмиадзина, и отсюда началась новая эпопея – «тепличная» на сей раз.

Он уже выращивал помидоры и арбузы в Аштараке, так что не впервой было. Сорта отбирал тщательно, хорошие, чтобы когда режешь томат пополам, не являлась свету Божьему такая противная толстая белая прожилка, как раковые метастазы пронизывающая многие теперешние помидоры. Потом пошли арбузы, в том числе кубические – это когда обычный арбуз помещается в специальную кубическую форму и растет в ней. Только для этого нужны особые сорта, с тонкой кожурой, иначе толстеющий арбуз сломает форму, арбуз – он сильный.

Теперь в этих теплицах растут розы разных сортов. Весной злосчастный град с куриное яйцо разбил напрочь хозяйство, которое пришлось восстанавливать – самостоятельно, разумеется, официальные инстанции ответственности за неподобающее поведение стихии нести не собирались никогда. И сейчас на подходе десятки новых сортов роз из той же Голландии, на заметку галантным армянским мужчинам.

Беседовать с людьми, подобными Александру Мхаргрдзели, одно удовольствие – и рассказчик отменный, и заражает оптимизмом так, что хочется самому взять и начать свой бизнес. Молодым бы его послушать, да пойти поучиться – он примет стопроцентно, всё объяснит, покажет и даст потрогать и понять, как что работает. Всё лучше, чем слушать в беседках и скверах суррогатную музыку.

Рубен Гюльмисарян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image