Лица армянской истории: Выпуск VI. музыканты

10 октября, 2016 - 13:45

Армяне занимали и занимают видное место в мировой истории. Тому свидетельство – большое количество портретов (от фр. portrait – «воспроизводить что-либо черта в черту») как государственных и военных деятелей, представителей творческих профессий, священнослужителей, купцов, так и простого люда армянских кровей работы видных живописцев и скульпторов.

Редакция газеты надеется, что тематические выпуски «Лица армянской истории» будут представлять определенный интерес для читателей.

САЯТ-НОВА (САЯДЯН АРУТЮН) (1712 – 1795), поэт, музыкант (ашуг), мастер любовной лирики

Родился и вырос в Тифлисе в семье ремесленника. Подростком поступил на службу к ткачу, а когда проявились его исключительные способности певца и музыканта, был приглашен во дворец грузинского царя Ираклия II. Поэт писал стихи на нескольких языках: сохранилось 68 его произведений на армянском, 34 – на грузинском и 115 (большая их часть не опубликована и хранится в Азиатском музее в Санкт-Петербурге) – на татарском (азербайджанском).

В 1795 г. персидский деспот Ага-Махаммад-хан предпринял поход на Закавказье. В начале сентября его воины уже были около тифлисских ворот, а 11-го ворвались в город и предали его огню и мечу. Когда враги в Ахпатском монастыре стали грабить и убивать безоружных монахов, Саят-Нова был застигнут молящимся в церкви. Согласно легенде, персы потребовали, чтоб он вышел из церкви и отрекся от веры, но ашуг отказался и погиб под ударами сабель извергов.

ЧУХАДЖЯН ТИГРАН ГЕВОРГОВИЧ (1837 – 1898), композитор, дирижер, пианист, основатель армянского оперного искусства

Родился в Константинополе в семье дворцового часовщика. Профессиональное музыкальное обучение началось под руководством итальянского пианиста Ч. Мандзони, у которого Чухаджян брал уроки фортепиано и теории музыки в течение нескольких лет. По совету последнего он отправился в Италию для совершенствования образования: в 1861 – 1864 гг. учился в Милане.

В 1868 г. он пишет оперу «Аршак II» – первую армянскую национальную оперу. Начиная с 1870-х гг. работает над музыкальными комедиями, опереттами. В 1872 г. на основе сюжета «Ревизора» Н.В. Гоголя Чухаджян пишет оперетту «Ариф» – первую в истории армянской классической музыки, в 1873 г. – оперетту «Кеса кехва» («Плешивый староста»). Наиболее популярной его опереттой становится «Леблебиджи» («Продавец гороха», 1875).

Композитор похоронен на армянском кладбище Измира.

ТИГРАНЯН НИКОГАЙОС ФАДДЕЕВИЧ (1856 – 1951), композитор, фольклорист. Народный артист Армянской ССР (1933), Герой Труда Армянской ССР (1936)

Родился в Александрополе (ныне Гюмри). В 9 лет потерял зрение. В 1873 – 1880 гг. обучался в Институте для слепых в Вене; там же брал уроки композиции и игры на фортепиано. В 1893 г. занимался по композиции в Петербурге у Н.А. Римского-Корсакова и Н.Ф. Соловьева. Организовал в Александрополе школу для слепых, был ее директором.

В 1934 г. переехал в Ереван.

Автор сочинений для симфонического оркестра; для струнного квартета; обработки мугамов (многочастных

вокально-инструментальных произведений); для скрипки и фортепиано (мугам «Шахназ»); для фортепиано (армянские народные танцы); обработки армянских народных песен,

в т. ч. «Лунная ночь», «Приди домой», «Дни неудач», «Для тебя», «Любимая».

КОМИТАС (СОГОМОНЯН СОГОМОН ГЕВОРКОВИЧ) (1869 – 1935), композитор, фольклорист, певец, хоровой дирижер, основоположник армянской музыкальной этнографии

Родился в городе Кутина (Кетайя) в Западной Анатолии (ныне Турция). В 7 лет поступил в местную начальную школу. В 1893 г. он завершает обучение в духовной семинарии Геворгян (Эчмиадзин), где специализировался в изучении армянской церковной музыки, собирал образцы крестьянского фольклора различных этнографических поясов Армении. В 1895 г. возведен в сан архимандрита, приняв имя Католикоса Комитаса – выдающегося поэта VII в., автора шараканов (духовных песен). В 1896 – 1899 гг. он изучал историю и теорию музыки в Берлине (в частной консерватории Р. Шмидта и в университете Фридриха Вильгельма). С 1910 г. жил в Константинополе. Мастер хоровых жанров (поэмы «Лорийский оровел», «Песня плуга», «Песня гумна», обрядовая картина «Свадебные сюиты», эпико-героические циклы «Храбрецы Сипана», «Зар-зынгы»).

17 и 18 апреля 1915 г. в Константинополе, в армянской церкви квартала Галатия впервые прозвучало одно из выдающихся произведений Комитаса «Патараг» («Литургия») в исполнении мужского хора. Следующее исполнение «Патарага» было назначено на 3 мая, однако 24 апреля вместе с другими видными представителями армянской интеллигенции Комитас был арестован турецкими властями и выслан в местность Чангер. По пути в ссылку он стал очевидцем трагедии своего народа и утратил душевное равновесие. Друзьям удалось вызволить его, но его здоровье было подорвано. Остаток жизни он провел в военном госпитале Константинополя, затем (с 1919 по 1935 г.) – в психиатрических клиниках Парижа. 22 октября 1935 г. его жизнь оборвалась. Весной 1936 г. прах Комитаса был перевезен в Армению и предан земле в Ереване.

СПЕНДИАРОВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ (1871 – 1928), композитор, дирижер. Народный артист Армянской ССР (1926)

Родился в 1871 г. в местечке Каховка (ныне город Херсонской области Украины). Детство провел в Симферополе. Музыкальные способности унаследовал от матери: с семи лет он начинает сочинять, с девяти – обучаться игре на фортепиано и на скрипке. В 1890 г. переехал в Москву, где через пять лет окончил юридический факультет университета.

В 1896 г. состоялась решающая для него встреча с Н.А. Римским-Корсаковым, который высоко оценил его композиторский талант и ввел его в круг петербургских музыкантов. В последующие годы Спендиаров создал много романсов, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес. Среди последних выделяются две тетради «Крымских эскизов» (1903 и 1912) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905).

В 1922 г. правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. Здесь он создал «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» – одно из лучших творений армянского музыкального театра.

НАЛБАНДЯН ОВАНЕС АРАКЕЛОВИЧ (ИОАННЕС РОМАНОВИЧ) (1871 – 1942), российский скрипач и музыкальный педагог, профессор Петербургской консерватории (1908). Заслуженный артист РСФСР (1926), заслуженный деятель искусств РСФСР (1937)

Родился в Симферополе. С 11-летнего возраста выступал с концертами в Крыму, в том числе в доме И.К. Айвазовского, с которым иногда играл в дуэте. В 1886 г. поступил в Петербургскую консерваторию. После ее окончания совершенствовал свое мастерство в Берлине под руководством Йозефа Иоахима. В 1895 – 1942 гг. преподавал в Петербургской (Ленинградской) консерватории, воспитал ряд известных скрипачей (Яшу Хейфеца, Мишу Эльмана, Ефрема Цимбалиста, Илью Лукашевского, Юрия Янкелевича, Романа Матсови и многих других). Известен как автор скрипичных произведений.

МЕЛИКЯН РОМАНОС ОВАКИМОВИЧ (1883 – 1935), композитор Родился в Кизляре (Северный Кавказ).

1905 г. окончил Ростовское музыкальное училище. В 1910 – 1914 гг. учился в Петербургской консерватории у В.П. Калафати и М.О. Штейнберга. В 1908 г. один из организаторов армянского общества «Музыкальная лига» в Тифлисе. В 1921 г. основал и возглавил музыкальную студию в Ереване. В 1933 г. один из организаторов Театра оперы и балета в Ереване, его первый художественный руководитель.

Автор сочинений для фортепиано – пьесы; для голоса и фортепиано – романсы на слова армянских поэтов, в т. ч. циклы «Осенние строки» (1907 – 1913), «Изумруды» (1918), «Блестки» (1922).

Похоронен в Пантеоне им. Комитаса (Ереван).

ГАБРИЭЛЯН (ТЕР-ГАБРИЭЛЯН) АВЕТ КАРПОВИЧ

(1899 – 1983), скрипач. Народный артист Армянской ССР (1945), лауреат Государственной премии СССР (1946) и Государственной премии Армянской ССР (1965)

Родился в Нахичевани (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону). В 1929 г. окончил Московскую консерваторию по классу Л.М. Цейтлина. Организовал первый армянский советский струнный квартет (1923, Ереван). С 1925 г. возглавляет Квартет им. Комитаса. С 1929 г. преподает в Московской консерватории. Выступал с сольными концертами, в ансамбле с А.Б. Гольденвейзером, К.Н. Игумновым, Г.Г. Нейгаузом, В.К. Мержановым, а также с оркестром.

ХАЧАТУРЯН АРАМ ИЛЬИЧ

(1903 – 1978), композитор, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944), народный артист СССР (1954), народный артист Армянской ССР (1955), лауреат Ленинской премии СССР (1959, за балет «Спартак»), Герой Социалистического Труда СССР (1973)

Родился в селении Коджоры, близ Тифлиса, и был четвертым сыном в семье бедного ремесленника (переплетчика). В 18 лет переехал в Москву. В 1929 г. окончил Музыкальное училище им. Гнесиных по классу композиции М.Ф. Гнесина, а в 1934 г. – Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского. Первая симфония (1934), Фортепианный концерт (1936) и первый балет «Счастье» (1939) сразу принесли ему известность. В 1942 г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинен «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна. В 1943 – 1947 гг. им созданы Вторая симфония, Виолончельный концерт и Третья симфония. В 1954 г. композитор закончил свое лучшее произведение – балет «Спартак».

Похоронен в Пантеоне им. Комитаса (Ереван).

ДУРЯН ОГАН (ИВАН) ХАЧАТУРОВИЧ (1922 – 2011), композитор, дирижер.

Народный артист Армянской ССР (1967)

Родился в Иерусалиме. В 1939 – 1945 гг. учился в Иерусалимской консерватории по классам B. Пфеффера (дирижирование) и И. Гринталя (композиция). Дирижерскому искусству обучался также в Париже y P. Дезормьера и Ж. Mартинона. C 1957 г. – дирижер, в 1960 – 1965 гг. – главный дирижер Армянской филармонии, c 1971 г. – Театра оперы и балета в Ереване. Автор сочинений «Ода Родине» (для хора, солистов и оркестра; 1945), Оратории на темы Kомитаса (для хора, солистов, камерного оркестра и органа; 1955), 2 сюит для симфонического оркестра (1962, 1971) под общим названием «Комитасиана».

Подготовили Марина и Гамлет Мирзояны

Комментарии

Мне совершенно не понятна цифра 115 ( я о Саят Нове) И зачем это надо бало великому ашугу? Ума не приложу.

Вглядитесь в представленный портрет великого ашуга. Я нашел в нем 7 несуразностей, а может быть мне это показалось? Тогда зачем понадобился портрет кисти Рухкяна?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image