Нина Шахвердян. Как все могло так измениться?

13 октября, 2016 - 20:14

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС «АРЦАХ. ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО»

Публикуем сочинение — обладатель специального приза за художественное изложение и драматургию конкурса «Арцах. Образы будущего»

Комментарий эксперта:

Айк Халатян, журналист, политический обозреватель: В работе Нины мне понравилось то, что она обозначила две важнейшие проблемы, от решения которых зависит будущее Арцаха (да и Армении в целом). Это решение проблемы эмиграции и необходимость реформ, без которых невозможно обеспечить развитие республики. И самое главное – решение проблем и проведение реформ она не связывает с какими-то внешними факторами. К сожалению, подобный подход зачастую отсутствует у многих власть предержащих, любящих оправдывать свое нежелание осуществлять реформы и пассивность различными внешними факторами. И примечательно, что реформы у нее осуществляет молодежь, молодые лидеры, а началом положительных изменений в стране становится реформа система образования.

К тому же Нина смогла довольно точно передать ощущения жизни на чужбине, тоски по Родине. Что касается самого конкурса, то хочу поблагодарить организаторов. Он стимулирует детей Арцаха учить русский язык, что поможет им ознакомиться с великой русской культурой. И знание русского языка поможет им сохранять отношения Арцаха с Россией, имеющие многовековую историю.

Особо хочу отметить, что конкурс даже своим названием — «Арцах. Образы будущего», заставляет детей думать о будущем, причем позитивно, о том, как сделать свою Родину лучше. Считаю это очень важным.

Нина Шахвердян. Как все могло так измениться?

Светлолицый человек в светлой полосатой рубашке и с поседевшими волосами  ходил по чистым улицам своего любимого села. На лице его сияла растерянная улыбка, а глаза перебегали с одного прохожего на другого. Да, давно он не видел этих лиц, таких незнакомых, но таких родных и любимых. Шагал он неспешно, оглядывая село. Многое изменилось с тех времен.

Аршак Ваанович – так звали добролицего мужчину – уехал из страны в Россию на поиски счастья много лет назад. Но какое счастье он мог найти среди чужеземцев, если счастье-то он оставил тут, на своей родине. Жить на чужбине, мыслями улетая далеко-далеко, вспоминая холодный родник под столетним дубом, озорницу речку, бежавшую ото всех и отовсюду, душистые цветы из бабушкиного сада. Да, такого горя пережить нельзя. Нет на свете человека несчастнее того, кто оставил родину и живет среди чужаков, хоть и добрых, но не своих. Но эта горькая правда неизвестна многим, они узнают о ней лишь потеряв самое дорогое в своей жизни – родину. Но, к счастью, родина ушедших принимает.

«Если бы я только знал, – думал про себя Аршак Ваанович, – если бы я знал, что счастье всегда было со мной, уехал бы я? Нет, ни за что на свете. Везет же здешним. Они тут свои, каждый сам себе хозяин. А там…»

Лицо Аршака Ваановича побледнело. Он вспомнил, как в молодости мечтал уехать из своего поселка и поселиться в развитом городе. Он никогда не верил, что любовь к своей родине живет в его сердце. Он понял это, вернувшись в свое село, но его там уже не нашел. Не было тех ветхих, полуразрушенных избушек, кривых и каменистых дорог, узких проходов между домами, которые и дорогами назвать нельзя. Исчезли и полугрязные, почти нагие люди. Как будто за картину взялся новый художник, с новой, яркой палитрой. Провел он своей кистью по серым домам, и преобразились они, став большими, каменными, с розовыми стенами и голубыми окнами. Взял художник белую краску и убрал все неровности на улицах, сделав их чистыми и белоснежными, с ровными, красивыми дорогами. Голубой краской он покрасил небо, убрал всю печаль и горечь с картины и начал цветными мазками рисовать людей с добрыми, широкими улыбками.

Да, велик этот художник, что смог стать лучом света среди черно-белых красок. «Народ – вот самый искусный художник, – подумал Аршак Ваанович, – ему надо было лишь дать красок, чтобы он начал рисовать будущее».

– Здравствуйте! – прервала его мысли красивая ухоженная девушка в голубом ситцевом платье и с книжками в руках. – Вы меня не узнали? – вопросительно посмотрела она. – Я Арега, с вашего двора, вспомнили?

Да, он вспомнил. В его голове возникло лицо маленькой смуглолицей девочки с большими зелеными глазами, нечесаными волосами и в нелепой, бесформенной одежде. «Кем она была, кем стала?» – подумал Аршак Ваанович, глядя на тонкую фигурку темноволосой девушки.

– Здравствуй, Арега. А ты сильно изменилась с тех времен…

– Да, с тех пор, как вы уехали, многое изменилось, – вздохнула девушка, – не только я.

– Расскажи мне, Арега, расскажи все, с чего началось, кто начал, как все произошло, и, наконец, скажи же мне, Арега, где наш дом? – с любопытством начал расспрашивать Аршак Ваанович.

– Мы как раз направляемся прямо к нему, пока дойдем, я вам все и расскажу, – улыбнулась девушка. – Ровно в тот год, когда вы уехали, правительство сменилось. Руководителями страны стали молодые, харизматичные лица. С них все и началось. Перестройки начались с правительских организаций. Все работники были заменены профессионалами своего дела, людьми с высшим образованием, которые до этого были вынуждены работать официантами в ресторанах и кафе. Изменилась и программа всех учебных заведений. Школьники и студенты теперь учатся не по скучным и толстым учебникам, а по полезным и интересным книгам. Учеба в вузах стала бесплатной. Теперь все могут получать высшее образование. Вот я тоже так учусь, – показала на книжки девушка. – Началось и строительство. И началось оно с пригорода и сел. Как видите, эту работу они выполнили прекрасно.

Девушка остановилась перед высоким зданием, построенным из светло-розового туфа, с большими, до пола, окнами и с маленьким, но весьма комфортным парком с фонтанчиками и скамьями, на которых сидели юноши и девушки: некоторые беседовали, а некоторые читали романы иностранных писателей. Среди фонтанчиков резвились ребята поменьше, обливая друг друга водой. Везде был слышен задорный детский смех и журчание кристально чистой воды.

– А вот и ваш дом, – заулыбалась Арега, указывая на здание и с интересом наблюдая за выражением лица Аршака Ваановича. Его большие карие глаза от удивления на лоб полезли и с удивлением и радостью смотрели на строение.

– Два года назад снесли старые дома и на их месте построили новую областную школу имени Раффи, – пояснила девушка, удобно устроившись на деревянной скамейке, – теперь здесь учатся…

Аршак Ваанович не слышал ее слов, он изумленно смотрел то на нее, то на школу, смотрел и не понимал, как все могло так измениться!

Комментарии

Молодчина Нинуль, все как говорится "чин чинарем"; немного резануло " романы иностранных писателей" вот прямо сейчас. Ну да ладно уж, никто ведь кроме меня не заметил

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image