Операция «Наследник». Как в Азербайджане готовятся возвести на престол Гейдара Алиева

2 ноября, 2016 - 20:33

Оговорюсь сразу, что предугаданные в данной статье события не претендуют на стопроцентную вероятность сбыться в деталях, так как частности, как известно, с трудом поддаются аналитическим выкладкам или чисто иррациональным предсказаниям на будущее.

Однако, что касается сути хода действий, о которых ниже пойдет речь, лично я не имею на сей счет ни толики сомнения. Во всяком случае, время само покажет степень соответствия описанной здесь картины с развитием событий в Азербайджане в ближайшем будущем. Прошу заметить - именно картины, а не шаржа или банальной карикатуры, поскольку она будет лишь в реалистичных тонах отображать то действие, которое на полном серьезе будет разворачиваться в соседнем с нами государстве. Другое дело, что само это действие будет полно комизма и абсурда. В общем, за неточности в деталях прошу миловать, а за суть ручаюсь.

Итак, в Азербайджане уже состоялся референдум, по итогам которого в конституционной власти, как в дырявом швейцарском сыре, образовались новые большие полости, готовые быть восполненными членами семьи ныне правящего президента. Очевидно, что Ильхам Алиев, тем самым, пытается укрепить свою власть и гарантировать свой контроль над страной на будущее. К вопросу о том, каким ему видится или, вернее, снится это самое будущее, мы писали в одной из предыдущих статей, а ныне обратимся к персонажу, посредством которого Ильхам Гейдарович пытается воплотить свои планы, и ради которого в сущности и был затеян весь этот сыр-бор со скандальным референдумом. Речь пойдет о единственном и ненаглядном сыне солнцеподобного президента, Гейдаре-младшем.

Именно ему, как утверждают в один голос все знатоки азербайджанских реалий, будет стремится де-юре передать бразды правления любящий отец. И в данном случае пока не важно, каков будет характер той власти на момент ее передачи: с атрибутами скипетра, короны и монаршего трона, или с обыкновенным президентским креслом, обязательными фотками Гейдара-старшего, расклеенными повсюду в кабинете, и селекторным пультом для прямой связи со стряпающей выборы многотысячной оравой министров, генералов и всяких там чинуш. Хотя по царящим в нынешнем Азербайджане понятиям между монархией и президентством с вполне математической убедительностью фигурирует знак равенства.

Монарха или президента, не важно, что получиться накатать из гейдарчикова теста, важно, что на сей фигуре достигнут консенсус и наконец прекратилась грызня между нахичеванским кланом Алиевых и всесильной семьей Пашаевых, которые тоже были не прочь в лице лучезарной Мехрибан ханум закрепить за собою высочайшую должность в государстве. А теперь на политическом горизонте замаячила фигура внучка обеих семейств, и по крови, и по возможности влияния на него вполне приемлемая для противоборствующих сторон.

Информация к размышлению

Алиев Гейдар Ильхам оглы

Истинный азербайджанец (курдское происхождение по отцовской линии значения не имеет). Родился в 1997 г. Холост. Согласно публикациям влиятельной газеты The Washington Post, является обладателем нескольких особняков в ОАЭ, общей стоимостью в 44 миллиона долларов США. В настоящее время - студент Азербайджанской дипломатической академии. Учится с превеликим усердием и отличается завидной успеваемостью. Однокурсниками по вузу, школьными товарищами и педагогами охарактеризован, как открытый, дружелюбный и общительный молодой человек. В поступках, порочащих личность (гонки на автомобилях по просторным проспектам Баку, перестрелки, избиение официантов, педагогов и гаишников, пьяные оргии и т.д.) не замечен. Безоговорочно и рьяно поддерживает политику президента и партии «Ени Азербайджан». Беспощаден к врагам отечества.

В общем-то, не густо, но по собранным в единое скупым сведениям (а в азербайджанском медиапространстве данные о Гейдаре-младшем, действительно, жестко цензурируются) получается обрисовка портрета вполне нормального, благовоспитанного юноши из властвующей семьи. В целом, исходные позиции Гейдара Ильхамовича не плохи, да вот беда, политической составляющей в них - круглый ноль. Однако же, естественно, откуда, спрашивается, в 19 лет у юноши может оказаться политическая биография. В конце концов ведь он же не Наполеон Бонапарт или Александр Македонский. Эти сами себя лепили для власти еще с детских лет, а вот Гейдара-младшего придется лепить всем скопам семьи, прислужниками семьи и прислужниками прислужников семьи (прошу прощения за белиберду). И если в наставниках у Македонского были всего лишь его мать Олимпиада и философ Аристотель, то Гейдару-младшему наймут целую плеяду советчиков. Правда, будут они не столько учить премудростям политических дебрей, сколько просто-напросто пиарить, поскольку аристотелей сейчас ни за какие бабки не сыщешь.

И так, вероятно, уже к ближайшим выборам в Милли меджлис в списках кандидатов может появиться благозвучное имя Алиев Гейдар Ильхам оглы. Очень возможно, что баллотироваться он будет по мажоритарному принципу от какого-нибудь отдаленного от столицы района, желательно с внушительным аграрным сектором (разговоры на тему об аграрном прорыве в Азербайджане сейчас в большом тренде). Также будет считаться предпочтительным, если в данном районе в списках избирателей окажется внушительное число переселенцев, обещания которым на темы улучшения бытовых условий и непременного (хоть через сто лет) «бизимдиря» будет иметь оглушительный успех.

И будет колесить в окружении многочисленной свиты респектабельный кандидат Алиев по какому-нибудь гейгельскому району, из села в село, с фермы на яйлаг, осуществляя, тем самым, первую часть действа под названием «Явление Гейдара народу». В обязательную программу районных вояжей будут включены ритуальные посещения бесчисленных центров и домов культуры, фабрик, больниц, школ, спортшкол, детсадов, домов престарелых, рынков, парков, площадей, мечетей и всего того всевозможного, что с гордостью носит имя Гейдара Алиева-старшего. Широко будут освещаться в масс-медиа встречи кронпринца с рабочими коллективами, молодежью, аксакалами и золотозубым партийным активом района. И всем этим любвеобильным рандеву будут сопутствовать непременные атрибуты предвыборных страстей - хлеб-соль, хвалебные речи, обещания, аплодисменты на бис, совместные фотографирования, обнимашки и целовашки.

Касательно последнего пункта взлелеянный в оранжерее бакинской суперэлиты, изнеженный Гейдар естественно будет противится, но пиарщики, то бишь спецы по вопросам азербайджанской ментальности, настоят на непременном и безоговорочном его непротивлении чувствам народа. Де - таким же образом поступал и ваш великомудрый дедушка, не жалея ланит своих ради желания хлопкоробов, пастухов и доярок таким интимом поякшаться с Гейдаром- бабой. Де - ничего личного, только бизнес. И так, что придется молодому Алиеву супротив воли, но ради отечества на всех предвыборных встречах подставлять свои нежные щечки смачным чмоканьям какого-нибудь Ибрагима киши или Айгюн ханум. Зато каким головокружительным успехом обернется такое самопожертвование для политического старта Гейдара. Умиленные обаянием и истинно генетической мудростью кандидата, избиратель на поднятых руках с салютом и фанфарами внесет его в Милли меджлис, обеспечив разгромную победу над каким-нибудь оппозиционным кандидатом, естественно, если таковой смельчак найдется и рискнет конкурировать (скорее всего не найдется сам, а будет нанят для обеспечения видимости честной демократической борьбы).

Так будет преодолен первый левел грандиозной игры с выходом на политическую арену  Алиева Гейдара Ильхам оглы. Но не только ему из молодой поросли азербайджанской политэлиты будет суждено застолбить за собою депутатское кресло. Вместе с кронпринцем по результатам очередных выборов в просторный заседательный зал Милли меджлиса галопом ворвется целый табун жеребцов, численностью в двадцать, а то и в тридцать голов. Сделано это будет, дабы некоторым образом оттенить гейдарово возникновение ниоткуда и заткнуть рот либеральным западным визгунам, мол, мы вообще омолаживаем состав наших законописцев, так сказать, впрыскиваем молодой кровушки в работу меджлиса, заседания которого в последнее время все чаще сопровождаются храпом засидевшихся в депутатах старичков. И если в компании народных избранников, согласно новой политике, оказалось место для двадцати-тридцати норовистых юнцов, то почему бы не быть среди них и смышленому президентову чаду. Таков будет посыл западным визгунам.

Итак, оказавшийся в среде депутатов, молодой Алиев с завидной энергией включится в законотворческую деятельность. На первых порах он сколотит вокруг себя что-то типа молодежного крыла ениазербайджанцев или фракцию молодых реформаторов, во главе которой начнет критиковать и метать молнии в тормозящих прогресс государства аутсайдеров папашиной камарильи, которых начиная от Рабият Аслановой и кончая Эльдаром Махмудовым, каждый год бракуют пачками, выметают из власти и вешают на них все грехи за положение дел в государстве. Алиеву-младшему будет дозволено, как котенку, которому папа-кот принес на растерзание мышь для охотничьего опыта на будущее, бить таких нещадно. Однако помимо нападничества, и с более обширным охватом освещения будет тиражироваться, так сказать, конструктивная деятельность молодого депутата: периодические посещения своего избирательного участка, чаепития с семьями шехидов, выбивание государственных средств на ремонт ухабистых дорог и водосточных труб, открытия новых дедушкиных памятников, ночные посиделки с молодежью у походного костра, и опять же эти злосчастные лобызания с немытыми пастухами и всякое тому подобное, что оттачивает образ новоявленного креативного политика-реформатора. В общем, в течении года-двух будет скрупулезно вестись подготовка к следующему левелу под названием «Явление Гейдара мировой элите».

Для преодоления этой ступени вероятно будет избрана стартовая площадка вроде какого-нибудь комитета меджлиса по межпарламентским отношениям. И так как азербайджанский Милли меджлис за долгие годы своей работы уже наработал богатый опыт сношений икорно-интимного свойства, то во благо данного действа будут включены все приобретенные связи. Много работы наберется здесь для щедро проплачиваемых западных пиарщиков, вероятнее всего набранных из Великобритании, поскольку опыта в данной сфере им не занимать, да и семья Алиевых как-то по-особенному тепло относится к Туманному Альбиону, вон с ВР всякие делишки водит, и особнячков малость прикупила в Лондоне. И будут лепить пиарщики из Ильхамого чада образ этакого универсального молодца, прямо с какого боку не подберись: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Все в нем гармонично уложено по полочкам: умница, благовоспитанный, деловой, щедрый, открытый и в добавок - всем своим нутром к Западу тянется, как ягненок к вымени.

И пойдет гулять от страсбургских кулуаров до высокосветских тусовок в Монако молва о чудо-мальчике, который лишь один в силах вырулить Азербайджан из варварских дебрей Востока на путь либерализации и демократии. Это ничего, что его папа яростно огрызается при каждой полученной порции здоровой критики. Ведь не по силам же человеку взять, да и выковырять свою совковую ментальность. Другое дело - сын податливый и открытый на контакт.

Вот таким вот макаром, через каналы парламентской дипломатии будет проторен личный путь Гейдара Ильхамовича к сердцам западных элит. И венцами сих успехов стали бы выбитые напористым лоббингом аудиенции у влиятельных персон мира сего. Тут уже, не в пример лобызаний пастухов, и самому не прочь было бы почмокать в ланиты. Сие считалось бы не только высокой честью, оказанной молодому человеку, но и фактическим «добром на царствование».

Вот этого и будет добиваться Ильхам Алиев для своего наследника. Сам он с годами будет постепенно, но верно уходить в тень, предоставляя будущему преемнику возможность позиционировать себя перед миром и страной, как единственную альтернативу действующему президенту. Что касается вопроса о переходных должностных стадиях сына от депутатского мандата к президентскому креслу, то, как мне кажется, Алиев-старший на это мелочиться не будет и может экспрессом затащить сына на вице-президентство, поскольку восточным деспотиям, каков бы ни был у них фасад, в таких делах не свойственно откладывание дел в долгий ящик. Хотя, не исключены и такие промежуточные должности, как, скажем, градоначальник Баку или министр молодежи, спорта и туризма.

Рассказывая о ступенях гейдаровского восхождения на властный Олимп, я сознательно опустил в начале описание одной из них, будучи не в состоянии предугадать, коснется ли вообще сиятельная пята кронпринца этой ступени или просто перескочит ее. Подозреваю, что и сам лучезарный президент не определился пока на счет данного левела. Речь, конечно, же идет о службе в армии. С одной стороны решение отправить сына служить в ВС Азербайджана было бы весьма мудрым, так как сам Ильхам Алиев в свое время отлинял и от обыденной службы в рядах советской армии, и, тем паче, от какого-нибудь, ну хоть самого формального участия в Карабахской войне, что в дальнейшем весьма серьезно аукнулось на его репутации политика, верховного главнокомандующего, да и просто мужчины.

Но с другой стороны, сынишка-то изнеженный, не дай Бог, случится что... И Мехрибан ханум не стерпеть отлучки на целых два года. Да и Закир Гасанов наверняка против. Ведь придется ему, бедному, оставив насущные проблемы всего войска, ни днем, ни ночью не спускать глаз с части, к которой будет прикомандирован боец Гейдар. А вернее сама часть, или целый корпус будут прикомандированы к бойцу Гейдару. И без того забот полон рот, а тут охраняй его силами целого корпуса и дрожи всем штабом армии, чтобы ни единый волосок не упал с будущей венценосной головы.

Кстати, о штабе: оно конечно можно его отправить служить и в штаб, однако народ не поймет, то не служба, а мед. Лучше бы в какую-нибудь полевую часть, где и медалек можно будет набрать на всю грудь за честную службу, и прямо с этими медальками включить уже отслужившее чадо в парламентские выборы. Эффект был бы сногсшибательным... А если завтра война, если завтра в поход?.. Одним словом, дилемма для президента трудноразрешимая. И тем паче для нас трудно предугадать итог его размышлений.

В любом случае, со службой или без оной, кампания по раскрутке Гейдара-младшего и ввода его на политический небосклон ожидаема и не вызывает ни толики сомнения.

Повторюсь, что в частностях мы можем ошибиться, однако суть описанного выше неопровержима. Рано или поздно процесс начнется, и мы, армяне, хотим того или нет, должны следить за переменами в сопредельном государстве. Должны следить, потому как перемены эти, так или иначе, не могут обойти стороной Карабахский конфликт, не могут не отразиться на взаимоотношениях между двумя враждующими государствами. Вопрос в том, в какую сторону перетянут эти перемены напряженность в Закавказье? В сторону более глубокого разобщения или наоборот - разрядки?

Наиболее накаленные эпизоды истории доказывают, что личности, вопреки закону полибиевского детерминизма, решают все и могут развернуть ход истории вспять. Хотелось бы верить, что в будущем наследующий власть в Азербайджане человек, кем бы он ни был, адекватно оценит сложившуюся ситуацию и найдет в себе мужество и мудрость осилить барьер вражды и отчуждения, выстроенный отцами наспех, без оглядки в будущее. Хотя лично я иллюзий на этот счет пока не питаю, как впрочем и не испытываю чувства неприязни к юному Гейдару. Говорю это с совершенной искренностью, потому как речь идет о человеке, лично не сделавшем ничего плохого моему народу, впрочем пока не сделавшем...

Так что, Гейдарчик, за саркастический стиль прошу миловать. Как говорится, ничего личного, только бизнес...

Богдан Атанесян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image