Запрос на постсоветскую интеграцию сохраняется на высоком уровне

3 ноября, 2016 - 11:39

В кругах аналитиков хорошо известно, что исследования по актуальным политическим вопросам регулярно проводятся различными социологическими службами для того, чтобы знать настроения людей и прогнозировать их реакцию на принятие каких-либо важных решений. И отнюдь не всегда заказчиками решений выступают государственные органы. К таким исследованиям относится ежегодный опрос «Интеграционный барометр ЕАБР», проводимый Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития.

***

То, что у граждан постсоветских республик довольно велика тяга к восстановлению экономических и культурных связей друг с другом, стало заметно после того, как люди «наелись» суверенитетом, а разрыв кооперационных связей ударил по их карманам. Создание на обломках СССР Содружества Независимых Государств, хотя и помогло сохранить остатки связей между ныне суверенными государствами, но нивелировать все негативные последствия распада Советского Союза, конечно, было не в состоянии.

Отношение к реинтеграции на постсоветском пространстве достаточно сложное во всех республиках бывшего СССР и очень подвержено влиянию пропаганды и внешнеполитической обстановки, поскольку в бывших союзных республиках интеграционные процессы рассматриваются, в первую очередь, как сближение с Россией. И это неудивительно. Сегодня РФ является наиболее экономически развитым государством среди стран СНГ, далеко обогнав все остальные по уровню жизни населения и зарплатам. Именно сюда едут на заработки люди из государств, некогда входивших в СССР. За исключением Прибалтики, откуда выгоднее мигрировать в поисках трудоустройства в богатые страны Евросоюза.

Существуют, однако, и аргументы против реинтеграции. Так определённые круги в национальных государствах в случае большего сближения опасаются давления со стороны России – экономического, политического, культурного. Ведь интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза предусматривают унификацию налоговых систем, тарифного регулирования, а также снятие пошлин на ввозимые товары. Кроме того, такое сближение непременно приведёт к повышению роли русского языка в этих странах, против чего категорически выступают националистические политические силы везде от Белоруссии до Киргизии.

В свою очередь, в Российской Федерации отношение к интеграционным процессам тоже неоднозначное. Помимо «исторической памяти» о том, что в других странах СНГ проживают близкие по культуре люди, у российского бизнеса есть серьёзная заинтересованность в снятии тарифных и нетарифных барьеров с соседями. При этом многие ожидают усиления конкуренции. В том числе на рынке труда.

***

В ходе исследования «Евразийский барометр ЕАБР» были опрошены 8,5 тысячи респондентов из семи стран СНГ – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Таджикистана. Выборка, нужно признать, далеко не самая репрезентативная, но позволяющая тем не менее сделать некоторые оценки. Особенно если попытаться отследить динамику изменения общественного мнения.

За прошедший год, согласно полученным данным, небольшой рост поддержки евразийской интеграции обществом отмечен только в Беларуси – с 60% до 63%. В остальных странах – членах ЕАЭС поддержка снизилась: в Кыргызстане – с 86% до 81%, в Казахстане – с 80% до 74%, в России – с 78% до 69%, в Армении – с 56% до 46%. С 72% до 68% упала поддержка евразийской интеграции и в Таджикистане – наиболее реалистичном кандидате на вступление в Евразийский экономический союз. Тем не менее везде, даже в Молдове, где 53% населения одобряют интеграционные процессы, одобрение интеграции превышает разочарование в ней. Исключение составила лишь Армения.

Столь пессимистическая позиция граждан этой страны, пожалуй, связана с событиями, происходившими в ней и вокруг неё в заканчивающемся году. Это массовые волнения, происходившие в Ереване и вызванные коррупционными скандалами вокруг руководства страны, а также вспышка противостояния в Нагорном Карабахе. Ереванские события вызвали негативную реакцию соседей Армении по СНГ и ЕАЭС, поскольку их сценарий многим напомнил украинский евромайдан, закончившийся приходом к власти националистов и неонацистов и приведший к гражданской войне. Не произошло со стороны других членов ЕАЭС и безоговорочного осуждения Азербайджана, который 97% армян считают враждебным государством в связи с возобновлением боевых действий в НКР. А поскольку, повторимся, евразийская интеграция рассматривается в значительной мере через призму России, для которой Азербайджан является не менее важным партнёром, чем Армения, такое разочарование в общем-то закономерно.

На рост интеграционных настроений в Беларуси, пожалуй, повлиял пример ближайшего соседа, Украины, взявшей курс на полный разрыв связей с Россией и СНГ. Катастрофическое падение экономических показателей, а также уровня жизни населения стали лучшей антирекламой дезинтеграционных процессов.

Несмотря на некоторое разочарование в уже состоявшейся интеграции, почти 2/3 жителей всех опрашиваемых государств выступают за расширение Евразийского союза: минимальный показатель – 61% дала Армения, а максимальные 72% – Кыргызстан. Подавляющее число опрошенных высказалось за свободу перемещаться, жить, работать и вести бизнес в странах ЕАЭС, показатель России с её 70% одобрения оказался самым худшим, а средневзвешенное значение по всем опрошенным странам составило 75%. 64% заполнивших анкеты высказались за создание общей телерадиовещательной компании ЕАЭС. Причём везде число сторонников этого превышает 50%. То есть запрос на информационную и культурную реинтеграцию не просто существует, а преобладает в настроениях населения членов союза.

Несколько хуже ситуация с желанием пользоваться единой валютой. Хотя среднее значение сторонников единых денег и достигает 53%, в Армении и Беларуси они не составляют и половины опрошенных. Причём если в Беларуси 41% за и 31% против, то жители Армении разделились во мнениях почти поровну: 45% и 42% соответственно. Велико (25-27%) число противников единой валюты в других странах. Несомненно, свою роль в их пессимизме сыграло вызванное антироссийскими санкциями и падением цен на энергоносители снижение курса рубля, который наверняка станет основой общей валюты, если решение о её введении будет принято. Тем не менее в сравнении с опросом 2015 года, сторонников единой валюты стало больше везде, кроме Армении. В Беларуси же вообще ситуация поменялась диаметрально: в 2015 году за выступало только 34%, а против – 46%.

***

Помимо вопросов, касающихся интеграции в Евразийский экономический союз, опрос коснулся и продолжения сближения стран в рамках СНГ. Больше всего пессимистов оказалось в Армении, где 20% считает, что отношения между членами СНГ будут ухудшаться, и в Молдове (15%). Граждане всех остальных государств выразили мнение, что эти отношения либо улучшатся, либо останутся прежними. А наибольшим оптимизмом отличаются Кыргызстан, где в грядущее сближение по линии СНГ верят 62%, и Казахстан с показателем 52%.

Любопытны и другие данные, характеризующие отношения к различным странам. За прошедший год фактически не изменилась доля людей, которые ни при каких условиях не хотят покидать свою страну: 48% в 2015 году и 47% в 2016-м. Но если всё-таки такой шанс представится по-прежнему 13% выбрали бы для переезда Россию. При этом с 38% до 24% снизился этот показатель у жителей Таджикистана, с 5% до 8% вырос у белорусов и с 18% до 12% упал у граждан Армении. В остальных же странах он либо не изменился, либо изменения составили около 1%, что близко к статической погрешности.

Собственно, Россия лидирует во всех итоговых цифрах, где речь идёт о доверии, дружественных отношениях, стремлении к контактам. 33% опрошенных оказали бы России военную помощь, 58% приняло бы от неё помощь, 30% опрошенных интересуется российской историей, культурой, природой. 18% съездили бы в Россию в турпоездку или отдохнуть, 21% не прочь пройти здесь обучение, а 24% готовы уехать сюда на работу. Интересно, что 44% белорусов, 34% казахстанцев, 36% молдаван и 38% россиян не желают трудиться нигде, кроме собственной страны. 41% опрошенных интересуется российской культурой, но помимо России, у 37% жителей Армении и 31% жителей Беларуси существует тяга к французской культуре, у 32% граждан Таджикистана – к индийской, а 40% молдаван привлекает культура других стран Евросоюза.

Российских туристов в своих странах рады видеть 47% опрошенных, 30% – российских рабочих, студентов, специалистов, а 40% не прочь, чтобы в их страны пришли российские инвестиции, компании и бизнесмены. 37% опрошенных доверяют, прежде всего, именно российским товарам. Причём предпочитают эти товары 49% жителей Казахстана, 52% – Кыргызстана и 66% – Таджикистана.

Фактически по всем этим показателям в сравнении с годом 2015-м Россия «улучшила результат».

***

Как считает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров, «медовый месяц» евразийской интеграции закончился. Граждане всё чаще начинают оценивать текущее состояние, конкретные результаты интеграции, то, как она влияет на их жизни». Пожалуй, если он под «медовым месяцем» подразумевает восторженность от первых месяцев существования ЕАЭС, то он прав. Психология утверждает, что за восторженными ожиданиями «полного счастья» непременно наступает период отрезвления. Но, помимо показателей одобрения/неодобрения членства в Союзе, есть и другие результаты опроса, косвенно показывающие, что запрос на интеграцию, на заинтересованность жителей бывших советских республик друг в друге, во взаимном сотрудничестве и совместном развитии не просто существует, а растёт.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image