«ОБНОВЛЕННАЯ» РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ НА МАРШЕ

30 ноября, 2016 - 15:17

В Армении начался этап подготовки к парламентским выборам 2017 года, когда политические силы стремятся уточнить стартовые условия предвыборной борьбы. Конкретным проявлением этого этапа является намеченная на конец года серия съездов, первым из которых стал очередной, XVI съезд правящей Республиканской партии Армении (РПА), который состоялся 26 ноября.

Обновленная РПА?...

По обыкновению своему это политическое мероприятие было обставлено весьма помпезно: в работе съезда участвовало порядка 1800 делегатов, среди 200 гостей были также представители «Единая Россия», «Европейской народной партии» и Коммунистической партии Китая. Съезд внес изменения в программу и устав РПА.

На съезде, увы, открытым голосованием был переизбран председатель партии, президент Серж Саргсян. Президент предложил провести открытое голосование также по выборам руководящего органа РПА – Исполнительного Совета в составе 21 человека: ««Согласны? Конечно, почему вы должны оставаться на 4 часа больше?», - пошутил президент, обращаясь к делегатам.

Путем открытого голосования делегаты единогласно утвердили состав руководящего органа РПА. Прежде чем перейти к новому составу правления РПА, напомним, что даже в Коммунистической партии (КП), с которой нередко сравнивают РПА (возможно из-за несоответствия слов делу, а возможно из-за стремления править ВЕЧНО) выборы руководящего органа – Центрального комитета проходили путем тайного голосования, при этом, не все члены ЦК получали 100% вотум доверия.

Но вернемся к вопросу о новом составе Исполнительного Совета, в который вошли премьер-министр Карен Карапетян, министр обороны Виген Саргсян, министр юстиции Арпине Ованнисян. По некоторым данным, желание вступить в РПА также выразили министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян и министр сельского хозяйства Игнатий Аракелян.

Отметим, что незадолго до съезда появилась информация о том, что заявления о вступлении в РПА подали премьер и министр обороны. Карен Карапетян объяснил свое решение пополнить ряды правящей партии тем, что у каждого правительства должна быть политическая опора. «Наше правительство это в первую очередь правительство РПА. Какая партия может стать опорой для радикальных перемен? По-моему, РПА, для меня родственна консервативная идеология РПА. Взяв на себя ответственность на посту премьер-министра, я стал участником процесса изменений и самоизменений. С учетом всего этого, я решил присоединиться к РПА. В этой новой ситуации многие из моих друзей и единомышленников хотят участвовать в этих процессах, придав реформам новый импульс», – заявил премьер-министр Карен Карапетян. Отвечая на вопросы прессы, последний выразил уверенность тем, что членство в РПА не отразится негативным образом на его имидже.

Формально это – логичное объяснение, так как Карапетян намерен участвовать в процессе обновления РПА.

Интересно, что до выборов остается всего пять месяцев и почему-то все очень бодро заговорили об изменениях в РПА? Почему эти изменения в партии или в действиях правительства начинаются только сейчас? И, что может реально измениться в РПА, если в составе её руководящего органа по-прежнему остались люди, которые ответственны за фальсификации. Вопреки прогнозам некоторых экспертов, в составе правления РПА вновь оказались Овик Абрамян и Гагик Бегларян.

Конечно, это можно объяснить взвешенностью Сержа Саргсяна, его нежеланием делать резкие и эмоциональные шаги. Однако еще более вероятно то, что накануне парламентских выборов оба этих функционера нужны для обеспечения голосов – О.Абрамян в области Арарат, а Г. Бегларян – в столице. Трудно сказать, по какой именно схеме было достигнуто опредёленное соглашение между ними и президентом, но, скорее всего, их места в Исполнительном Совете сохранены с этой целью.

«Броня крепка и танки наши быстры»

В центре внимания съезда РПА был доклад председателя партии, президента Сержа Саргсяна. По его словам, если на парламентских выборах 2 апреля 2017 года РПА получит вотум доверия, то правительство вновь возглавит Карен Карапетян. Лидер РПА дал положительную оценку работе нового премьера: «Приветствую решение премьер-министра и других членов правительства о вступлении в ряды РПА. Уверен, что восторженный стиль и талант управляющего, проявленный Кареном Карапетяном, будут полностью выявлены на этой должности и передадут новое вдохновение членам нашей команды».

Президент говорило об укреплении партийной системы, о том, что ее необходимо сделать более эффективной, о росте численности членов РПА, в первую очередь молодежи пр. По его словам, первоочередной задачей РПА является организация и проведение безупречных выборов: «Нам необходим именно такой мандат доверия. И в этом случае, без колебаний, не отвлекаясь, мы будем двигаться вперед по пути воплощения в жизнь реформ в нашей стране».

В целом, речь Саргсяна была наполнена пафосными элементами риторики. И, если в случае с укреплением партийной системы и модернизацией программы, в частности, усиления в ней идеологического стержня, этот пафос как-то можно понять, то совсем непонятен восторг руководителя страны по поводу ситуации в экономике: «Мы смогли не только не топтаться на месте, но и открыть новые горизонты для развития страны, изменить структуру экономики, сделав её более разнообразной, также существенно увеличить в структуре экономики экспорт, одновременно сократив объемы импорта. Выросла зарплата и пенсии».

По словам президента, в результате всемирного финансово-экономического кризиса в стране резко возрос уровень бедности. В 2010 году этот показатель составил 35,8 %. Однако благодаря предпринятым последовательным усилиям удалось его постепенно сократить, доведя в 2015 году до 29,8 %: «Мы смогли уменьшить обусловленный падением внешних доходов рост бедности за счет реального роста внутренней экономики. Это нужно считать существенным экономическим достижением независимой Армении, на основании чего мы и должны одолеть дальнейший подъем – стимулируя снижение бедности и рост благосостояния».

Часть отчётного доклада, посвященную экономике, Саргсян завершил эмоционально возвышенной фразой: «Сильная Армения – вот наша национальная идея, которую можем также назвать национальной мечтой или целью».

Невольно хочется спросить: господин президент, если всё так хорошо, так откуда же появилась вооруженная группа «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»), которую горячо поддержала определенная часть населения? Или, если в Армении регистрируются одни только достижения и экономика успешно развивается, то почему из страны за годы Вашего правления, то есть, начиная с 2008 года, по официальным данным эмигрировало порядка 300 тысяч человек? А ведь об этом в докладе не было сказано ни слова. Ничего не сказал лидер «обновленной» РПА и о том, что за последние 8 дет государственный долг Армении вырос более чем в три раза и превысил 5 млрд долларов. Да и данные об уровне бедности не внушают доверия, особенно если вспомнить, что этот показатель при Роберте Кочаряне составлял 18 %, а потом при Серже Саргсяне фактически удвоился и жонглирование цифрами здесь не поможет. Некоторые эксперты считают, что причиной сокращения бедных являются не экономические «успехи», а продолжающаяся миграция, которая естественно, ведёт к сокращению населения, в том числе и количества бедных.

«Мы смогли не только не топтаться на месте, но и открыть новые горизонты для развития страны»…

Какие горизонты?

До прихода к власти Сержа Саргсяна ВВП составлял 11,6 млрд долларов, а сейчас – не более 10,5 млрд. Данные, представленные в докладе – не более чем результат манипуляции курсом драма к доллару: 7-8 лет тому назад доллар составлял 300-350 драмов, а сейчас приближается к отметке в 500 драмам. Вот и получается, что в драмах Армения вышла из кризиса, а в долларах – нет.

По мнению некоторых экспертов, Серж Саргсян назвал слишком много цифр, которые не внушают доверия и противоречат даже «нарисованной» официальной статистике. Скорее всего, все эти данные будут подвергнуты детальному анализу со стороны независимых экспертов.

Был ли Серж Саргсян прилежным слушателем бакинской партийной школы?

Выше уже была проведена некоторая параллель между РПА и «поздней» КПСС: те же бодрые заверения в успехах, стремление вечно править, состав, представляющий из себя некий конгломерат карьеристов, и прочее.

Но…

В советское время – критика и самокритика были частью политического курса КПСС. В официальном выступлении любого серьезного функционера, начиная с Брежнева и кончая первым секретарем райкома, обязательно был блок, посвященный критике и самокритике.

Правда, президент подверг критике своих однопартийцев за не совсем корректное поведение по отношению к оппозиции, однако при этом он не назвал ни одного имени и не привел ни одного факта.

Между тем, если Серж Саргсян действительно был прилежным слушателем бакинской партшколы, которая готовила коммунистических функционеров, то в его докладе хотя бы формально присутствовала бы критика и самокритика. Маловероятно, что в партийной школе не объясняли, что критика и самокритика – это часть официальной доктрины партии. Остается предположить, что будущий президент Армении возможно, соответствующее занятие прогулял...

Две версии

Главным вопросом для РПА сегодня являются условия, перспективы и схемы воспроизводства власти.

С одной стороны, получается, что президент, являясь сегодня наиболее сильной фигурой на политическом поле Армении, принял решение загнать и премьера, и ряд министров в РПА. На данный момент можно предположить, что Серж Саргсян, который стремится воспроизвести свою власть после окончания президентского срока в 2018 году, выбрал проект, в рамках которого он займет пост Генерального секретаря РПА

При этом, президент видимо надеется контролировать и правительство, и Национальное Собрание с помощью партийных рычагов. Экспертами рассматривалось три варианта возможного воспроизводства власти: Серж Саргсян – спикер Национального Собрания, Серж Саргсян – премьер и третий – генсек. На настоящий момент наиболее отчетливо вырисовывается перспектива третьего варианта. Однако это не означает, что Саргсян, возглавив партию, не может стать премьером.

Особое внимание сегодня привлекает фигура премьер-министра Карена Карапетяна, который, по прогнозам некоторых аналитиков, может впоследствии стать одним из вице-председателей РПА. Безусловно, президент четко контролирует ситуацию во власти. Но не надо исключать и второй версии, а именно того, что Сержа Саргсяна, в руках которого сегодня находится множество рычагов, может «задвинуть» премьер-министр. Не надо исключать того, что может настать момент, когда одно или несколько слагаемых, из которых состоит формула успеха Сержа Саргсяна, перестанет действовать. В принципе, сама идея верховенства генсека является довольно рискованным экспериментом.

Дальнейшее развитие событий, в том числе и выборы в парламент, внесут ясность в то, которая из этих версий окажется верной.

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image