РОД НАША ОПОРА

4 декабря, 2016 - 11:17

Произошло большое событие – издана книга избранных сочинений Гарегина Нжде на русском языке.

            Бог хранил армян, посылая нам то Тиграна Великого, то Вардана Мамиконяна, то Андраника, то Нжде…

В ЛЮБОМ ДОМЕ, ГДЕ ЖИВУТ АРМЯНЕ, ЕСТЬ БИБЛИЯ. И НЕПРЕМЕННО должна быть книга, написанная Нжде, потому что иначе, как Евангелием от Нжде, книгу избранных сочинений Гарегина Нжде не назовешь.

То, что сделал для своей страны и своего народа этот поистине великий человек, еще не осмыслено до конца. Если бы не Нжде, возможно, сегодня не было бы ни Армении, ни нас с вами. Не оттого ли так ненавидели его большевики, подстрекаемые турками, что он сорвал их планы по уничтожению Армении?

 Масштаб его личности как полководца, да простится мне это сравнение! - сопоставим только с Деникиным и Колчаком. Но Нжде одержал победу над Красной Армией, власть которой, как известно из революционных песен, простиралась до британских морей, - единственный в истории, кому это удалось! Он фактически спас Сюникский край и Армению. Вот что писал об этом Нжде годы спустя:

 "… КРАСНАЯ ВЛАСТЬ НЕ ЗАБЫЛА, НЕ ЗАБЫВАЕТ И ВРЯД ЛИ КОГДА-ЛИБО ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАБУДЕТ МЕНЯ. И это понятно, более чем понятно. Первую пулю по Красной Армии выпустил мой боец, и последним во всей России и Закавказье он покинул поле боя. Это мои народные дружины разгромили, обезоружили и взяли в плен почти все воинские части 11-й Красной Армии, это моя народная армия – вопреки договору, заключенному между правительством Республики Армения и представителем Москвы Леграном, по которому Зангезур был отдан Азербайджану, - силой оружия продиктовала советской власти свою волю и присоединила Сюник к Армении.

После первой советизации Армении я, заняв и объединив Горную Армению, создал суверенный Сюник, который стал психологическим импульсом к всенародному Февральскому восстанию в Армении. А после второго падения Еревана он послужил спасительным мостом для армянской интеллигенции, бежавшей от турецко-большевистского зверя.

В один из самых ответственных моментов армянской истории, когда турки и большевики вступили в сговор против самого существования нашего народа, он, героический Сюник, держа, как сказочный титан, одну руку над родными горами, чтобы защитить их от врага, другую прозорливо протянул через Аракс, чтобы чудом спасшаяся многотысячная военная и интеллектуальная элита нации из Араратской долины без потерь благополучно ушла в Персию.

…Я и советская власть – не давние, полузабытые недруги. Я был и продолжаю оставаться непримиримым врагом ленинской идеологии. Мы были и остаемся не только противниками по оружию… Мы противники еще и по политическим убеждениям, по мировоззрению.

…Наша обоюдная вражда подпитывается еще и третьим фактором – фактором турка, в союзе с которым Красная Армия выступила против нас на фронтах и в Армении.

Трагедия наша была обусловлена "тюркородством" Ленина, то есть тюркским духом большевизма – его ненавистью к армянам…

"Советская Россия - трубила в свое время армяноязычная газета "Коммунист Зангезура" - должна и будет защищать освободительное движение в Турции. Именно поэтому Советской России необходимо иметь постоянную и непосредственную связь с Турцией, дорога к которой пролегает по Зангезуру - через Нахичеван". Каково читать это сегодня нахичеванцам, которых все-таки изгнали из родного края?

СОВСЕМ НЕДАВНО ИЗ НОМЕРА В НОМЕР ПЕЧАТАЛИСЬ В ГАЗЕТЕ, КОТОРУЮ ВЫ ТЕПЕРЬ ДЕРЖИТЕ В РУКАХ, гневные очерки –отповеди в защиту памятника Нжде. Почему? В замечательной книге Антона Деникина "Очерки русской смуты" повествуется о крушении монархии и гибели Российской империи - вследствие разложения армии из-за большевистской агитации, о трагических событиях в России с февраля по сентябрь 1917 года, когда "большевистский кровавый туман застлал русскую землю".

Я не знаю, есть ли в России памятник Деникину, и если есть, то посмеет ли кто-нибудь из-за рубежа поднять хай по этому поводу, да еще потребовать демонтировать его?

 В Армении много разных памятников. Стоят памятники и Шаумяну, и Мясникяну – как-никак они были борцами за народное дело. В воспоминаниях одного из революционных деятелей говорилось, что Андраник со своей дружиной спешил на помощь бакинским комиссарам, но опоздал… Даже если это красивая легенда, она о многом говорит.

С русским полководцем – не единственным, кстати, хорошо владевшим пером, Гарегина Нжде роднит большой писательский талант, в основе которого лежат искренность и тревога за судьбу родной земли.

В приказе от 23 октября 1919 года командующий вооруженными силами Капан - Генваз - Гохтана Нжде пишет о прекрасном обычае в болгарской армии: " На поверке наличного состава бойцов вначале упоминать имена героев, павших за освобождение своей страны… Приказываю командирам подразделений Капан - Генваз - Гохтана перенять этот славный обычай и на ежедневных поверках поминать заветные имена лучших сынов нашего народа: Кери, Хечо".

А вот один из семи наказов боевым товарищам: "Храбрых, только храбрых слышит и поддерживает своенравный бог войны".

Нельзя читать без возмущения изложение теперь уже всем известных исторических событий в статье "Мой ответ. Трагедия Армении в свете турецко-большевистских документов": о том, как "конец мировой войны грозил стать заслуженным концом Турции", которая "была географически расчленена и политически мертва". Нжде приводит факты, доказывающие, что "Ленин происходил из семьи обрусевших тюрок", чем несказанно гордились в самой Турции, и потому большевики спасли Турцию от гибели, щедро снабдив золотом и оружием.

ЧТО ГОВОРИЛОСЬ НА СЪЕЗДЕ НАРОДОВ ВОСТОКА В СЕНТЯБРЕ 1920 ГОДА В БАКУ, цитировать не стоит – это многим известно, как и выступления Зиновьева, Энвер-паши, Ибрагима Гали. Жаль только бумагу, на которой вся эта мерзость написана, но порою кажется, что местами страницы подсвечивают сквозь строки красным. Возможно, у бумаги, в отличие от некоторых людей, есть и стыд, и совесть…

Хотелось бы сказать несколько слов о великолепном переводе Жанны Шахназарян, но единственное, что приходит на память, это слово "конгениальный", и полагаю, что это слово вобрало в себя все возможные и мыслимые эпитеты, тем более, что в блистательном эссе Нелли Саакян "Нжде наша опора", опубликованном в третьем номере журнала "Литературная Армения" за этот год, скромно названном ею "откликом", перевод не просто оценен по достоинству, но и заслуженно удостоен самых высоких похвал…

Я вовсе не собиралась писать ни эссе, ни статьи, ни рецензии, хотела привести лишь несколько цитат – без всяких комментариев и аналитических размышлений, и, собственно, так и получилось.

Но так и тянет написать: Граждане! Господа! Товарищи! Друзья! Прочтите книгу Гарегина Нжде "Род наша опора" и прочтите эссе Нелли Саакян с послесловием от редакции, в котором очень точно расставлены все точки над "i" .

И еще одна цитата, в которой Гарегин Нжде дает емкое и глубокое определение своего главного учения – фактически завета или завещания, как угодно, - Цегакрона, который вполне может претендовать на роль национальной идеологии - в полном смысле этого слова:

"ЦЕГАКРОНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – КАК ОБЕТ – ПОХОЖЕ НА ОБЕТ МАМИКОНЯНОВСКИХ РЫЦАРЕЙ. Цегакрон исповедует бескорыстную преданность нации и решимость отважно принять смерть во имя Родины.

… Род скорее душа, чем материя.

… Народ, который ищет необходимые ему силы вне себя, слепо предуготавливает свое поражение и гибель.

… Потенциал рода намного выше, внутренне он несравненно богаче, чем народ. Нация, знающая это, знает истину, и потому она спасена.

… Армянский род - это земля армянская, вся пламя и мощь, что говорит безмолвно: меня питают те, кого я вскармливаю.

…Род сохраняет и укрепляет в нас Армению даже вне пределов Армении.

Род наша опора."       

Гарегин Нжде – образ трагический. В нем переплетены высокая романтика, героизм и жертвенность с наивностью прекрасной души, не способной на низость и верящей в ответное благородство врага. Он не Фауст, он не продавал дьяволу душу, но он готов был сотрудничать с любым дьяволом во имя спасения своего народа. Ценой огромных дипломатических усилий ему удалось убедить фашистского дьявола, что армяне – арийцы, и этим он спас армянство Европы и десятки тысяч военнопленных армян от гибели. Но дьявол бессмертен, и его новое злобное воплощение в лице сталинского режима оказалось куда страшнее фашистского облика. Единственной целью Нжде было благо его народа, и его последняя попытка сотрудничества с дьяволом провалилась из-за подлого предательства и обмана…

В центре Еревана установлен наконец памятник Нжде. Он вызвал противоречивые толки и мнения – от полного восторга до не очень объективной критики. Но разве это так важно?

Народному герою Армении Гарегину Нжде будет поставлено еще много памятников, о нем будут написаны десятки книг, исследований и воспоминаний. Он всегда будет жить в памяти народа, как герои-фидаи, как Андраник.

Анаит Хармандарян

Ноябрь 2016 года

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image