Создатель эпохи в ботанической науке

8 декабря, 2016 - 14:34

Национальная Академия наук Армении намерена войти в правительство РА с предложением присвоить Институту ботаники НАН имя выдающегося ученого – ботаника, биолога-эволюциониста, академика АН СССР, АН Арм. ССР и НАН РА, д.б.н. Армена Тахтаджяна (1910-2009). По сообщению Информационно-аналитического центра НАН, такое решение было принято на состоявшемся 30 ноября заседании Президиума Академии.

Эта инициатива продиктована стремлением воздать должное научным и организаторским свершениям такой незаурядной личности, как А.Л.Тахтаджян, заслуженно слывущий одним из мировых корифеев изучения мира растений. Тем более, что именно он был первым директором Института ботаники, когда этот институт после создания в 1943 г. Академии наук Армении начал функционировать в качестве самостоятельного научного учреждения.     

«Гражданин мира растений»

  Имя А.Тахтаджяна наверняка памятно всем, кто связал студенческую жизнь с изучением ботаники. Он известен как автор системы цветковых растений, на основе которой составлены флористические сводки многих стран и регионов, написана серия учебников ботаники, организованы экспозиции в ботанических садах на разных континентах. Тахтаджян создал, пожалуй, самую удачную из подобных систем, получившую широкое признание во всем мире.

Не являясь специалистом в данной области, автор вовсе не хотел бы неумеренно восхвалять одних и принижать остальных. Однако, думается,  компетенция большинства ботаников все же не выходит за пределы отдельных групп растений. Между тем, Тахтаджян знал растительный мир целиком, от альфы до омеги, чувствовал себя в нем, как рыба в воде. Отсюда — масштаб проблем, которые он ставил и решал. “Для меня и моих коллег он олицетворял современную ботанику. Пожалуй, по масштабу личности и вклада в науку А. Л. Тахтаджян стоит в одном ряду с К. Леви-Строссом (Клод Леви-Стросс – французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог, прожил 101 год – А.Г.) — другим выдающимся долгожителем, ушедшим в 2009 году. Каждый из них создал эпоху в своей области, будь то в ботанике или в антропологии; они оба остались в прошлом веке, но предопределили нынешнее движение своих наук”,- заявляет ведущий научный сотрудник Биологического института им. Комарова, д.б.н. Алексей Оскольский («Троицкий вариант» №24(43), 8 дек. 2009 г.).

В мировую ботанику Тахтаджян вошел как специалист в области систематики растений и теории эволюции, создатель новой филогенетической системы классификации высших растений и новой системы ботанико-географического районирования нашей планеты. Обе системы получили всемирное научное признание. Перу ученого принадлежат более двадцати монографий и более трёхсот научных статей, посвящённых систематике растений, происхождению цветковых растений, эволюционной морфологии растений, палеоботанике, флористическому районированию.

 Возглавлять Институт ботаники в Ереване Тахтаджяну довелось недолго: в августе 1948-го случилась разгромная сессия ВАСХНИЛ, на которой “на орехи” в виде обвинений в идеологической ереси – “вейсманизме, менделизме и морганизме” досталось и ему. (Любопытный факт: в те годы одному из аспирантов была даже предложена тема “Теоретические ошибки профессора Тахтаджяна”. Видимо, и диссертация не замедлила появиться – идеологически выдержанная, в свете директив “народного академика” Т.Лысенко.

Из Армении отовсюду изгнанному Тахтаджяну пришлось уехать. Работа нашлась в Ленинграде: сначала на биолого-почвенном факультете ЛГУ, а потом – в Ботаническом институте АН СССР (БИН) им. Комарова, где он проработал с 1954 г. до конца жизни – 55 лет!

Отдельно, пожалуй, следует отметить участие Тахтаджяна в экспедиции по Тихому океану на корабле “Дмитрий Менделеев” – с заходами на Фиджи, Самоа, в Сингапур, Новую Гвинею, Новою Каледонию, Австралию и Новую Зеландию. Это была беспрецедентная в советских условиях возможность изучить в естественных условиях представителей многих групп растений, важных для создания системы цветковых. И Тахтаджян использовал такую возможность максимально продуктивно.  

В честь Тахтаджяна названы 1 род и 9 видов ископаемых растений, 4 рода (включая Тахтаджянию – деревья и кустарники из дождевых горных лесов северной части Мадагаскара) и 22 вида современных растений, а также 2 вида животных. В 2010, 2012 и 2015 годах в Ботаническом институте РАН состоялись “Тахтаджяновские чтения”, посвященные памяти ученого. Армянское ботаническое общество с 2011 г. вместо сборника “Флора, растительность и растительные ресурсы Армении” выпускает журнал Takhtajania. “Армен Тахтаджян был одним из тех титанов, которые смогли не только возродить биологию и её как важнейшую отрасль – ботанику, но поднять ботаническую науку на абсолютно новый уровень”,-  отмечала тогда обращении к читателям редколлегия журнала.

Дела институтские

Институт ботаники отсчитывает свою биографию с объединения в 1938 году биологического отдела Армянского филиала Всесоюзной Академии наук (тогда, напомним, республиканская АН еще не была создана) и Ереванского ботанического сада. За прошедшие десятилетия институт стал ведущим ботаническим учреждением. Здесь велись и ведутся ценные исследования фундаментального и прикладного характера по изучению флоры и растительного покрова республики,  по эволюционной систематике и физиологии растений, а также интродукции и акклиматизации растений в ботанических садах Армении (в Ереване, Ванадзоре и Севане). По данным исследований, в состав современной флоры Армении входит 3600 видов сосудистых растений, относящихся к 922 родам и 160 семействам. Так что Армения хоть и небольшая страна, но растет здесь много чего; во всяком случае – на данный момент, пока всеуничтожающая человеческая алчность не обрушилась и на этот аспект дикой природы.

В 2010 году опубликовано второе издание “Красной книги Армении”. Где, кстати, зафиксировано, что из 452 зарегистрированных в Красной Книге видов растений на особо охраняемых территориях произрастает 166 видов, или 36.7%. Создан гербарий Института ботаники (ERE), который содержит более полумиллиона гербарных листов, включая образцы растений, собранные с территории Армении и Кавказа, а также из различных регионов Земли. В Ботаническом саду НАН и в его отделениях в Севане и Ванадзоре создана богатая коллекция деревьев и кустарников (около 1170 видов).

Словом, наследники Армена Тахтаджяна трудятся продуктивно. И достигают весомых научных результатов. Беда в том, что результаты эти сегодня нередко остаются невостребованными. И Институт ботаники пребывает, честно говоря, в незавидном состоянии. Более того – интерес к нему если и проявляется, то, скорее, со стороны личностей, далеких не то что от науки, а и от элементарной порядочности. Лет пять назад, к примеру, институт попросту ограбили: неизвестные взломали дверь научного учреждения и вынесли 3 компьютера, факс, принтер и записывающее устройство. Факт, безусловно, вопиющий. Однако в нынешние лихие новорыночные времена, когда обыватель предпочитает руководствоваться не законами, а “понятиями”,- вполне обыденный, к сожалению.

Несладко нынче ботаникам живется. И неспокойно. Что здесь заметно развивается в последние годы – так это браконьерство (!) Недавно, например, по сообщениям информагентств, на территории Ботанического сада было разорено гнездо ушастой совы – редчайшей птицы во всей Армении. В комментарии Panarmenian.net один из работников сада поведал: кто-то сбил гнездо и забрал совят. Детеныши-то – более прибыльный товар. Потому что буквально через пару дней после инцидента, по словам того ж работника, объявление о продаже птенца ушастой совы появилось в Интернете.

Ботанический сад, одна из последних зеленых зон армянской столицы, куда еще не дотянулись щупальца шустрых деятелей, поднаторевших в возведении “элитной” архитектурной безвкусицы и столь же претенциозных “питательных пунктов”, превратился сегодня в настоящее “сафари” для любителей поохотиться, а то и просто покуражиться, удаль свою показать. Когда-то здесь обитали белки, ныне их практически не осталось. Идет охота на лис, отстреливают птиц, разоряют гнезда. Достаётся при этом и флоре: ценнейших растений в Ботаническом саду остаётся все меньше и меньше. Вытаптывают, выкашивают, на дрова растаскивают, кто поначитанее – выкапывает деревца с корнем или цветочные луковицы расчетом на продажу.

Директор института ботаники, член-корреспондент НАН Жирайр Варданян в июне текущего года посетовал в комментарии Panarmenian.net, что нормально следить за порядком не представляется возможным: по штату работают всего 4 сторожа, по двое посменно, иди уследи за территорией в 80 га, кто-нибудь откуда-нибудь да пролезет и столь же беспрепятственно потом вылезет. “Нам не хватает финансирования,- подчеркивал тогда директор,- мы остро нуждаемся в новых кадрах, однако, из-за минимальной зарплаты, молодежь не стремится к нам. Саду нужна серьезная охрана, которая постоянно патрулировала бы территорию. Только так мы сможем избавиться от существующей проблемы. А это - большие деньги, которых нет”

С тех пор прошло почни полгода, текущий год близится к завершение. Однако ситуация, обрисованная Жирайром Варданяном, к лучшему совершенно не изменилась. Ситуация, конечно, безобразная. Куда же смотрят  власти, спросите вы? А что власти? Власть, как высказался поэт, отвратительна, как руки брадобрея, сие – одна из немногих традиций, прошедшая сквозь эпохи и продолжающаяся до сих пор. А наши нынешние госчиновники высокого ранга пребывают в блаженной уверенности в собственной нужности государству и народу. Может, даже кто-то из них краем уха слышал, что такое Институт ботаники и Ботанический сад, и где они находятся в Ереване. Но и только.



Наверное, не прозвучит слишком уж выспренне, если заметить: когда такие личности, как Армен Тахтаджян, покидают наш суетный мир, то для того, чтобы остаться в нем навсегда. Национальная Академия наук предлагает, чтобы наш прославленный соотечественник остался и в Армении – назвать его именем Институт ботаники НАН. Хотелось бы надеяться, что подобная инициатива найдет адекватный отклик среди руководства исполнительной власти РА.

Может быть, кстати, хоть это как-то обуздает любителей хозяйничать в Ботаническом саду, как в собственном кармане, и торговать ушастыми совами?

                             Ашот Гарегинян

Комментарии

Я как то не сообразил раньше предложить проведение этого мероприятия по увековечению памяти Армена Леоновича, это и мое досадное упущение.

Безусловно, он этого достоин.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image