ЛОЖКА ДЕГТЯ

23 декабря, 2016 - 14:29

Почему объективные результаты научных исследований, проведенных совместно с авторитетными зарубежными специалистами, вызвали недовольство нашего МИД, трудно понять, заявил в интервью "ГА" доктор биологических наук, профессор Левон ЕПИСКОПОСЯН.

- Г-н Епископосян, за книгу "Азохская пещера и Кавказский коридор" вы и четверо ваших зарубежных коллег были удостоены государственных наград НКР - медалей Вачагана Барепашта. Почему именно эта книга получила такую высокую оценку?

- Книг высокого уровня как в области естественных, так и общественных наук издается достаточно много. Но в нашем случае сыграли роль некоторые особенности - все данные, вошедшие в эту книгу, были получены в Арцахе. Книга вышла в издательстве "Шпрингер", которое имеет очень высокий рейтинг, в ее подготовке участвовали 20 европейских университетов.

- Почему так много?

- Материал настолько объемный, что одни только члены нашей экспедиции, работавшей 12 лет, не смогли бы справиться с этой задачей. Поэтому и было привлечено 20 европейских университетов, располагающих самым современным научным оборудованием, которые обработали данные по микро- и макрофауне, палеоботанике, палеоантропологии, каменным орудиям труда, палеоэкологии, биохимии, генетике и т.д.

 

- Какое научное значение имеют данные, полученные в результате этой экспедиции?

- Азохская пещера уникальна тем, что она содержит огромный культурный пласт, примерно 250-300 тысяч лет. Результаты проводимых в Азохской пещере исследований позволяют восполнить пробелы в представлениях о миграции людей и животных из Африки в Европу и Азию. А эти вопросы представляют огромный интерес не только для армянской, но и мировой науки. Экспедиция не занималась вопросами происхождения армян или азербайджанцев, потому что самый верхний слой имеет возраст 100000 лет, в это время говорить о нациях не приходится. Пещера содержит останки гейдельбергского человека, неандертальца, в более поздних слоях и гомо сапиенса. Таких пещер очень мало. Работа нашей экспедиции позволила также восстановить экологию 200-300 тысяч лет и поведение наших эволюционных кузенов и предков. А знание генетической истории человека позволяет прогнозировать генетическое будущее - насколько мы генетически устойчивы и т.д.

- В вашей экспедиции работало много зарубежных ученых?

- Наряду с нашими специалистами в составе экспедиции работали англичане, ирландцы, испанцы, французы, американцы, португальцы, австралийцы. И сам факт этого участия свидетельствует о том, что в Арцахе есть все условия для проведения научных исследований.

- А что, были какие-то сомнения на этот счет?

- Сомнения возникали тогда, когда зарубежные ученые, желающие участвовать в этой экспедиции, сообщали об этом своему руководству. Были случаи, особенно в периоды обострения ситуации, когда зарубежным коллегам настойчиво рекомендовали не ехать в Карабах. Но они были настолько заинтересованы в этих исследованиях, так полюбили эту страну, эту пещеру, что настаивали на своей поездке в Карабах, и их вклад в подготовку этой книги и работу экспедиции оказался огромным. Когда в 2002 году начались раскопки, мы обратились в один американский фонд, чтобы получить деньги на работу экспедиции. Мы прошли первый тур, потом нужно было представить документы, связанные с разрешением на проведение раскопок. Мы представили разрешение от правительства НКР, но американский фонд потребовал разрешение от руководства Азербайджана. И мы лишились доступа к этим фондам, хотя грант был достаточно крупный. А в 2003 году пошли письма от МИД Азербайджана, который выступал с протестами в адрес стран, граждане которых участвовали в экспедиции. С тех пор некоторые зарубежные участники этих исследований оказались в списке персон нон грата и не смогут поехать в Азербайджан. Но они знали, на что идут. Книга должна была выйти в прошлом году, но после того, как в интернете появился анонс этой книги, началась очередная волна писем на уровне послов Азербайджана в разных странах. Вся внешнеполитическая часть государственной машины Азербайджана мобилизовала свои силы, чтобы остановить издание книги. Говорилось, что это нарушение международного права, что разрушаются азербайджанские исторические памятники и т.д. Более того, азербайджанская сторона утверждала, что пещера не используется для раскопок, что там хранится оружие, а рядом идут бои. Тогда наши именитые зарубежные коллеги написали письма, в которых опровергли эти утверждения.

- Армения как-то реагировала на ситуацию?

- Этот вопрос поднимался в ПАСЕ, где присутствовали пятеро наших депутатов. И когда представитель Азербайджана сказал, что происходит разрушение их памятников, никто из наших депутатов ничего не ответил и МИД Армении, который был в курсе происходящего, никак не отреагировал.

- Почему?

- Это министерство не реагирует на очень многие возмутительные факты и как-то уж очень своеобразно воспринимает происходящее. Когда 20 апреля 2015 года мы представили нашу программу "Генетическая карта исторической Армении" и разослали приглашения в три министерства - здравоохранения, диаспоры и иностранных дел, поскольку, считаем, что эта информация нужна в их деятельности, никто не пришел! Мы такого не ожидали! Однако произошло и более неприятное. Перед 24 апреля министр иностранных дел позвонил руководству Национальной Академии наук Армении и выразил недовольство этой работой, в которой были представлены очень важные научно подтвержденные данные. Первое: что на протяжении примерно 4000 лет армянский народ находился в генетической изоляции, что соответствует изоляции армянского языка от общего древа. Второе: за несколько тысяч лет мы практически не претерпели никаких влияний со стороны других генофондов, причем эту часть делали наши британские коллеги, а мы в свою очередь доказали, что за последние 15 веков у нас не было генетического влияния со стороны арабских, тюркских и монгольских завоевателей. Иран тоже не оставил особого генетического следа.

Как реагировать на такие опасные проявления, тем более когда речь идет о научных данных, подтвержденных авторитетнейшими зарубежными специалистами и имеющих большое практическое значение? Почему объективные результаты научных исследований, проведенных совместно с авторитетными зарубежными специалистами, шокировали и вызвали недовольство нашего МИД, трудно понять. Азербайджанские, с позволения сказать, ученые утверждают, что их нации 100000 лет и правительство этой страны им за это платит, а когда мы говорим о подтвержденных научных данных, МИД Армении это почему-то пугает и настораживает, там игнорируют серьезную информацию, необходимую в работе этого министерства. Мне стыдно за результаты нашей внешней политики. Не знаю, кого так боятся в нашем МИД - турок, американцев? Я просто возмущен этим и требую извинений.

- Но зато вас поддерживает правительство НКР, и в Армении вы получили золотую медаль Госкомитета по науке…

- Я очень благодарен руководству Арцаха за всемерную поддержку и оценку нашей работы. Когда в 2008 году в силу изменений в мировой экономике наши спонсоры не смогли оказать нам необходимой поддержки, Арцах из своего очень скромного бюджета стал выдавать нам средства, которые покрыли наши внутренние нужды. На место работы экспедиции приезжают председатель правительства и председатель парламента Арцаха, а здесь такая реакция. Когда в прошлом году по поводу нашей работы, посвященной 100-летию Геноцида, я позвонил одному сотруднику этого министерства и спросил, что происходит, почему так неадекватно воспринимается наша работа, которой дала высокую оценку и первая леди страны, и руководители академических институтов, мне ответили, что сотрудники МИД заняты более важными вопросами. Но где результаты их работы? Они подписали с Турцией договор, который через год был аннулирован! Значит, решение о подписании договора было принято необоснованно.

Я очень благодарен и Госкомитету по науке за золотую медаль, но отношение МИД стало той ложкой дегтя, которая испортила бочку меда. Важна не финансовая поддержка, а моральная. Наши государственные структуры должны не только понимать значение научных исследований, но и использовать в своей деятельности их результаты. Я готов прочитать лекцию в МИД, но там никого не интересуют научные данные.

Недавно директор Института истории Академии наук Азербайджана дал интервью, в котором, ссылаясь на Геродота, утверждал, что армяне - выходцы с Балканского полуострова и не являются автохтонным народом Азии. Но во времена Геродота генетических исследований не проводилось, а мы, используя возможности современной науки, вместе с зарубежными коллегами доказали, что армяне - автохтонный народ нашего региона. Почему не используется эта важная информация? Когда было создано Государство Израиль, там начали активно проводиться раскопки. Там были выдающиеся руководители - Моше Даян и Бен Гурион - выпускник Гарварда и председатель общества по изучению Ветхого Завета. Они всячески способствовали проведению исследований и постоянно доказывали, что это исконная земля евреев. А нашим дилетантам-дипломатам подобная информация не нужна! Таковы и результаты их деятельности.

Гаянэ САРМАКЕШЯН

Комментарии

..." говорить о нации не приходится". Естественно, но о генофонде то - можно? Вот об этом и скажут генетики их числа 20 европейских университетов, если своя кишка тонка

Вот эта то и историческая разобщенность армян, идущих с глубокой древности по сегодняшний день и губит армян в построении Единного Государства Армянского (ЕГА) - "сурб егеци ко".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image