ГРИГОРИЙ АРУТЮНОВ - СТРОИТЕЛЬ

26 декабря, 2016 - 19:14

Во время пребывания Стаса Намина в Ереване в связи с его творческими днями вместе с ним здесь находилась его мама Нами Микоян – дочь известного советского партийного деятеля – первого секретаря Аджарского обкома партии Арташеса (Артема) Геуркова, невестка Анастаса Ивановича Микояна. Долгие годы после смерти отца она жила и воспитывалась в семье его друга Григория Арутюнова – тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Армении и его супруги – сестры Геуркова Нины Григорьевны.

В МУЗЕЕ-ИНСТИТУТЕ КОМИТАСА БЫЛА ПРЕЗЕНТОВАНА КНИГА НАМИ МИКОЯН "ГРИКОР-СТРОИТЕЛЬ" на армянском языке и был показан документальный фильм Артема Ерканяна "Первый секретарь Второй Республики", посвященные Григорию Арутюнову. Это была встреча воспоминаний о человеке, заменившем ей родного отца и сделавшем очень многое для Армении.

Именно благодаря Арутюнову была основана Академия наук, Бюраканская обсерватория, открылись зоопарк и Ботанический сад, началось строительство здравниц в Джермуке. Большое внимание он уделял развитию промышленности и сельского хозяйства: появились станкостроительный завод, машиностроение, радиоэлектроника, производство алюминия, Каджаранский молибденовый комбинат, гидроэлектростанции. В период его руководства республикой (1937-1953) быстрыми темпами застраивался и преображался Ереван. Появились новые улицы, проспект Баграмяна, здание нынешнего парламента, площадь Ленина, Крытый рынок, построены мосты Победа и Киевский. Он же был инициатором и идейным вдохновителем строительства Матенадарана. Город изобиловал многочисленными зелеными насаждениями. По его приглашению в Армению приехали работать видные армянские ученые, деятели культуры. Таким представителям искусства, как А.Исаакян, А.Хачатурян, М.Сарьян, были подарены особняки, где сейчас находятся их музеи – всех заслуг Григория Арутюнова не перечислить. Однако, несмотря на внешнее благополучие, у него сложилась нелегкая судьба.

 К сожалению, сейчас о нем мало кто вспоминает даже в Армении. И об этом с болью в сердце говорила Нами Микоян.

           - Мне много лет, - отметила она, - но я всю жизнь думаю о трагической судьбе Арутюнова. К сожалению, он незаслуженно забыт, о нем вспоминают только люди моего поколения. И потому я сейчас очень рада, что вышла в свет моя книга "Грикор-строитель" на армянском языке о моем приемном отце и воспитателе. Это не только личные воспоминания, но и тех людей, кто его знал и уважал. А среди них – Алексан Киракосян, Мариэтта Шагинян, Сос Саркисян, Виктор Амбарцумян и другие. Я очень благодарна руководству Армении, Министерству культуры за то, что они помогли издать эту книгу.

ГРИГОРИЯ АРТЕМЬЕВИЧА НЕТ УЖЕ 60 ЛЕТ, НО ЭТА КНИГА РАССКАЖЕТ соотечественникам, особенно молодому поколению, какие замечательные люди строили и развивали Армению. По словам Нами Микоян, Арутюнов был человеком высокого духа и нравственности, с исключительным чувством ответственности. Долгое время, занимая пост первого секретаря ЦК Компартии Армении, он делал все для маленькой Армении: строил, созидал, заботился о народе, давал зеленую дорогу талантам. Мечтал о сильной и процветающей Армении, заботился о развитии ее культуры – при нем было завершено строительство здания Национального театра оперы и балета, созданы Квартет им. Комитаса, джаз-оркестр А.Айвазяна, Ансамбль песни и танца Т.Алтуняна и многие другие коллективы.

Фильм же Артема Ерканяна "Первый секретарь Второй Республики" как бы наглядно проиллюстрировал то, что на своей встрече с общественностью вкратце рассказала Нами Микоян. Документальный фильм представил также жизнь и деятельность Григория Арутюнова, национально мыслящего, дальновидного лидера.

Когда в 1937 году его послали на работу в Армению, он застал здесь аресты и "чистки", репрессии. Присланные из Москвы члены Политбюро Маленков и Микоян искали замену прежнему секретарю и хотели человека со стороны. Берия предложил Арутюнова, который в то время был секретарем горкома партии Тифлиса, где бродили националистические настроения, и армянин во главе столичной парторганизации был не к месту.

Когда Арутюнов приехал в Ереван, ему было неполных 37 лет. В Армении царила тяжелая обстановка – духовная опустошенность, трагедии... Первое, с чего начал свою работу Арутюнян, - подготовка к празднованию 1000-летнего юбилея эпоса "Давид Сасунский", затем серьезная подготовка к Декаде армянского искусства в Москве. Оба события пришлись на 1939 год. Декада в Москве с привлечением к организационным работам Рубена Симонова увенчалась большим успехом, многие тогда поняли, что Армения, как отметила Нами Микоян, не какой-то закуток, а страна с огромной культурой. В это же время эпос "Давид Сасунский" был издан на многих языках.

Шли годы, в течение которых Ереван постепенно преображался. За это время отстраивались и Ленинакан, Кировакан, Раздан, Эчмиадзин.

В годы войны под руководством Арутюнова все делалось для фронта, все для Победы: стали формироваться армянские дивизии, представители Спюрка помогали деньгами. Собирали одежду, продукты, свою лепту в это дело внесло и армянское духовенство.

НО НАСТУПИЛ 1953 ГОД. ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА АРЕСТОВАЛИ БЕРИЯ. Отдельные люди в Армении подняли свой голос и против Арутюнова. Вскоре к власти пришел Хрущев, сыгравший отрицательную роль в судьбе Арутюнова, у которого и в мыслях не было, что тот может вспомнить давнишний случай.

Дело было в конце 40-х годов. Тогда Хрущев напечатал в "Правде" статью о преобразовании деревень в агрогорода. После публикации на очередном пленуме по этому поводу выступил Арутюнов, объясняя, что в условиях Армении это пока неприемлемо. Ведь в армянских деревнях царила бедность, отсталость. И говорить об их превращении в агрогорода было пока рано. Арутюнова тогда поддержал Сталин, потребовавший у Хрущева от этой идеи отказаться и в той же газете признать ее ошибочной. Хрущев не ожидал такого поворота дела, затаил обиду и  после пленума, подойдя к Арутюнову, пригрозил: "Мы еще встретимся на узкой дорожке"...

Когда после смерти Сталина и ареста Берия Хрущев "занялся Закавказьем", он вызвал Арутюнова и потребовал, чтобы тот выступил против Сталина, в противном случае пригрозил снять с работы.

Через некоторое время в Ереван прибыла комиссия ЦК КПСС с целью тщательной проверки деятельности Арутюнова, но ничего не нашла, к чему можно было бы придраться. А один из членов комиссии – Чураев после проверки сказал Арутюнову: "Как вы смогли проработать почти 17 лет, не подписав ни одного расстрела и не взяв себе лично ничего из государственных льгот и даже путевок в санаторий?".

И действительно, в годы репрессий Арутюнов не только не подписал ни один расстрел, но добился пересмотра дел Сарьяна, Маари, Ачаряна, Аджемяна, Исаакяна и других представителей интеллигенции, многих из которых обвиняли в связях с дашнакцаканами и в национализме...

Комиссия уехала ни с чем, но Хрущев не успокоился. Вскоре на пленуме Арутюнова освободили от должности с формулировкой "За неправильный подбор кадров".

- Тогда, - вспоминает Нами Артемовна, - я сразу же приехала в Ереван, чтобы поддержать Арутюнова. Меня поразила его выдержка, реакция на то, что произошло. Он сказал: "Я не рожден секретарем ЦК, и пусть мой уход будет на благо Армении".

Вскоре Арутюнян стал работать в одном из совхозов, затем вновь переехал в Тбилиси. Жить становилось все труднее, приходилось продавать вещи. Через некоторое время Арутюнова сразил тяжелый инфаркт. А в 57 лет он умер.

- Арутюнов остался для меня кристально чистым человеком, - заключает Нами Артемовна. - И я могу говорить о нем очень долго. Упомяну лишь о письме, которое, будучи очень дальновидным, еще в 1946 году Арутюнов написал Сталину. В нем речь идет о необходимости присоединения Нагорного Карабаха к Армении. Об этом письме многие в Армении узнали только в конце 80-х годов.

Елена ГАЛОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image