Политические силы Армении на пути к парламентским выборам

27 декабря, 2016 - 13:52

В начале апреля будущего года в Армении пройдут очередные выборы в Национальное собрание – парламент страны. Впервые за более чем четверть века с момента провозглашения Третьей республики (первой считается Армянская республика 1918-1920 гг., а второй – Армянская ССР 1920-1991 гг.) эти выборы могут иметь ключевое значение в вопросе о власти в стране. Дело в том, что до декабря 2015 г. Армения была президентско-парламентской республикой, где президент имел приоритетный мандат на формирование власти, а будучи Верховным главнокомандующим, которому подчинены все силовые структуры, отвечал за внешнюю политику и политику в сфере безопасности. Однако по результатам конституционного референдума, проведенного в конце прошлого года, система государственного управления трансформировалась в парламентско-президентскую республику, где приоритетным правом на власть будет обладать парламент, а лицом, определяющим политику, станет премьер-министр.

Согласно конституционным изменениям, президент будет избираться не напрямую избирателями, а коллегией выборщиков и будет обладать весьма символичными властными полномочиями. Период с апреля 2017 г. до апреля 2018 г. – транзитный, когда новоизбранный парламент должен принять поправки к ряду важных законодательных актов для того, чтобы привести их в соответствие с измененным, а по сути – новым Основным законом. Соответственно, до последнего времени для избирателей страны главными были президентские выборы, а парламентские – важными, но все-таки вторичными. Теперь ситуация изменилась и избирателям нужно привыкнуть к новым условиям.

Как мы сообщали ранее, единственной политической силой, выступавшей против конституционных изменений, были оппозиционная партия «Армянский национальный конгресс» (АНК) и некоторые её союзники (например, Народная партия Армении и ряд общественных организаций). Соответственно, именно эта политическая сила стала инициатором выдвижения трех задач для достижения успеха на предстоящих парламентских выборах.

Первой из них стало внесение важных изменений в «Избирательный кодекс», проходившее в рамках процесса «4+4+4» (представители партий, входящих в правящую коалицию, партий, не входящих в парламентское большинство, и представители гражданского общества), который был поддержан ОБСЕ и Венецианской комиссией Совета Европы. Кроме того, страны ЕС и США согласились предоставить правительству Армении гранты на 7 млн. евро (еще 3 млн. евро даст само правительство) для имплементации положений нового «Избирательного кодекса» и содействия в вопросе проведения демократических выборов. Речь, в частности, идет о закупках и установках видеокамер для всех избирательных участков и полном аудите кадастра избирателей, который проведут международные организации.

Вторая политическая задача, которую намеревается решить АНК – обеспечение высокого уровня политизации предстоящих парламентских выборов с тем, чтобы избиратели приравняли их значимость к президентским выборам в рамках президентско-парламентской республики.

Третьей политической задачей для АНК в преддверии парламентских выборов, является формирование мощного альтернативного политического полюса, который был бы притягательным для других партий.

Если первая задача была во многом решена, а достижение высокого уровня политизации предстоящих парламентских выборов представляется решаемой проблемой, то для решения третьей задачи существует немало проблем. Это связано с сильной фрагментацией политического поля, где помимо реальной оппозиции есть немало политических игроков, которые могут быть охарактеризованы как псевдооппозиция, а также структуры, ориентирующиеся на крупные внешние центры силы, в том числе Брюссель и Вашингтон. Сам АНК считает, что Армения, оставаясь в сфере влияния России и в одной системе безопасности с ней (ОДКБ и ЕАЭС), должна также развивать сотрудничество как с Западом, так и с Востоком.

17 декабря партия провела очередной съезд, который должен был выдвинуть доктринальные установки к предстоящей предвыборной кампании. Съезд показал, что при весьма скромных финансовых ресурсах АНК остается серьезной организационной структурой, которая насчитывает порядка 4,5 тысячи человек (из коих 3,5 тысячи постоянно находятся в стране, остальные – на заработках в России и относятся к категории возвратной миграции). По всей территории страны насчитывается 38 территориальных организаций АНК. Эти «выходные данные» могут считаться весьма хорошими для масштабов Армении, где, к примеру, правящая Республиканская партия (РПА) заявляет о 160 тысячах членав, большинство из которых являются бюджетниками.

Съезд в очередной раз показал приверженность АНК своей идеологической доктрине – социальному либерализму. Именно этим обстоятельством объясняется активность, достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, сознательности и мобильности организации. Состав делегатов съезда был представлен всеми основными возрастными группами населения, а также ветеранами боевых действий в Нагорном Карабахе и на границах Армении.

Во время съезда был сделан ряд важных заявлений, среди которых выделим три:

- о том, что ни при каких обстоятельствах партия не вступит в политический альянс/коалицию с правящей ныне в стране РПА, т.е. отношения с возглавляемой президентом политической силой всегда будут в плоскости власть – оппозиция. Ни одна другая политическая сила, намеревающаяся вступить в борьбу за депутатские мандаты в апреле следующего года, пока подобных заявлений не делала;

- о том, что наряду с жестко оппозиционной по отношению к РПА линией АНК поддерживала и будет поддерживать любую власть в стране в вопросах, касающихся защиты от внешних угроз и сохранения внутриполитической стабильности;

- о том, что в случае прихода к власти АНК сделает все от нее зависящее для восстановления «конституционного порядка» в стране. Из этого следует, что партия по-прежнему остается противником парламентской формы правления.

Безусловно центральным событием съезда стала речь экс-президента страны Левона Тер-Петросяна, переизбранного председателем партии, в которой можно выделить следующие ключевые элементы:

- критику концепции «нация-армия», которая была выдвинута министром обороны Вигеном Саркисяном. По мнению экс-президента, сегодняшняя Армения не обладает необходимым для реализации этой идеи количественным человеческим ресурсом, экономическим потенциалом. Принятый парламентским большинством «закон о 1000 драмах» он назвал «законом о попрошайничестве» у народа для обеспечения нужд семей погибших и ставших инвалидами  военнослужащих, что, по его словам, нанесло тяжелый удар по достоинству государства. Кроме того, по мнению первого президента, в реализации концепции «нация-армия» нет необходимости, поскольку она предполагает полностью вражеское окружение. Между тем в отличие, например, от Израиля Армения не находится в полностью враждебном окружении, унеё вполне добрососедские отношения с Грузией и Ираном, а открытый конфликт лишь с Азербайджаном. Даже Турция, которая является де-факто союзником Азербайджана, в качестве враждебных шагов по отношению к Армении лишь закрыла границу и оказывает политико-дипломатическую поддержку Баку;

- готовность урегулировать нагорно-карабахский конфликт на основе разумного компромисса с Азербайджаном, т.е. следуя формуле: возращение части территорий «зоны безопасности» под юрисдикцию Баку в обмен на международно признанный временный статус Нагорного Карабаха и его безопасность. Особо отметим то обстоятельство, что данное заявление по своей сути не отличается от официальной публичной позиции, представленной администрациями как экс-президента Р. Кочаряна (1998-2008 гг.), так и С. Саргсяна. Обе администрации всегда заявляли о своей готовности к компромиссному решению нагорно-карабахского конфликта по схеме «территории в обмен на статус и безопасность». Таким образом, очевидно, что по своей сути заявление Л. Тер-Петросяна о готовности к миру и компромиссам мало чем отличается от позиции второго и третьего президента. Налицо также его стремление руководствоваться философской формулой: «Уступаешь часть, другую часть получаешь возможность сохранить». Поэтому разговоры о том, что позиция Л. Тер-Петросяна якобы пораженческая по сравнению с позицией его преемников, вряд ли выглядит обоснованной;

- особое выделение роли Москвы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Л. Тер-Петросян заявил, что «ключ решения карабахского вопроса находится в руках России, и ее усилия тем самым доказывают правильность этого утверждения. Причем также и Запад, в ряду приоритетов которого, как уже отмечено, карабахское урегулирование места не занимает, с уверенностью можно сказать, что не только осознает, но и ценит особую роль России в этом вопросе». По оценке экс-президента, в последнее время Москва предпринимает серьезные усилия и оказывает системное давление как на Баку, так и на Ереван в вопросе урегулирования конфликта и выполнения договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге. Он также дал понять, что возглавляемая им партия готова поддержать правящую администрацию в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе взаимного компромисса.

Все основные проблемы Армении первый президент увязал с неурегулированностью нагорно-карабахского конфликта. Именно поэтому он предложил пойти на предстоящие парламентские выборы с лозунгом «Мир, Примирение, Добрососедство». Как и следовало ожидать, с данным тезисом не согласились многие как в Армении, так и в непризнанной Нагорно-Карабахской республике. Они считают позицию экс-президента пораженческой и даже предательской.

Конечно, неоднозначной реакции на выступление автора статьи 1997 г. «Война или мир? Время призадуматься», в конечном итоге стоившей Л. Тер-Петросяну президентского кресла, удивляться не стоит. При этом сам переговорный процесс, как и прежде, не отличается прозрачностью. По информации прессы и части экспертного сообщества, прорыва в обозримом будущем не ожидается. Судя по недавнему заявлению действующего президента С. Саргсяна в Степанакерте о том, что «армия, население и граждане НКР должны быть готовы к трудным временам», ситуация в переговорном процессе остается более чем сложной. До выборов осталось чуть более трех месяцев, и нельзя исключать, что при определенных обстоятельствах лозунг мирного и компромиссного урегулирования нагорно-карабахского конфликта может принести АНК дополнительные голоса.

Во всех случаях съезд показал, что она является сегодня серьезной оппозиционной политической силой в Армении, которая готова взять на себя бремя ответственности и власть в стране. Из этого следует, что предстоящие парламентские выборы будут конкурентными и реальная политическая оппозиция не будет выступать на них заведомо на всё согласным статистом.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image