Под Таможенным кодексом ЕАЭС стоят пока четыре подписи

28 декабря, 2016 - 20:01

Событие, которого как минимум на протяжении последнего года напряженно ждали как все участники Евразийского экономического союза, так и страны, присматривающиеся к нему под углом зрения вступления либо установления с ним режима свободной торговли, произошло – на состоявшемся 26 декабря в Санкт-Петербурге саммите глав государств союза подписан Таможенный кодекс ЕАЭС.

Он должен вступить в силу 1 июля 2017 г. и призван заменить Таможенный кодекс Таможенного союза 2009 г. ТК ЕАЭС предусматривает переход на электронный документооборот, упрощение таможенных процедур, а также регулирует статус уполномоченных экономических операторов, которые попадают под упрощенные процедуры. В 2018 г. начнется постепенное снижение порога беспошлинного ввоза в страны союза товаров, приобретаемых в зарубежных интернет-магазинах.

Документ готовился на протяжении нескольких лет, и его прохождение через правительственные структуры всех без исключения государств-членов не отличалось простотой. Постоянно возникали вопросы, игравшие роль камня преткновения и требовавшие дополнительного согласования. Достаточно сказать, что их удалось снять лишь на прошедшем 16 ноября в Москве заседании Евразийского межправительственного совета, притом что предыдущая встреча премьеров состоялась всего за три недели до этого. Напряженность дискуссии последних месяцев выдавала и стремление непременно до конца текущего года выйти на подписание ТК, и значительные разногласия в позициях участников.

Правда, пока преждевременно говорить о его вступлении в силу, поскольку под документом стоят подписи лишь четырех из пяти президентов: отсутствует росчерк главы Белоруссии Александра Лукашенко, который на заседание не прибыл.

Такое в истории ЕАЭС происходит впервые. Ситуация тем более неприятная, что никаких внятных объяснений не последовало. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что белорусская сторона заранее проинформировала Москву о невозможности прибытия А. Лукашенко, а за объяснением причин логично переадресовал журналистов в пресс-службу главы Белоруссии: «все-таки это должна делать» она. Но из Минска никаких объяснений не последовало.

Саммит ЕАЭС прошел на сей раз не в полном составе

Белорусский президент разочаровался в евразийском объединении? Это вряд ли. Не далее как 28 октября, принимая прибывших в Минск участников заседания Совета глав правительств стран СНГ, Александр Григорьевич прямо призывал их к более глубокой интеграции, а именно – к присоединению к ЕАЭС: «Кто готов в СНГ? Договор же (о ЕАЭС. – Ред.) открыт, мы же пригласили всех, кто к этому готов. Никого не заставляем, но если готов – пожалуйста».

Он, правда, не стал скрывать и озабоченности по поводу «критической массы» накопившихся проблем, «тревожных настроений по поводу перспектив не только СНГ, но и ЕАЭС». Но в целом и тогда, и в большинстве других публичных выступлений А. Лукашенко высказывался в проевразийском духе.

Почему же в Санкт-Петербург он так и не прибыл, а его администрация никак это отсутствие не пояснила? Более того, Минск не воспользовался и обычной в таких случаях практикой: если не может приехать глава государства, его место за столом переговоров занимает премьер-министр. В связи с этим как-то не хочется думать, что правы те эксперты, кто видит за произошедшим некий афронт, стремление продемонстрировать недовольство ходом решения спорных вопросов в двусторонних отношениях с Россией. В первую очередь, это относится к спору по поводу цены на газ, поставляемый из РФ, и к конфликту с контрольно-проверочными органами РФ в лице Россельхознадзора по поводу качества и реальной страны происхождения товаров, ввозимых из Белоруссии в Россию (реэкспорта).

Остается надеяться на то, что белорусская сторона не затянет подписание текста Таможенного кодекса. По словам Д. Пескова, все документы были предварительно согласованы с Минском и теперь будут направлены на подпись А. Лукашенко. Как пояснил журналистам председатель коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, как только документ будет подписан Белоруссией, он будет представлен в качестве решения Высшего Евразийского экономического совета.

Следует отметить, что и те главы государств, которые прибыли на саммит, были далеки от захваливания Союза. Так, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев указал на целый ряд нерешенных вопросов – барьеры в торговле, сложности при транзите грузов. «…Мы не должны забывать, что работа над торговыми соглашениями требует системности, максимальной прагматичности, учета интересов всех членов нашего союза. Важно тщательно анализировать структуру тарифных обязательств, перечень возможных изъятий с учетом наших возможностей и ограничений, просчитывая все риски и новые возможности», – подчеркнул он.

В свою очередь, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев не стал скрывать, что «к сожалению, негатив временами превалирует, и это в целом накладывает отпечаток на то, как народ Кыргызстана принимает вступление страны в Евразийский экономический союз. И это естественно накладывает отрицательный отпечаток на экономический эффект от интеграции Кыргызстана в Евразийский экономический союз».

В какой-то мере эти оценки сглажены речью Владимира Путина, который напомнил коллегам, что Евразийскому союзу исполняется два года, всего два года, и, стало быть, делать далеко идущие выводы преждевременно. Российский президент сделал акцент на уже достигнутом: «Создан ёмкий общий рынок, действующий по согласованным правилам.., заметно повысились показатели и взаимной торговли. Последовательно устраняются барьеры на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. За время функционирования союза число нетарифных ограничений сокращено более чем на 30 процентов».

Одним из ключевых приоритетов деятельности ЕАЭС, по словам главы Российского государства, становится формирование благоприятной деловой среды для полноценного раскрытия имеющегося у наших стран производственного и технологического потенциала. Необходимо активнее содействовать предприятиям в развитии промышленной кооперации, энергичнее вовлекать в производственные и технологические цепочки малый и средний бизнес.

Говоря о новом ТК ЕАЭС, В. Путин отметил, что «в Кодекс заложен целый ряд важных правовых нововведений, отвечающих самой передовой мировой практике. Заметно возрастают полномочия Евразийской комиссии по вопросам таможенного регулирования, предусматривается широкое использование цифровых технологий при проведении процедур оформления товаров на внешних границах Союза».

В ходе саммита было и решение, не вызвавшее споров: президенты одобрили предложения начать переговоры о создании зоны свободной торговли с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром. По расчетам ЕЭК, только ЗСТ с Ираном может обеспечить прирост ВВП практически для всех членов Союза (от 12 млн. долл. для Киргизии до 1,3 млрд. долл. для России). Кто же будет противиться столь очевидному выигрышу?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image