Мечитов о Параджанове: он верил в красоту, она для него была Богом

9 января, 2017 - 14:12

В этот день много лет назад в семье тбилисских армян бухгалтера и коллекционера родился мальчик, великий режиссер Сергей Иосифович Параджанов. Человеку – легенде принадлежат многочисленные картины, ставшие всемирным достоянием.

О последнем периоде жизни и деятельности великого режиссера рассказал Sputnik Армения фотограф, биограф Сергея Параджанова тбилисского периода Юрий Мечитов. Беседовала Лаура Саркисян.

— Как Вы рискнули работать с Параджановым, ведь он уже тогда был неординарной личностью?

— Ну, меня никто не предупредил, что Параджанов сумасшедший (смеется). На самом деле мы — я и мой друг Марк Поляков пригласили Сергея к себе, чтобы показать наш документальный фильм. Этот фильм повествовал о жизни учительницы русского языка и литературы Нины Иосифовны Козловской, которая к тому же была педагогом Сергея. Фильм был снят в 1975 году и наделал много шуму.

Это сейчас легко: вам говорят о человеке, и вы сразу же можете найти о нем информацию в интернете, в наше время не было такого. Параджанов снимал фильмы не для широких слоев общества. Да и сегодня современному человеку сложно воспринять параджановское кино. Одно дело кино, в котором за три минуты меняются более 1000 изображений, совсем иное — монотонные, тягучие кадры Параджанова, Тарковского. В наше время об этих фильмах никто не шумел и не кричал и их нельзя было увидеть просто так.

Мы поверили в то, что он гений и решили доказать, что тоже что-то из себя представляем. Сергей посмотрел и ему понравилось наше кино, хотя оно было вне его стилистики. Наша первая встреча состоялась в ноябре 1978 года — период, когда он только вышел из тюрьмы. С тех пор мы не расставались с ним, дружили. В последний раз я видел его 18 апреля 1990 года, он был болен. В июле скончался.

— Каким он был для Вас учителем?

— Ревнивым, наверное, как и любой учитель. Помню, как-то мы с друзьями основали фотогруппу "Точка зрения" и организовали первую фотовыставку портретов. Был полнейший экзистенциализм, много снимков нищих и бомжей. Среди гостей был и Параджанов, который сошел с ума от увиденного, ведь Сергей боготворил красоту, а там была изображена черно-белая жестокость. Он встал в позу и сказал: "Мечитов, думает, что он Параджанов, а Параджанов — это Я". Выставка была хорошая, хотя он ушел, так и не похвалив нас. Он был скуп на похвалу.

Однажды он решил преподнести мне урок — предложил выпить чаю и на выбор поставил два стакана — китайскую чашку из тонкого фарфора и граненный стакан из толстого стекла. Я сказал, что мне все равно из какого стакана пить, ведь главное выпить чаю, на что он разозлился и обругал меня по полной: "ах ты такой и сякой".

Он терпеть не мог людей, которые не ценили и не могли ценить красоту. Этого он никому не прощал, хотя и был добрым и великодушным.

— Что в Вас изменилось после знакомства с мастером?

— Понимаете, до Параджанова я был фотографом, который умел хорошо ловить кадры. После же знакомства с Сергеем я научился ставить эти кадры. Сегодня я могу взять вещи, соединить их, почувствовать связь между ними. Этому я научился на площадках его фильмов.

Он мог из ничего создать нечто грандиозное. Как-то в Баку он за полтора рубля купил платки черного, красного, белого и бежевого цветов. Так вот их он использовал в своем художественном фильме "Легенда о Сурамской крепости", в них он одел всю Сурамскую крепость.

Я никогда не видел у него сценарных набросков, однако он всегда все обдумывал. Конечно же, Сергей был гением со странностями и даже хвалил советскую власть, отмечая, что именно она сделала его известным. Он был единственным режиссером, который оставил после себя такое количество неснятых сценариев. Только за это он должен войти в Книгу рекордов Гиннеса.

— Многие говорят, не будь Сергей тбилисцем, он не стал бы Параджановым. Разделяете ли Вы это мнение?

— Однозначно Сергей — порождение Тбилиси, города, который артистично сидит внутри каждого.

Это город, где все играют в театр, а актерам не приходится изучать систему Станиславского, так как их итак берут в кино на главную роль (смеется). Сергей с детства наблюдал за этим театром, в который играют в каждом дворе города. Хотя в его семье не было актеров: одна сестра пошла по стопам матери и стала бухгалтером, другая — ученой. Отец же был коллекционером антиквариата и ценителем женщин.

Что стало с домом Параджанова в Тбилиси?

— Сын Параджанова уже после смерти отца — в 1993 году — продал дом за пять тысяч долларов. Сегодня он поделен на две части: одна часть принадлежит соседу, другой владеют люди, которые в прошлом году превратили его в Дом-отель Сергея Параджанова.

— А правда ли, что знакомство с Арменией у Параджанова началось благодаря архитектору Джорбенадзе?

— После того, как ему запретили снимать "Киевские фрески", он удрученный приехал из Киева в Тбилиси. Тогда его друг детства и известный архитектор Буца (Виктор) Джорбенадзе сказал ему: "не печалься, поедем в Армению, и ты увидишь другой мир". Так и получилось и Сергей с подачи Буцы познакомился со своей исторической родиной в 1967 году. Вдохновленный Санаином, Ахпатом, Гарни и Гегардом Сергей тогда и написал сценарий к поэтическому фильму "Тени забытых предков".

— Верил ли Параджанов в Бога?

— Он верил в красоту, а красота для него была Богом.

— Совет, который запомнился Вам особенно?

— Старайтесь меньше читать. Я у него дома не видел ни одной книги.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image