Армянский остров в турецком море

12 января, 2017 - 20:24

От редакции: Мы приняли решение опубликовать несколько статей десятилетней давности, описывающих ситуацию в Турции, чтобы наглядно показать, с одной стороны, преемственность турецкой политики и мотивы тех, кто ее формирует и реализует, а с другой – динамику происходящих в стране изменений. Следующие материалы будут посвящены курдской проблеме, а также отношению турецкого общества и государства к вступлению в ЕС и российско-турецким отношениям.

«Приветствуем позитивную инициативу»

Недавнее торжественное открытие армянской церкви Сурб Хач (Святой Крест), расположенной на острове Ахтамар на озере Ван в Восточной Турции, стало событием если не мирового, то общерегионального значения, в очередной раз сконцентрировав внимание международного сообщества на проблеме турецко-армянских взаимоотношений. Первоначально намеченное на 4 ноября прошлого года, оно случилось лишь 29 марта. По словам директора ванского департамента культуры и туризма Иззета Кютюкоглу, восстановление церкви было полностью завершено еще 30 августа 2006 года, и перенос сроков произошел только из-за неблагоприятных погодных условий.

Сурб Хач  - выдающийся памятник армянского зодчества работы архитектора Мануэла, относящийся к 915-921 гг. В Армении пристально следили за реставрацией храма, начатой летом 2005 года, когда министерство культуры и туризма Турции выделило на это 3 миллиона лир (2 миллиона долларов). «Мы приветствуем восстановление армянской церкви в том случае, если при строительных и реставрационных работах не будет нарушен ее общий национально-архитектурный стиль», — подчеркнул Католикос всех армян Гарегин II.

«Сам факт реставрации церкви Сурб Хач турецкими властями позитивен, - заявил за несколько дней до ее открытия министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. -  Инициатива Турции - беспрецедентный случай, и мы надеемся, что это будет иметь продолжение, поскольку на территории Турции есть тысячи памятников, которые преданы забвению и разрушаются». Они «свидетельствуют о многовековой истории пребывания армян на этих землях», отметил министр, выразив надежду, что случившееся станет  «предпосылкой для реконструкции и других памятников, в особенности в (древней армянской столице) городе Ани». Однако, с сожалением отметил Осканян, «турецкая сторона своими ограниченными шагами не способствует достижению главного результата - нормализации отношений между Арменией и Турцией». О положительных подвижках в этом направлении можно будет говорить «только после того, как турки откроют границу с Арменией», заключил министр иностранных дел Армении.

«Если бы на церкви был крест…»

Несмотря на то, что приглашения на торжественное открытие прислали всему светскому и духовному руководству Армении, уровень армянской делегации был невысок – ее возглавил заместитель министра культуры и по вопросам молодежи Гагик Гюрджян. «Если бы на церкви Сурб Хач был водружен крест, то наше присутствие там было бы более представительным, а в церемонии приняли бы также участие представители Армянской Апостольской Церкви», - объяснил причины такого решения Вардан Осканян на следующий день после открытия церкви.

Католикос всех армян, отклонивший приглашение турецкой стороны, счел невозможным участвовать в светской церемонии открытия церкви-музея. «Со времен Геноцида церковь стояла в молитвенном молчании, сегодня в реконструированной церкви запрещена молитва, - отмечается в пасхальном патриаршем послании Гарегина II. - Воистину, не такими должны быть дух диалога религий и культур нового времени и стремление народов к солидарному сосуществованию».

Сурб Хач действительно осталась без креста. Как заявил 2 марта министр культуры и туризма Турции Атилла Коч, какого-то умысла в этом нет, и «если оригинал церкви крест имел, то он будет установлен». Однако турецкий МИД, обсудив пересланную туда Кочем просьбу главы Константинопольской патриархии Армянской апостольской церкви архиепископа Месропа Мутафяна об установлении креста, высказался отрицательно. Сурб Хач, как и Айя София в Стамбуле, имеет статус музея, отметили во внешнеполитическом ведомстве Турции. На Святой Софии нет полумесяца, в соборе не производятся богослужения – по этой причине нецелесообразно и установление креста на куполе «церкви Агдамар».

Накануне торжеств в Ване прошли демонстрации турецких националистов, видящих в открытии Сурб Хач «уступки армянам», поэтому церемония, по сообщениям информагентств, проводилась «в обстановке строжайшей безопасности». Церковь украсили портретом основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка и государственными флагами. «Отрадно видеть храм, восстановленный в его былом величии», - сказал патриарх Месроп II, поздравивший правительство Турции, которому «достало мужества завершить этот проект». В тоже время он упрекнул власти за превращение церкви в музей, подчеркнув, что «ежегодная Божественная

Литургия, которую можно служить в этом храме, собрала бы верующих со всех четырех сторон света». Министр Атилла Коч призвал защитить «культурное многообразие, ценности разных культур и цивилизаций на наших землях», не упоминая Армению и армян. Это традиционный оборот речи турецких чиновников, рассказывающих о памятниках Восточной Анатолии. Премьер и министр иностранных дел Турции на церемонии не присутствовали.

Хачкары на острове Ахтамар

«Мы считаем турок толерантными»

Многие общественные силы Армении оценили турецкую инициативу крайне отрицательно. «Этой культурной акцией Турция пытается противостоять международному признанию Геноцида армян и преследует цель изменить общественное мнение в свою пользу», - заявил директор Института геноцида армян Национальной академии наук Армении Айк Демоян. Армянские радикалы призывали Ереван вообще не участвовать в мероприятии. «Не будем забывать, что, в конце концов, это армянский памятник, и он принадлежит нам, - заметил на это Вардан Осканян. - Мы должны были присутствовать там, чтобы показать миру, что церковь армянская».

Позитивные впечатления высказал лишь Гагик Гюрджян. «Необходимо работать в направлении налаживания контактов с турецкой стороной, а также научиться доверять друг другу, - заявил он на пресс-конференции по итогам мероприятия в Ереване. - Не стоит на данном этапе выдвигать перед Турцией слишком больших требований». Отвечая на вопрос, не является ли восстановление Сурб Хач PR-акцией со стороны турецкого правительства, Гюрджян заметил, что приветствует любую акцию, если ее результатом становится реставрация архитектурного памятника, тем более армянского. Что касается поднятия на церемонии турецкого флага, то «он предусмотрен законодательством этой страны при проведении всех официальных мероприятий», добавил заммнистра.

Восстановление церкви Сурб Хач приветствовали британский докладчик ПАСЕ по вопросам культурного наследия на Южном Кавказе Эдди О'Хара, заявивший, что эта работа «является ярким свидетельством того, как сотрудничество может спасти богатое культурное наследие региона», и Госдеп США. «Мы считаем, что Турция и Армения должны серьезно обсудить общее прошлое, - заметил, комментируя возможное принятие Конгрессом США резолюции о признании геноцида армян, заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид. - …Мы также считаем, что Турция должна открыть границу с Арменией и установить нормальные отношения. Мы удовлетворены последними действиями Турции, в частности, открытием армянской церкви в Восточной Турции, даже в качестве музея. Мы считаем турок толерантными, и это обнадеживает».

Реставрация идет полным ходом

«Без малейших отклонений, по историческим образцам»

Ереванские СМИ неоднократно обвиняли Анкару в сознательном искажении исторического облика церкви, попытках заретушировать ее армянское происхождение. Однако, как сообщил осенью прошлого года Интернет-изданию Panorama.am побывавший на Ахтамаре председатель общественной организации по охране культурно-исторических памятников «Эра» Самвел Карапетян, работы по реконструкции церкви близки к самым высоким стандартам. «Такого качественного строительства, которое я увидел, к сожалению, в Армении не встретишь, - отметил Карапетян. - Ведется грамотная работа, за которой я наблюдал с некоторой завистью». Единственной претензией было отсутствие креста. На февральской пресс-конференции он вновь подтвердил свою оценку, добавив, что одной из причин, по которым турецкое правительство решило восстановить именно этот памятник, является его высокая привлекательность для туристов. «Реставрация церкви Сурб Хач выполнена на высоком уровне и, в целом, соответствует международным стандартам», - подтвердил и Гагик Гюрджян.

Отреставрированный храм действительно выглядит замечательно. «Государство поручило нам как можно лучше восстановить этот памятник армянской архитектуры, и мы делали все, как поручило министерство культуры, без малейших отклонений, в стопроцентном соответствии с историческим образцом, - заметил руководитель проекта, глава фирмы «Карталкайя» Джахит Зейданлы. – Побывавший на острове бывший спикер парламента Турции, ныне председатель организации по охране исторических памятников Осман Авджи высоко оценил и всемерно поддержал нашу работу. Посетители удивляются, что турецкая фирма может столь четко вести реставрацию».

По его словам, приступая к работам, он пригласил к участию в проекте «всех специалистов за наш счет». «Однако из Армении никто не откликнулся, – говорит Зейданлы. – Только там впустую кричали». Впрочем, в позапрошлом году на Ахтамар приезжали два ереванских профессора – архитектор и специалист по настенным надписям. «Они понаблюдали за нашей работой и очень довольные уехали», - отметил Джахит Зейданлы. Восстановление церкви велось «под присмотром» проживающего в Стамбуле армянского архитектора Закарии Мильданоглу, обратиться к которому посоветовал Месроп II. За правильностью проведения работ наблюдали специалисты из университетов Стамбула, Анкары и других научных центров страны.

«Через 10-15 лет армяне снова заговорят о геноциде»

В эпопее вокруг Сурб Хач, как в капле воды, отразился весь сложный комплекс армяно-турецких проблем, противоречий и застарелых комплексов. После жесткого заявления Месропа II о неприемлемости такого шага, Анкара отказалась от, мягко говоря, не слишком удачной идеи открыть восстановленную церковь 24 апреля – в День памяти жертв геноцида армян в Османской Турции. Руководство страны и общественное мнение категорически отрицает факт геноцида. В целом же отношение турок к армянам можно отпределить как недоуменно-незамечающее: эта проблема для них давно решена и не является темой для обсуждения.

«Как за Израилем стоит Америка, так за Арменией – Россия, и мы это знаем, - изложил восточноанатолийское видение проблемы пожилой активист диарбакырского отделения националистической Партии национального движения (ПНД) Ибрагим Гюлер. – Когда русские уходили из Восточной Турции, они оставили все свое оружие армянам. Те не гнушались зверств, убивали деетй, резали женщинам животы. Это вызвало ответную реакцию, и теперь армяне кричат о геноциде. Они опять взялись за свое, и лет через 10-15 заговорят о нем снова, поскольку ответом на их беззакония будет наше противодействие!». Сторонники ПНД признают, что «здесь жили армяне», но твердо убеждены, что «это никогда не была их земля». «Мы не отдадим ни пяди своей земли, - резюмировал Ибрагим Гюлер, и его шумно поддержали товарищи. – Если Россия хочет быть другом Турции, это надо доказать: заставить армян отдать Карабах. На словах дружбы не бывает!».

Чем ближе армянская граница, тем деловитее и, если можно так выразиться, ироничнее отношение к армянам. «Мы спокойно жили вместе с армянами, но когда Россия вошла в Анатолию, армянские националисты (собеседник настаивал, что речь идет именно  о них, а не обо всем армянском народе) встали вместе с русскими оккупантами, - избранный от ванского округа депутат Милли меджлиса (турецкого парламента) от крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии Мехмет Картал повторил то, что мы уже многократно слышали от жителей региона. – И чтобы националисты не помогали оккупантам, турецкое правительство было вынуждено переместить их во внутренние районы страны».

Говоря о  будущем, он, как респектабельный политический деятель, нашел весьма обтекаемую формулировку: «Народы вынуждены жить вместе, и надо находить общий язык и ценить соседство». Вековая армянская мечта – вернуть Арарат – представляется из Вана абсолютно несбыточной. «Голодная курица во сне видит зерно, - привел турецкую пословицу Мехмет Картал под одобрительный смех собеседников. – Турция хотела бы, чтобы Армения была в хороших отношениях со своими соседями. У них нет другого выбора, кроме как вести добрососедскую политику».

Проармянская, в чем убеждены многие в Восточной Турции, позиция мирового сообщества не находит здесь понимания. Картал считает решение Франции об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян «большой ошибкой». «Турция сказала: пусть работают все международные эксперты, мы откроем для них все архивы, - повествует депутат турецкого парламента. – В мире признан только геноцид евреев, все остальное – это слова». Таков же и «глас народа». «Турция – это не Франция, где корсиканцам запрещают говорить на родном языке, зато принимают законы об уголовной ответственности за отрицание так называемого геноцида армян!», - заметил молодой парень, назидательно объяснявший нам, что его страна – «демократическое государство, и любой человек, в том числе иностранец, может ездить, где хочет, и смотреть что угодно».  

Впрочем, и в Ване хватает людей, настроенных к Армении далеко не благожелательно. «Армяне убили здесь сотни тысяч турок – как можно к этому относиться? – спрашивает местный журналист Мурад Чурак. – Ненависти у нас нет, но нет и уважения. Сегодня им не сидится спокойно, они восстанавливают весь мир против нас. Пусть сначала Франция признает геноцид в Алжире и Тунисе! В Стамбуле, Трабзоне, других городах живут и работают около ста тысяч армян – пусть покажут, как их дискриминируют! Мы презираем эту армянскую политику. Те, кто ведут против нас такую пропаганду – сами террористы».

Все эти люди считают так же, как и председатель турецкого исторического общества профессор Юсиф Халачоглу. Как сообщает ИА «Тренд», выступая на конференции «Чукурова в годы оккупации», он отметил, что в архивах Турции достаточно материалов, доказывающих, что геноцида армян не было. Согласно приведенным им данным, в процессе переселения около полумиллиона армян из Восточной Анатолии в южные районы Османской Империи в результате разбойных нападений погибло максимум 8,5 тысяч человек, а от болезней умерло около 37 тысяч. Тогда же в районах Карса, Эрзурума, Битлиса и Ардагана было убито около 530 тысяч турок, добавил профессор Халачоглу.

«Нет никаких проблем в том, что сюда приезжают армяне»

Как полагают многие наблюдатели, турецкое государство приняло решение о реставрации церкви на Ахтамаре, руководствуясь популистскими соображениями. «Турция активно стремится в Европу и сделает все, чтобы показаться в глазах мирового сообщества цивилизованным государством», - убежден Самвел Карапетян. При этом, добавил ученый, в регионе сознательно уничтожаются или разрушаются от ветхости сотни других армянских исторических памятников.

Однако в Восточной Турции смотрят на проблему несколько по-иному. «Мы делаем прекрасную работу, но не можем рассказать об этом миру», - расстроен брат и соратник Джахита Энгин Зейданлы. «Ван, самый значительный туристический центр Восточной Турции, гордится своей семитысячелетней историей, - поясняет Иззет Кютюколгу. – Он был столицей государства Урарту, позже здесь жили сельджуки и османы. Многие народы оставили тут след своей культуры. Регион имеет большое историческое и культурное значение, храня следы многих цивилизаций. Здесь множество природных достопримечательностей, церквей, мечетей, медресе, и мы стараемся все это бережно хранить».

По словам Джахита Зейданлы, восстановление остальных армянских церквей, которых в Восточной Турции насчитываются многие десятки, «пока не стоит в планах, хотя в государственных органах этот вопрос обсуждается». «Когда мы реставрируем исторические памятники, то не делим их на армянские, турецкие, русские, а делаем все подряд, по очереди, - говорит он. – Все, что является исторической ценностью – для нас большая ценность. Одновременно с проектом на Ахтамаре мы восстанавливали сирийскую христианскую церковь в Мардине и сельджукскую крепость». «Ахтамарская церковь – символ этого региона, и мы относимся к ней, как к памятнику мирового значения, - добавляет Энгин. – Здесь на нее не смотрят, как на армянскую. Ее фотографию можно увидеть в доме любого мусульманина, в магазине, в офисе, в гостинице».

Турецкий флаг над островом Ахтамар

Что касается туристов, то в отношении их безопасности наши собеседники единодушны. «Нет никаких проблем в том, что сюда приезжают армяне или представители любой другой национальности, - заметил Иззет Кютюколгу. – Мы с уважением относимся ко всем приезжим, и никогда никаких недоразумений не было». Действительно, желание посетить Ахтамар вызвало лишь оживление среди зарабатывающих этим владельцев моторок – и никаких негативных эмоций. 

Озеро Ван очень красиво

В Карсе, в полутора часах езды от которого находятся развалины Ани, в армянских памятниках также видят выгодное средство для привлечения в регион многочисленных туристов. «Всего семьдесят долларов – и вы там!», - на хорошем английском разъяснял свои условия владелец небольшой туристической фирмы, специализирующейся на организации «армянских» поездок. Некоторых туристов ошеломляла подобная толерантность. «На самом деле я, хоть из Франции, но …армянин! – театральным шепотом воскликнул в холле маленькой карской гостиницы пожилой путешественник из Европы, несколько пьяный, по-видимому, от собственной смелости и открывшейся перед ним исторической родины. – Теперь убейте меня!». Однако делать это никто не собирался – хозяева гостиницы с доброжелательным интересом наблюдали за спектаклем, вероятно, разыгрывавшимся здесь уже не в первый раз. О том же говорили и братья Зейданлы: «Сюда могут приезжать с разными целями, нас это не волнует. Мы всячески помогаем армянам и пытаемся объяснить им, что мы делаем».

Армянская церковь Святых апостолов в Карсе

Вид на церковь с Карсской крепости

Помимо Ахтамара, примером подобного подхода является расположенный в горах девятью километрами южнее Вана, в курдской деревне Юкан Бакрачлы, монастырский комплекс Варакванк, известный как «Семь церквей». Правда, в реальности семи церквей там не увидишь - осталась только одна, многократно перестроенная и потому, как объяснили местные жители, «считающаяся за четыре».

Храм, фрески которого практически не сохранились, находится в  довольно плохом состоянии. У входа, разложенные на тряпках, сохнут кукуруза, перец и лук. Внутри продаются изделия курдских умельцев – самодельные сумки и пестрые вязаные носки.

Курдские соседи храма

Фасад и внутренняя часть разукрашены надписями в классическом духе «Здесь были Ахмет и Мехмет». Купол над алтарной частью отсутствует - как, естественно, и крест. Доказательствами армянской принадлежности церкви служат тысячи вырезанных внутри и снаружи характерных крестов, а также довольно большой хачкар.

Однако глава местной администрации, по совместительству смотритель Варакванка, открыл для нас бывший монастырский амбар, где до лучших времен аккуратно сложена огромная гора камней из обвалившегося купола храма. «Мы собрали их здесь, чтобы, когда дело дойдет до реставрации, использовать аутентичные материалы», - пояснил он. Наверное, это лучший способ не на словах, а на деле доказать свое уважение к историческим памятникам, кому бы они ни принадлежали.

Хранилище в Юкан Бакрачлы

Церковь возродится.

Диарбакыр-Ван-Ахтамар-Юкан Бакрачлы-Карс

Впервые опубликовано: «Русский журнал», 24 апреля 2007 г. Фото автора.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image