ГАЛИНА СТАРОВОЙТОВА И АРМЕНИЯ: ВЕЛИЧИЕ ПОДВИГОВ

2 февраля, 2017 - 18:30

Вскоре после убийства депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя Федеральной партии “Демократическая Россия” Галины Васильевны Старовойтовой, произошедшего 20 ноября 1998 года, в депутатскую приемную, а также к родным и близким Галины Васильевны, стали поступать многочисленные многочисленные обращения, содержащие предложения по увековечению ее памяти. Сегодня в Петербурге работает Фонд-музей ее памяти, где проводятся научные круглые столы. Ежегодный конкурс «Галатея» поддерживает молодые таланты.

28 июля 2016 года в Санкт-Петербурге воры похитили из Дома-музея Галины Старовойтовой крест, подаренный Католикосом Всех армян Вазгеном I. Стоимость этого креста невелика (5 граммов золота), но в действительности он бесценный. Что связывало известного российского правозащитника и Армению, Нагорный Карабах? Об этом публикация Армянского музея Москвы и культуры наций.

В течение всей своей истории армяне всегда имели больших друзей и защитников, которые, будучи представителями других народов, помогали нам отстаивать наши национальные интересы. Таким человеком, ученым и политиком была Галина Старовойтова. Еще будучи студенткой Ленинградского государственного университета она прочитала книгу Франца Верфеля "Сорок дней Муса-дага", в которой рассказывается об одном героическом эпизоде из новой истории Армении: сопротивлении армян во время геноцида армян 1915-1922 годов в Османской Империи. Произведение потрясло ее и в дальнейшем осталось в памяти, она всегда упоминала ее как одну из своих самых любимых книг.

В 1977—1991 годах Галина Васильевна Старовойтова была научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником Института экономики АН СССР, старшим научным сотрудником Центра по изучению межнациональных отношений при Президиуме Академии наук СССР.

В середине 70-ых годов в США заинтересовались теми регионами СССР, в которых проживало много долгожителей. Наиболее пристальное внимание было к Абхазии. Тогда организовали совместную советско-американскую экспедицию, целью которой было проверить достоверность сведений о долгожителях, предоставленных грузинским руководством. Предполагалось, что если сведения подтвердятся, то американцы инвестируют в развитие Абхазии значительные суммы, построят там санатории, лечебницы, пансионаты, гостиницы и дома отдыха для посещения этого благодатного края состоятельными людьми с Запада. Часть сведений, как выяснила эта экспедиция, не подтвердилась. Однако сама Галина Старовойтова продолжила работы в этом направлении и в 1980 году возглавила этнографическую экспедицию в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) Азербайджанской ССР, большинство населения которой составляли армяне.

Она прожила в Нагорном Карабахе 9 месяцев (очень часто в палатке, в полевых условиях). Она жила как в азербайджанских, так и в армянских семьях. Результатом ее работы стало то, что она выяснила, что именно Нагорный Карабах является тем местом в СССР, где больше всего долгожителей на 100 тысяч населения, процент подтверждаемости этих сведений был очень высокий. Вышеупомянутая экспедиция состоялась вопреки протестам властей Азербайджана. В заключительном документе по итогам экспедиции, представленном в институт этнографии АН СССР (затем был передан в ЦК КПСС) указала исторические армянские корни Нагорного Карабаха и предложила список мероприятий по поддержке местного армянского населения.

В середине 80-ых, она вместе с семьей переезжает в Москву, где продолжает свою работу над докторской диссертацией в институте этнографии АН СССР имени Миклухо-Маклая. Здесь она знакомится с молодым аспирантом из Еревана Амбарцумом Галстяном (впоследствии член комитета "Карабах") и пишет отзыв на кандидатскую диссертацию Алексана Акопяна (также впоследствии член комитета "Карабах", ныне депутат Национального Собрания).

Как исследователь она сталкивалась с армянами и в Санкт-Петербурге.  В начале 80-ых годов она защитила кандидатскую диссертацию, посвященную малым этническим группам в большом городе, в которой объектом ее исследования стали армяне, эстонцы и татары, проживающие в Ленинграде.

С началом горбачевской "Перестройки" начали обостряться межнациональные отношения. Первым проявлением этих проблем стали события 1986 года в Казахстане. В рамках института этнографии АН СССР был создан Центр по изучению межнациональных проблем и межнациональных отношений, одной из задач которого была экспертная оценка ситуации в этой сложной сфере. Мало кто знает, что осенью 1987 года по требованию ЦК КПСС группа экспертов из вышеупомянутого Центра подготовила большую аналитическую записку о всех межнациональных проблемах на территории СССР. Галина Старовойтова была одним из авторов этого документа. В этой записке была достаточно детально проанализирована ситуация в 19 тогда еще потенциальных "горячих точках" СССР. В каждом отдельном случае была дана соответствующая рекомендация. Под номером 1 шел Нагорный Карабах. И по этой сложной проблеме также была дана четкая рекомендация - федеральное или точнее союзное подчинение. Сегодня, почти 14 лет спустя, возвращаясь к этой записке, мы должны отметить, что абсолютное большинство рекомендаций ученых ни по одной из сложнейших межнациональных проблем не было услышано Михаилом Горбачевым и его командой. Ставка всегда делалась на использование силы, а не на политическое решение вопросов.

Когда 20 февраля 1988 года Областной Совет народных депутатов НКАО принял решение обратиться к Верховным Советам Азербайджанской и Армянской ССР с просьбой о передаче НКАО (75% ее населения составляли армяне и 25% населения азербайджанцы) из состава Азербайджана в состав Армении,  Галина Старовойтова лежала дома со сломанной ногой и услышала по радио о происходящем (в том числе о миллионном митинге в Ереване, что было невероятно для СССР). Она сразу поняла, в чем суть дела и отправила письмо в адрес поэтессы Сильвы Капутикян и публициста Зория Балаяна, в котором указала свой домашний номер телефона. Таким образом, она стала первой из экспертов неармян, которая написала письмо в поддержку Карабахского движения. Сильва Капутикян и Зорий Балаян отдали письмо в народ и через несколько дней многие в Армении знали домашний телефон этнопсихолога Галины Старовойтовой, который был указан в конце текста.

После своего выздоровления Галина Старовойтова несколько раз подавала в ЦК КПСС на имя Михаила Горбачева записки с анализом ситуации и рекомендациями по урегулированию кризиса. К сожалению, ее предложения не были услышаны. Летом 1988 года она приезжает в Ереван, где встречается с Амбарцумом Галстяном и Алексаном Акопяном, другими членами комитета "Карабах", представителями общественности, учеными, выступает по телевидению. Ее возмущает несправедливость и давление союзного центра по отношению к армянам Нагорного Карабаха и Армении. Тогда же она присутствует на судебном процессе по Сумгаитским погромам в Москве, который проходил в Верховном суде СССР. Суд и следствие, как известно, не пожелали найти истинных виновников происшедшего. Галина Старовойтова обеспечивала присутствие иностранных и советских журналистов, освещающих эти процессы вопреки противодействию советских властей. Она оказывала всяческое содействие для привлечения лучших советских адвокатов для защиты интересов погибших и их семей…

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image