Второе дыхание Арцаха

12 февраля, 2017 - 11:22

В мастерской арцахского художника Самвела Тавадяна картин очень много. Но особо привлекают внимание женские портреты и виды его родного армянского города Шуши. Может, потому, что кроме цвета и линий художник в них мастерски тонко отобразил свое признание в любви к прекрасному полу и городу, в котором живет.

– Когда вы поняли, что рисование ваше призвание?

– Наверное, еще со школьных лет, когда украшал рисунками все свои тетради — обложки, страницы, поля… А когда уже не хватало места, переходил на парты. Рисовал и уверял всех, что, когда я вырасту, стану художником. Конечно, все это происходило на подсознательном уровне. Вот когда окончил училище, тогда уже осознал и понял — без рисования я свою жизнь не представляю.

– К какому жанру можно отнести ваши работы?

– Творю в двух жанрах – графика и живопись. Оба близки мне. В живописи меня вдохновляют гармония, теплота, насыщенность, перелив цветов, а в графике — игра света и нежности.

– Кого вы считаете своим первым учителем?

– На мое творчество оказали влияние два талантливых и очень родных мне человека. Это ныне живущий в Москве известный художник Григорий Григорян, который в деревне преподавал рисование моим сестре и брату. Я часто приходил к нему в мастерскую и завороженно разглядывал его полотна. Тогда я и не предполагал, что когда-нибудь и у меня будут свои полотна, свои работы, которые в какой-то мере наполнят смыслом мою жизнь и станут неотъемлемой частью меня. Вот и сейчас, годы спустя, перед глазами всегда предстает эта мастерская — полотна, мольберт, перед которым стоял мастер и творил в тишине и покое своего мира, не видя и не замечая ничего, что происходит вокруг.

А другой художник – Овик Гаспарян, с которым в настоящее время я имею честь работать в Шуши. Я благодарен судьбе, что она однажды свела меня с этим человеком.

– Как вы думаете, художник — это призвание, образ жизни, диагноз или долгая, кропотливая работа?

– Талант дан человеку от Бога, но, чтобы не утерять дар, полученный свыше, чтобы добиться успехов в своей сфере, достичь вершин, нужно много работать, быть преданным своему делу и очень любить то, что ты делаешь.

– Ваши картины очень разные – по темам, сюжетам, состояниям. Легко вам дается этот переход?

– Все зависит от внутреннего состояния и ощущения. Если душа и мысли пребывают в гармонии, то и цветовые, и тематические, и психологические переходы даются легко и непринужденно.

– Есть ли в вашей коллекции картины, с которыми вы не хотели бы расставаться?

– Картины – часть моей души. Конечно, расставаться тяжело с каждой из них. Но с другой стороны, мне доставляет удовольствие одна только мысль, что они могут дополнить, украсить чьюто коллекцию или принести радость человеку, который увидит и ощутит в картине ту энергетику и душу, которые я вложил в нее за время работы.

– Где вы черпаете вдохновение для творчества?

– Источником для вдохновения может стать прекрасная природа моего родного Арцаха, классическая музыка, маленькие дети, мой сынишка Давид… Ну и всемогущая Любовь.

– Свободное творчество вы совмещаете с преподаванием в центре искусств Нарекаци. Расскажите немного о вашей преподавательской деятельности.

– Уже 11 лет я преподаю в колледже города Шуши и 4 года – в центре искусств Нарекаци. Признаюсь, мне больше по душе свободное творчество – лишь тогда могу оторваться от действительности и полностью посвятить себя творчеству. Но и в преподавательской деятельности есть много интересного – я могу общаться и работать с детьми, которые такие разные по своему мышлению, типу, поведению, энергетике, и к каждому нужен индивидуальный, творческий подход. Иногда я даже ловлю себя на мысли, что по ходу работы многому сам у них учусь. Всегда радуюсь, когда в работах своих учеников вижу результаты своих усилий, когда чувствую, что они мыслят свободно и самостоятельно.

– Шуши – город, на долю которого выпало немало испытаний. Ощущаете ли вы сегодня возрождение духа?

– Действительно, за годы своего долгого существования Шуши пережил немало тяжелых дней, однако никогда не преклонялся и всегда был центром высокой культуры и бережно оберегал и приумножал эти ценности. Я верен этим традициям.

– В прошлом году в Шуши был осуществлен прекрасный проект – Shushi Art Project. Это как-то отразилось на культурной жизни города?

– Безусловно. Город зажил другой жизнью и в совершенно ином темпе. Была представлена прекрасная, насыщенная и содержательная программа. Мы смогли ознакомиться с творчеством интересных художников. Я принимал участие в выставке художников Арцаха, организованной в рамках этого проекта, присутствовал практически на всех мероприятиях, которые в эти дни проводились в Шуши. И могу сказать одно – это было просто замечательно.

– Вы принимали участие в разных выставках. Которая из них вам запомнилась больше всего?

– Каждая выставка интересна по-своему. Но я бы хотел отметить и обратиться к той, которая прошла в 2006 году в Национальной картинной галерее Армении. Это была моя первая выставка в Армении, где я представил свои графические композиции, которые были высоко оценены искусствоведами и моими старшими коллегами.

– Чьи произведения оказали на вас самое сильное впечатление?

– Меня всегда впечатляли работы Рембрандта и Ван Гога. Но особенно мне бы хотелось выделить полотно Рембрандта «Портрет старой женщины». Впечатлен я и работами наших армянских художников – Аршила Горки, Минаса, Суренянца. Однако не перестаю удивляться и восхищаться армянскими миниатюрами, которые отличаются разнообразием стилей, красочностью, тонким чувством и видением цвета, гармонией, чистотой и ясностью. Я преклоняюсь перед этим божественным искусством.

– Прогнозы делать нелегко. Но все же, как вы думаете, далек ли тот день, когда арцахские художники смогут вписать свое имя в сокровищницу мирового искусства?

– Действительно, сегодня трудно предугадать тот день, когда арцахские художники удостоятся мировой славы и признания. Но мне кажется, это не столь важно, поскольку для художника или представителя любой творческой профессии первично то, насколько ты можешь реализовать свои возможности и насколько полноценной творческой жизнью ты живешь, желание творить, передавать полотну ли, камню ли, бумаге ли все свои эмоции, мысли, переживания. А что будет в будущем, покажет время. Надо просто верить, что наступит день, когда художники Арцаха займут свое достойное место в мировом искусстве, поскольку имеют на это полное право. И этим они докажут своим соотечественникам (и не только), живущим в самых разных уголках земного шара, что у Арцаха открылось второе дыхание, что он процветает благодаря талантливым, светлым, душевным людям, которые живут на этой прекрасной земле.

Комментарии

Сколько лет живу и не перестаю удивляэться духу арцахца. Подумать только все население Арцаха легко может уместиться на одном из больших стадионов мира. В какой области человеческой деятельности их нет?Не могу назвать. Вот и наш молодой герой статьи предстал перед нами с такой зрелой философией жизни. Пока читал статью представлял себе убеленного сединой человека, спокойно размышляющего о сущности жизни и только в конце увидев его портрет был немало удивлен его молодостью.Убежден, вся жизнь у него впереди и он станет еще истинным народным художником своей благодатной родины Мир ему и моему народу

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image