Смогут ли российско-грузинские договоренности вывести Армению из блокады?

15 февраля, 2017 - 13:32

Бушующие в Армении предвыборные страсти оставили вне поля внимания весьма значительное региональное событие. На днях Грузия и Россия пришли к согласию о необходимости деблокады транскавказских транспортных коммуникаций. Впрочем, для «национально мыслящих» армянских политиков вопросы стратегического порядка, непосредственно влияющие на численность населения страны, всегда уступали по приоритетности их личным делам, деньгам и планам. Поэтому и никаких внятных комментариев по вышеозначенному важному событию на официальном уровне из Еревана до сих пор не прозвучало. Армянские политики в свое время были очень активны, когда речь шла о возможности деблокады турецкого направления под патронажем США. Но их тогда подстиг провал. И слава Богу, как говорится. Видя, как развиваются события в Турции сегодня, какую динамику получает курдская проблема, готовность под американские гарантии «прорубить окно» в конфликтный ближневосточный регион через Турцию, конечно, многое говорит о способности к стратегическому планированию властей Армении. Хотя и в данном случае они, скорее всего, были не причем. Работал над вопросом Госдеп под руководством Хиллари Клинтон. И, напротив, важнейшая задача по разблокированию коммуникаций через Грузию в Россию, никогда не была в центре политических и дипломатических усилий Еревана. Здесь старалась Москва. И, судя по всему, кое какие результаты ею достигнуты.

Речь идет о реанимации подписанного в 2011 году договора «О торговых коридорах», который позволяет сторонам активизировать торговлю и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса бывших грузинских автономий. Реализация данного соглашения является мощнейшим стабилизатором для региона и открывает новые возможности для Армении, страдающей в тисках блокады Азербайджана и Турции.

Соглашение было достигнуто по итогам недавней встречи замминистра иностранных дел России Григория Карасина со спецпредставителем премьера Грузии по связям с Россией Зурабом Абашидзе в Праге. Грузия и Россия после длительного периода переговорной «пробуксовки», решили поставить отношения на рельсы прагматизма, оставляя за скобками острые и на сегодняшний день неразрешимые политические проблемы. «Стороны решили обсуждать лишь те вопросы, которые в принципе можно решить, не переходя красные линии», — сказал Абашидзе, дав понять, что для Москвы и Тбилиси — это статус Абхазии и Южной Осетии, а также нахождение на их территории российских войск.

Таким образом, российско-грузинские отношения, которые по оценке президента Грузии Георгия Маргвелашвили находятся в режиме «стратегического терпения», похоже формально продвинулись с мертвой точки. Стороны договорились, что коммуникационные коридоры будут контролировать не они сами — Россия и Грузия, а третья нейтральная сторона. В данном случае, в качестве таковой выступит Швейцария. Примечательно, что именно дипломатические миссии Швейцарии после «августовской войны» 2008 года представляют интересы России в Грузии и наоборот.

Возможное деблокирование транспортных коридоров через Абхазию и Южную Осетию без преувеличения станет историческим событием для народа Армении. Через территорию Грузии проходит сухопутный коридор, связывающий Армению с Россией, то есть Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в котором состоит Ереван. Это альтернативная для Армении в условиях транспортной блокады со стороны Азербайджана и Турции дорога. Открытие сообщения с Россией через Южную Осетию и Абхазию позволит Армении диверсифицировать транспортные коммуникации, поскольку Военно-грузинская дорога, связывающая республику с Россией, часто закрывается из-за погодных условий. Данная инициатива открывает также возможность для перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги, что практически сводит на нет усилия Анкары и Баку по блокаде армянского государства. В связи с этим можно ожидать, что расширению торговых связей и разблокированию путей между Грузией и Россией могут препятствовать Турция и Азербайджан путем давления на грузинское руководство (Баку и Анкара — крупные торгово-экономические партнеры Грузии и имеют определенное влияние на Тбилиси). Помимо этого, Турция может задействовать и свои тесные связи с абхазскими властями для того, чтобы торпедировать данный проект. В этой ситуации Армения должна приложить свою долю политических усилий для поддержания тонуса доброй воли в Тбилиси. Вся надежда в этом отношении на нового премьер-министра Карена Карапетяна, с приходом к руководству правительством которого процессы экономической интеграции в регионе явно активизировались. Не исключено, что внутри Армении он столкнется с противодействием сил, для которых блокада уже перестала быть бедствием, а стала средством обогащения — монополистов-импортеров и стоящих за ними политических деятелей.

Эксперты считают, что достигнутое соглашение по перезапуску абхазского и осетинского коридоров не может быть реализовано оперативными темпами. «Реализация данного соглашения наткнется на подводные камни. Речь идет о позиции Абхазии и Южной Осетии. Дело в том, что любое российско-грузинское соглашение они воспринимают с опасением, как некую сдачу их интересов. Что бы ни заявили Абашидзе и Карасин в духе нормализации двусторонних отношений, Абхазия и Южная Осетия по этому поводу придерживаются довольно радикальной и жесткой позиции. В связи с этим, по моему мнению, если даже достигнутое в Праге соглашение начнет реализовываться, это не будет быстрым процессом», — в беседе с корреспондентом EADaily заявил российский эксперт по Кавказу Сергей Маркедонов.

Грузинский эксперт, бывший советник премьер-министра Гия Хухашвили также считает, что открытие транспортных коммуникаций между Россией и Грузией не произойдет скоро. Но в Грузии все же положительно воспримут данную инициативу, если речь пойдет только об активизации экономической кооперации. «Будут конечно и сложности на пути реализации этого проекта и внутри Грузии. Это критика оппозиции, для которой соглашение Абашидзе-Карасин — еще один повод для наступления на позиции властей, и закон Грузии „Об окупации“. Однако процесс может увенчаться успехом при наличии политической воли руководств двух стран. В конце концов, нужно вывести конфликт из нынешнего состояния консервации. А то годы проходят и процесс не продвигается с мертвой точки», — заявил корреспонденту EADaily Хухашвили, добавив, что стороны должны приложить максимум усилий и принимать сложные политические решения для прорыва в этом направлении.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image