Почему в Белоруссии люди вышли протестовать и чем это может обернуться

19 февраля, 2017 - 12:37

Через шесть с лишним лет после последнего массового протеста по Минску опять прошли недовольные.

В минувшую пятницу столица Белоруссии пережила давно забытое ощущение массовой акции протеста. Жители Минска и приехавшие из близлежащих городов вышли против так называемого «Декрета номер три». Подобного Минск не видел с декабря 2010 го. И, хотя шесть с хвостиком лет назад в столице пытались устроить бузу до 50 тысяч протестующих, а сейчас их число варьировалось от 2-х до 5-ти тысяч человек, ветер непослушания явно прогулялся по улицам и площадям столицы Белоруссии. Кто окрестил его «ветром надежды», другие почуяли запах горелых покрышек, донесенный из Киева.

ЭКОНОМИКА БЕЗ ПОЛИТИКИ?

Немного предыстории для начала. Этот «Декрет номер три» Лукашенко подписал еще 2 апреля 2015 года. Этот документ, который, как следует из его текста, был разработан для искоренения социального иждивенчества, предусматривал, что те из граждан Белоруссии или проживающих на ее территории иностранцев, кто не работает и не стоит на учете как безработный, но при этом пользуется социальной сферой Государства, должны заплатить в казну примерно 200 долларов этого сбора. Тех, кто не заплатит, ждет штраф (не освобождающий от последующей оплаты) или административный арест с исправительными работами. В число таких «тунеядцев» попадали и люди творческих профессий, и всякого рода фрилансеры, но лишь в том случае, если они не платили налоги со своих доходов, утаивая их от государства. Квитанции для оплаты тем, кого посчитали «тунеядцами», рассылает предварительно Налоговая инспекция. Это, так сказать, предыстория.

А история, судя по всему, началась с того, что Лукашенко обмолвился о наличии в стране не менее 400 тысяч таких тунеядцев. А их, по собственной инициативе проявивших сознательность, нашлось сначала 1600, а через год – всего-то почти 11 тысяч. А никак не 400 тысяч. И чиновники, для которых воля гаранта – закон хозяина, разослали квитанции, постаравшись «перевыполнить план» и не особенно разбираясь, кто там тунеядец, а кто – мать, сидящая по уходу за ребенком. Если учесть, что общее население Белоруссии едва превышает 9,5 млн человек, а трудоспособное население от 5,5 до 6 млн человек, то квитанции пришли примерно в каждую пятую-седьмую белорусскую семью.

Если наложить на это кризис в белорусской экономике, растущую безработицу, сначала девальвацию, а потом и деноминацию белорусского рубля (деноминация всегда плохо отражается именно на беднейших слоях) и остальные проблемы, то понятно, что повод выйти на протест у белорусов был. И остается только удивляться столь малому числу протестующих. Впрочем, учитывая, что первые десять лет протестов белорусская оппозиция маршировала, на месте ожидая зеленого света светофоров, то все вполне закономерно. Как и то, что все эти годы после подписания декрета белорусы составляли петиции, собирали подписи, но выйти на улицу решили вот только сейчас.

То есть, экономические причины для подобного протеста имелись. Но вот несколько штрихов в шествии позволяют думать, что дело тут не только в бедности и декрете. Среди шествующих были замечены несущие флаги Евросоюза. Флагов «Правого сектора», правда, не было, за них многие приняли знамена анархистов. Зато было достаточно много белорусских национальных флагов, которые так любил носить Белорусский народный фронт в начале 90-х. На митинге заправляли известные оппозиционеры – Николай Статкевич, Владимир Некляев, Павел Северинец. А в одобренную резолюцию митинга наряду с пунктами о снижении коммунальных платежей, отмене декрета и т.д. вписался и пункт с требованием провести «справедливые выборы». Характерно и то, что к министерству по налогам и сборам вожди протестующих привели колонну уже после окончания рабочего дня, когда там никого не было.

- Мы показали нашу решимость, волю и стремление быть свободными хозяевами в своей стране! - провозгласил Некляев. Ну как похоже на наш клич «болотных»: «Мы здесь власть!»

И объявил перерыв до 25 марта, на которое намечена следующая акция.

Кастрюли тоже имели место среди протестующих, правда, в отличие от киевского майдана, их не надевали на головы. А вот плакаты с изображением хорошо известного сжатого кулака плыли над шествием. Ох как хорошо известен этот кулачок в Югославии, Сербии, Грузии, Армении, Грузии, на Украине, в Египте. Под разными названиями общественных организаций, которые берут это лого на вооружение, но везде с одним и тем же смыслом – да здравствует революция! Конечно же, цветная.

БЕЛАРУСЬ - ГЭТА ЕЎРОПА

А теперь – самое интересное. После того, как президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко заступил в январе 2011 года на свой четвертый президентский срок (кстати, именно после выборов 2010-го в Минске и были самые масштабные акции протеста), в Белоруссии стали более лояльно относиться к различного рода западным «гуманитарным программам». Эта лояльность продолжала сохраняться и после вступления Александра Лукашенко на пятый президентский срок в конце 2015-го. Многие эксперты тогда отмечали, что Лукашенко начал заигрывать с Западом. Он и раньше был не прочь выставить своим «русским друзьям» условия, более жесткие, чем достигнутые на переговорах с Москвой. Но в последнее время, такое ощущение, что противоречия с Москвой стали искусственно генерироваться в Минске. Вот только вряд ли стоит Белоруссии полагаться на слова и обещания, данные европейскими функционерами. Лучшее тому доказательство – цена гарантий, данных западными лидерами Януковичу. Как оказалось, они не стоят бумаги, на которой были подписаны эти гарантии. Прежняя линия атаки «Лукашенко – последний диктатор в Европе» была сменена на другие «Белоруссия - это Европа» (знакомо, не правда ли?). И «Белоруссия – не Россия, соответственно, белорусы не русские».

Но если в Киеве усиленно внедряли мысль, что украинцы – настоящие русские и европейцы, а нынешние русские в России – смесь финно-угорских народов с татаро-монголами, то в Белоруссии часть интеллигенции усиленно пропагандировала идея о едином «литвинском» народе и польско-литовско-белорусском братстве, в том числе и боевом, которое противостояло всю историю все тем же «клятым москалям». И должно противостоять им и сейчас. Эта идея усиленно внедряется в сознание населения и массой псевдонаучной литературы. «Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой», «1812 год — трагедия Беларуси», «Запретная история Беларуси», «Забытая Беларусь», «Русь — другая история» и т.д. – это лишь малая часть подобной литературы. Суть этих книг проста и неказиста. Дескать, было когда-то Великое Княжество Литовское, в котором процветал белорусский народ, один из передовых в Европе, но пришли злые москали и уничтожили «европейские свободы». И все, под железной пятой московитов растаяло белорусское процветание

Поразительное сходство с украинскими «учеными» демонстрируют белорусские «исследователи» и в другой вопросе – как ни странно для республики, понесшей самые большие людские потери - в освещении истории Великой Отечественной войны.

В учебнике «История Беларуси», выпущенном преподавателями БГУ в 2002 году полностью отсутствует термин «Великая Отечественная война», а этот период называется Второй мировой войной. Год спустя коллектив авторов БГУ выпустил учебник для ВУЗов «История Беларуси в контексте европейской цивилизации». А в 2011-м году вышла книга М. Бартушка «Партизанская война в Беларуси в 1941-1944 гг.», в которой одна из глав называется просто и незатейливо «Советская оккупация 1939-1941 гг. – начало гражданской войны». Стоит ли после этого удивляться, что в «Белорусском историческом журнале» печатаются статьи, в которых гауляйтер Белоруссии, назначенный Гитлером Вильгельм Кубе, преподносится чуть ли не как национальный герой: он-де и школы открывал на местном языке, и театры, и вообще был хорошим семьянином, заботился о детях и жене. Ученые пишут, докторские и кандидатские диссертации защищают. Или что завотделом военной истории Института истории НАН Беларуси профессор А. Литвин, подобно украинским коллегам решил обелить местных пособников гитлеровцев: «Белорусские националисты сотрудничали в годы войны с фашистами с целью возрождения белорусской государственности и армии». Именно с этого начинали промывать мозги и на Украине тем, кто потом жег людей заживо в Одессе, убивал мирных жителей на Донбассе. А сначала ходил в разные, на первый взгляд совсем безобидные «культурно-исторические» кружки, выезжал в военно-спортивные лагеря, организованные структурами «гражданского общества» с западными кураторами.

ВЕДЕТ ЛИ ЭТА ДОРОГА К МАЙДАНУ?

А что касается Европы, то функционеры ЕС давно ведут в Белоруссии работу определенного рода, и вряд ли переменят свои ориентиры ради Александра Лукашенко. В их планах, имеющих многолетнюю историю, - установить такой режим, который вполне обойдется без Лукашенко.

Одно время в Белоруссии через местные неправительственные организации прописались все те же структуры, которые до того пытались осчастливить Россию и сумели осчастливить Украину – Фонд Сороса, Фонд Стефана Батория, Немецкий фонд Джорджа Маршалла, Фонд «Свобода» и так далее. Самых одиозных засланцев из Вашингтона, пытавшихся работать напрямую, Лукашенко из республики давно выставил. И потому сейчас пропагандистская работа идет по другим направлениям. Фонд Карнеги, например, перестал дипломатничать и заявил напрямую, что надо использовать сложную экономическую ситуацию в республике. И, признав неспособность оппозиции собраться в единую команду и их несостоятельность, рекомендовал отказаться от лозунга смены правительства, а вместо этого сосредоточиться на тематике социальных проблем. Даже было заявлено в свое время, что наибольшие шансы получить западные гранты у тех неправительственных организаций, которые от работы со столичной интеллигенцией перейдут к воздействию на молодежь в белорусской провинции. На раздражение провинциальной молодежи переориентировали и столичную интеллигенцию.

Еще в 2012-м году Евросоюз значительно усилил косвенное воздействие на Белоруссию, объявив начало программы «Европейский диалог о модернизации с Беларусью».

- Я рад тому, что в эти трудные времена могу вместе с представителями белорусской оппозиции и гражданского общества инициировать положительную повестку дня по Беларуси. Надеюсь, наша совместная идейная работа поможет прояснить наше видение того, как может выглядеть современная и демократическая Беларусь, и того, что необходимо для реализации этого видения. И это видение базируется не на пустых словах, а на конкретной поддержке и помощи со стороны ЕС, — заявил тогдашний еврокомиссар Штефан Фюле, объявляя о начале инициативы 29 марта 2012 года. Тот самый Фюле, который позднее неоднократно засветился на киевском «Евромайдане». Который выкручивал руки Януковичу вместе с американскими дипломатами, помогая тогдашней киевской оппозиции осуществить переворот. Как говорится, избави Боже от таких друзей, а с врагами можно и самому справиться.

Еще первого ноября 2003 года в Минске была организована коалиция «Свободная Беларусь». Официально ее создавали исключительно партии, объединения, общественные движения и гражданские инициативы числом более двадцати. В реальности за инициативой стояли и польские спецслужбы. Варшава, вообще, очень озабочена «белорусской темой». В столице Польши создан и функционирует Информационный центр белорусской демократической оппозиции и фонд поддержки белорусских оппозиционеров. Которые заняты тем, что распространяют среди граждан РБ опыт польской «Солидарности». Из Варшавы вещает и оппозиционное Минску телевидение «Белсат», программы которого смотрят около миллиона белорусов. Кстати, на 90% «Белсат» финансируется Польшей. В Кракове функционирует дискуссионный клуб «Свободная Беларусь», в Белостоке Центр гражданского образования «Польша – Беларусь». Оттуда ведет свои передачи и оппозиционное Минску «Радио Рация», которое тоже находится на содержании у польского МИД. А есть еще и «Европейское радио для Беларуси». А то, что польские спецслужбы работают в плотном контакте с кураторами из таких же служб США, по обе стороны белорусско-польской границы не знает разве что грудной младенец.

Плоды такой работы уже есть. В соцсетях все больше молодежи из Белоруссии, которые высказывают ненависть к России, тянутся фибрами своих душ в Европу или сочувствуют украинским карателям, которые гибнут, выжигая «колорадов-ватников». Хотя среди ополченцев на Донбассе хватает и добровольцев из Белоруссии, на стороне украинских карателей воевали и целые подразделения белорусских «патриотов», ненавидящих «клятых москалей».

Первая проба пера состоялась. Следующая запланирована на март. И там политики будет уже больше, чем сейчас, и, возможно, больше, чем экономики.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image