КОГО ОПАСАЕТСЯ АРМЯНСКАЯ ВЛАСТЬ?

27 февраля, 2017 - 12:50

В соответствии с требованиями Избирательного кодекса и утвержденному ЦИК графику предвыборных мероприятий, 26 февраля в Армении завершился период регистрации партий и блоков, которые намерены участвовать на парламентских выборах 2 апреля.

Для участия в выборах зарегистрировано 9 партий и блоков: правящая Республиканская партия Армении  (РПА), партии АРФ «Дашнакцутюн», «Армянское возрождение», «Свободные демократы» и Коммунистическая партия Армении, а также блоки «Царукян», «Елк», «АНК-НПА» «Армянский национальный конгресс – Народная партия Армении»), «Оганян – Раффи – Осканян» (блок трех экс-министров – обороны Сейрана Оганяна и иностранных дел Раффи Ованнисяна и Вардана Осканяна).

Вероятнее всего, основная борьба разгорится между правящей РПА и четырьмя блоками, ибо все они имеют куда больший вес, ресурсы и влияние на политические процессы, нежели Компартия или «Свободные демократы».

На настоящий момент победа РПА на выборах не вызывает сомнения. Здесь важную роль играют не только мощные финансовые, административные и информационные ресурсы правящей партии, но и благодатная почва для подкупа избирателей. В результате проводимой в течение последних 8-9 лет экономической политики властей в обществе создалась противоречивая ситуация. С одной стороны, подавляющее большинство населения (около 80-90 %) крайне недовольно властью, а с другой – очень тяжелое социальное положение граждан нередко становится причиной продажи голосов. К сожалению, фактор подкупа, который может быть выражен как в форме покрытия долгов за коммунальные услуги или просто раздачей денег, действует и порою весьма эффективно. По оценке некоторых политтехнологов, подкуп избирателей в столице может обеспечить республиканцам  голоса 30 % , а в сельской местности подкуп может принести 50 и больше процентов. Не надо забывать про людские и информационные ресурсы властей. Как все это будет работать – покажет время.

Напомним, что пропорциональный список  РПА на предстоящих парламентских выборах возглавляет министр обороны Виген Саргсян. На втором месте в списке – мэр Еревана Тарон Маргарян, на третьем – министр юстиции Арпине Ованнисян, далее следует депутат Национального Собрания, известный врач Ара Баблоян. Между тем, некоторые обстоятельства заставляют усомниться в применении на этот раз схемы масштабных фальсификаций со стороны власти.

Речь идёт об удивительно принципиальной на этот раз позиции европейских институтов, таких как Совет Европы, Евросоюз и ОБСЕ. Весьма последовательны  в этом вопросе и США, устами своего посла в Армении Ричарда Миллза, постоянно напоминающие властям о необходимости проведения справедливых выборов, недопустимости коррупции и пр.

Совсем недавно в одном из интервью глава делегации Евросоюза в Армении Петр Свитальский заявил, что предстоящие выборы очень важны для Армении. По его словам, это первые выборы после внесения поправок в Конституцию: «Армения переходит к парламентской форме правления, тем самым начав процесс радикальных реформ. Именно по этой причине, осознавая важность этих выборов, ЕС положительно ответила на просьбу правительства Армении, предоставив финансовую поддержку для проведения свободных, справедливых выборов, соответствующих надлежащим стандартам. ЕС предоставило свыше 7 млн. евро, деньги будут потрачены на работы по проведению выборов с использованием новых технологий. Свыше 300.000 евро Евросоюз предоставил для организации наблюдательских миссий на национальном уровне, сумма, в первую очередь, будет направлена на обеспечение контроля за выборами со стороны общественных организаций. Сотни тысяч евро будут предоставлены ОБСЕ и Европейскому совету в рамках разных проектов – с целью обеспечения долгосрочной поддержки Армении… Очевидно, что мы бы не предоставили такую сумму денег, если бы думали, что в Армении будут проведены такие же выборы, как и прежде, что Армении суждено повторить опыт прошлого».

Вообще, поведение внешних игроков впервые за последние годы не внушает действующим властям оптимизма. При этом, наряду с внешними факторами, имеют место и так называемые внутренние угрозы.

Судя по  репертуару и тональности многих публикаций в провластных СМИ, президентский дворец беспокоят неподконтрольные силы, а еще больше –неподконтрольные и непредсказуемые.

Оставим в стороне пять зарегистрированных со стороны ЦИК партий: маловероятно, что эти небольшие структуры сумеют внести перелом в предвыборную борьбу и тем более дестабилизировать ситуацию. Рассмотрим позицию  по отношению к власти четырех предвыборных блоков.

Блок «Елк» («Выход»), который вроде бы объявил правящему режиму беспощадную войну, по убеждению многих наблюдателей на деле является очередным проектом властей по созданию псевдоопозиции. Напомним, что в блок входят партии «Светлая Армения» во главе с Эдмном Марукяном, «Республика», возглавляемая Арамом  Завеновичем Саргсяном и «Гражданский договор», лидером которого является Никол Пашинян. Именно он является наиболее убедительным и ярым «оппозиционером», однако некоторые СМИ окрестили Пашиняна «клиентом» Сержа Саргсяна. Сомнения относительно истинной оппозиционности лидера «ГД» усиливаются тем, что он, наиболее крикливый лидер в блоке «Елк», ни разу не попытался опровергнуть обвинения некоторых республиканцев относительно его причастности к политике властей.

По некоторым неподтверждённым данным, блок финансируется одним из олигархов из ближайшего окружения президента. Некоторые знатоки местной политической кухни уверены: «Елк» создан властью для оттягивания протестных голосов у реальной оппозиции. Напомним, проекты по созданию подконтрольной «оппозиции» в президентском дворце – явление для армянской политической действительности далеко не новое. Это и партия «Страна законности» (нынешнее «Армянское возрождение») во главе с Артуром Багдасаряном, это и известный своей редкой «принципиальностью», пламенный «защитник»  интересов народа Арташес Гегамян, оказавшийся впоследствии в парламентской фракции правящей партии…

Вопрос о том, подконтролен ли властям блок «Царукяна» и если – да, то насколько, остается неясным. Трудно себе представить, что столь крупный предприниматель, как Гагик Царукян, может быть действительно независимым и не контролироваться как-то властью. Конечно, если только он не пользуется поддержкой внешних сил.

В противовес «блоку Царукяна», независимость от властей двух других альянсов, практически не вызывает сомнения.

Это блок радикальной оппозиции «АНК-НПА» во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном и альянс трех бывших министров «Оганян – Раффи – Осканян». Причём, судя по последним телодвижениям подконтрольной властям прессы, наибольшее беспокойство  Сержу Саргсяну и его команде доставляет именно объединение трёх бывших министров.

Дело в том, что каким бы жестким не было бы противостояние властей со сторонниками партий Левона Тер-Петросяна и Степана Демирчяна, это противоборство всегда носило и носит только политический характер. Никогда еще лидер «АНК» Левон Тер-Петросян, впрочем, также как и Гагик Царукян, не говорил о возможности, в случае неугодного для оппозиции исхода голосования, революций или иных сценариев, чреватых всплеском гражданского противостояния. Кроме того, исходя из общенациональных интересов и безопасности Армении и Нагорного Карабаха, «АНК» оказало поддержку власти в тяжелейшие моменты: во время апрельской войны прошлого года и во время июльских событий в Ереване, когда вооруженная группировка «Сасна црер» захватила территорию полка патрульно-постовой службы в Ереване.

Иное дело – блок, возглавляемый Сейраном Оганяном. Непредсказуемость и неустойчивость блока проявились  еще на стадии его формирования, когда его по различным причинам покинули лидеры Демократической партии Армении, объединения «Национальное самоопределение» и партии «Третья Республика» (Арам Гаспарович Саркисян, Паруйр Айрикян и Виктор Даллакян соответственно). Кроме того, формирование блока сопровождалось противоборством внутри партии «Наследие», часть руководства которой в лице члена Совета старейшин Анаит Бахшян и депутата парламента Заруи Постанджян заявила о недопустимости альянса с Сейраном Оганяном и  Варданом Осканяном ввиду их причастности к кровавым событиям 1 марта 2008 года. Другая часть членов правления в лице вице-председателя Армена Мартиросяна и Овсепа Хуршудяна настаивала на целесообразности присоединения партии «Наследия» к блоку. В результате победила точка зрения сторонников присоединения, а несогласные вынуждены были покинуть ряды партии. Правда, осталось непонятным, какие интересы и ожидания двигали лидером партии «Наследие» Раффи Ованнисяном,  согласившимся вступить в альянс с двумя экс-министрами, стоявшими на страже незаконных приказов Роберта Кочаряна. Раффи Ованнисян так и не отреагировал на неоднократно озвученное напоминание его уже бывших соратников о том,  что всего несколько лет тому назад он назвал Сейрана Оганяна преступником (1). Что заставило забыть его свои же оценки?..

Впрочем, этот невнятный и непоследовательный политик так и не нашел своего места на политическом поле Армении. На фоне героизма военнослужащих, честно и мужественно выполняющих свой долг перед народом и Родиной (речь не только об апрельской войне) канул в лету миф о «патриотизме» Раффи Ованнисяна. Правда, он и его окружение продолжают нещадно эксплуатировать то обстоятельство, что Раффи (по стечению некоторых обстоятельств или по замыслу тех или иных центров) в самом начале 1990-х годов покинул США и приехал на историческую родину, дабы оказаться ей полезным. Для одних миф о Раффи Ованнисяне развеялся, когда он после трагического 1 марта, будучи в стане сторонников лидера оппозиции, первого президента, пошел на инаугурацию Сержа Саргсяна. Для других – когда на фоне поствыборных протестов в апреле 2013 года этот неадекватный деятель вдруг оставил приведённую им же на проспект Баграмяна толпу людей и неожиданно вместе с начальником Полиции Армении Владимиром Гаспаряном пошёл молиться к памятнику жертвам Геноцида армян… Его альянс с двумя дискредитированными деятелями видимо, окончательно дискредитирует его самого даже в глазах самых доверчивых граждан.

Кстати, именно возглавляемая им партия могла стать причиной отказа ЦИК в регистрации блока. 24 февраля в ЦИК состоялось рассмотрение жалобы членов территориальной организации партии «Наследие» города Капан. Авторы заявления обратили внимание ЦИК на то, что  решение о присоединении к блоку «Оганян – Раффи – Осканян», принятое правлением партии, нелегитимно, так как партия в последний раз созывала съезд 28 июня 2014 года. Согласно уставу партии «Наследие» её правление избирается на съезде. Отметим, что по законодательству очередной съезд созывается не позже одного раза в два года. Таким образом, правление не было уполномочено принимать решения.

Авторы жалобы добивались от ЦИКа решения об отмене регистрации в блоке членов партии «Наследие», однако жалобу отклонили, сославшись на то, что «вопрос о полномочиях руководящего органа партии не является предметом полномочий ЦИК». Глава ЦИК Тигран Мукучян порекомендовал представителям территориальной структуры партии «Наследие» обратится с этой жалобой в суд. Этого не произошло, возможно вследствие недостатка времени. Однако некоторые эксперты, ссылаясь на насторожённость властей по отношению к блоку Сейрана Оганяна, советуют не закрывать страницу этой истории с жалобой, полагая, что за театральной постановкой в ЦИК стоит именно власть, которая в данном случае продемонстрировала лидерам блока и тем, кто за ним стоит, свои возможности.

Некоторые аналитики обеспокоены возможностью серьезных столкновений или попытками дестабилизации ситуации в ходе предвыборной кампании и больше в поствыборный период. При этом различного рода неожиданности связывают именно с блоком «Огвнян – Раффи – Осканян». Попытаемся объяснить почему.

Участие в формировании и работе блока верных экс-президенту Роберту Кочаряну кадров, таких как бывший командующий Армией обороны Нагорно-Карабахской Республики Самвел Бабаян и экс-министр иностранных дел Вардан Осканян, свидетельствует о том, что блок является очередным проектом Кочаряна. Хорошо известно, что он не смирился с ролью  «молодого пенсионера» и пусть даже опосредованно, но стремится контролировать политические процессы, а возможно и оказывать давление на власть. Об этом уже прямо говорят некоторые политики и СМИ.                     Именно покровительство блоку со стороны Кочаряна, в политических сценариях которого, как известно, весьма весомое место занимают жёсткие методы, возможно, и явились  причиной беспокойства экспертных и политических кругов, в том числе и власти. Но «фантазии» Кочаряна могут быть опасны не только для властей, но и для Армении в целом, подтверждением чему служат попытки вовлечь армию в события 1 марта 2008 года. Ярким проявлением идеологии Кочаряна является известное заявление Сейрана Оганяна о том, что невозможность смены «порочной системы» в стране посредством выборов чревата «опасностью кровавых революций».

Напряженность вокруг блока усиливается и тем бытующим в обществе предположением, согласно которому разговоры экс-министра о своих боевых товарищах, несут в себе потенциальную угрозу. Сторонники этой идеи не исключают попыток создания условий к тому, что некоторые командиры воинских частей приняли бы участие в политических процессах на стороне Сейрана Оганяна. Однако такая опасность существует лишь теоретически. Ведь сегодня, в отличие от событий 1 марта 2008 года, когда Оганян, будучи начальником Генштаба Вооруженных сил, выполнял приказы Верховного главнокомандующего (иной вопрос, какие это были приказы), он не занимает никакого поста и лишён власти.

Кроме того, правы те политики и эксперты, которые говорят, что президент полностью контролирует армию. Здесь и фактор нынешнего министра Вигена Саркисяна, который, как известно, является человеком президента, а также то, что сам Серж Саргсян в течение семи лет возглавлял оборонное ведомство и хорошо знает старший и высший офицерский состав.

И тем не менее, власть, которая видит для себя угрозу в этом блоке, практически перманентно наносит ему удары. Это и кампания против блока и в первую очередь против Сейрана Оганяна, развернутая в СМИ, подконтрольных властям, это и заявление в ЦИК от членов партии «Наследие», это и уголовное дело в отношении сына Вардана Осканяна Ара Осканяна. Ему и его родственнику Сирадаряну предъявлено обвинение  по части 1 статьи 131 (похищение человека) Уголовного Кодекса. Решением следователя в отношении них избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Согласно  информации полиции, полученной на основании заявления гражданина  Н.Берберяна, 16 февраля  его друг Г. Сирадарян и двоюродный брат последнего – А. Осканян – усадили его (Берберяна) в автомобиль, увезли в город Абовян и, вопреки его воле и угрожая ему применением опасного для его жизни насилия, незаконно лишили его права на свободное передвижение, требуя от него вернуть долг в 1.500.000 драмов (около 3 тысяч долларов). Конечно, можно предположить, что дело против Ара Осканяна сфабриковано. Однако это не первый скандал, связанный с сыном экс-министра.

В этом контексте интересны и публикации в прессе о том, что  власти Армении планируют сделать некоторые разоблачения в связи с делом вооруженной группы Норк-Мараша, которые могут быть связаны с бывшим министром обороны Сейраном Оганяном. И, возможно, теперь, когда Оганян ушел в оппозицию, власть планирует как-то использовать это дело против него. Напомним, в ноябре 2015 года сотрудниками Службы национальной безопасности в Ереване была обезврежена вооруженная группа. По уголовному делу, возбуждённому по факту создания планировавшей в Армении переворот вооруженной группы, проходят порядка 30 человек, среди которых экс-министр обороны Ваан Ширханян, председатель партии «Родина и честь» Гарник Маркарян, ветераны карабахской войны и другие лица.

Скорее всего, напряженность в отношениях между властью и практически вышедшим из ее недр оппозиционным блоком будет нарастать. И вполне вероятно, что основная конфликтная линия пройдет не между РПА и АНК, а между РПА и блоком Оганяна.

Уязвимость лидеров блока, покровительство этой структуре со стороны непопулярного в обществе второго президента, склонного к различного рода насильственным действиям, заявления Оганяна о возможной революции демонстрируют непредсказуемость блока и опасности, которую он несет для внутриполитической ситуации.

Только если вспомнить события, связанные с группировкой «Сасна црер», то выясняется, что Вардан Осканян и возглавляемая им партия «Единение» не осудили этих событий, «ярый оппозиционер» Сейран Оганян вообще тогда был во власти, а Раффи Ованнисян и его партия «Наследие» поддержали действия этой группы.

Все происходящее вокруг блока «Оганян – Раффи – Осканян» является свидетельством того, что этот альянс не намерен и не будет играть в рамках политических правил. Исходя из этого, не следует исключать активного участия блока в разных сценариях, опасных не только для власти, а прежде всего – для страны.

Наира АКОПЯН

Примечание

  1. Весной 2008 года Сейран Оганян возглавлял Генштаб ВС Армении.

Фото: azatutyun.am

Комментарии

Для меня во всей этой катавасии ясно только одно - накрутили, наварили, а расхлебывать, как всегда, предложат народу. Как в знаменитом фильме, "чики,чики,чики , чик,- главнее всего результат" ("Привидения в замке Шпессард)

Зрелища у вас есть, осталось дать хлеба

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image