Армянские казаки-неразбойники

10 ноября, 2013 - 15:10

В Армении казачьими атаманами становятся не кубанцы, а этнические армяне

В Армении казачьими атаманами становятся не  кубанцы, а этнические армяне. Да и встретить в Ереване чистокровного усато-бородатого казака славянской наружности  вряд ли удастся.

Скажи мне правду, атаман!

Как говорят армянские казаки, казачество – это их смысл жизни. И шутят, что это по паспорту они армяне, а в душе — казаки. За последние  пятнадцать лет в казачье сословие записались пять тысяч армян из разных областей республики.

Итак, кто такие армянские казаки? Откуда они взялись? У многих само словосочетание «армянские казаки» вызывает усмешку. Ведь в Армении нет, да и никогда не было этнических казаков. Простой люд считает, что казаки-армяне просто ретрограды и собираются исключительно по праздникам — пощеголять в необычной форме с Георгиевскими крестами.

Однако это не совсем так. В обычной жизни армянские казаки не ходят в черной парадной форме с красными башлыками, с коротким кинжалом за поясом, с блестящими газырями, да еще в мохнатых папахах на голове. Так бы они, несомненно, произвели бы впечатление. Местные атаманы и есаулы, грубо говоря, «лица кавказской национальности». Но, как говорится, с лица воду не пить.

То, что дотошные представители российского казачества выясняют особенности своего антропологического типа, не пугает армянских казаков. Впрочем, иногда лицо может сказать о человеке больше, чем он сам. Однако среди российских казаков, в том числе бравших Париж и Берлин, всегда было некоторое число калмыков, татар, казахов, кыргызов и армян.

Все они находились в составе казачьего войска России. Число армян в войске в 1732 году составляло 307 человек. Чуть позднее был создан конный полк  армянских казаков, ярко проявивший себя в военных действиях. Ну а первые казачьи станицы появились на библейской земле более 300 лет назад.

В приграничном с Турцией армянском городе Гюмри, где в давние времена находились армяно-казачьи станицы, любят рассказывать разные удивительные истории. Дескать, в православной церкви, построенной казаками в Гюмри, молился  Пушкин, встретивший на горном пути арбу с гробом Грибоедова. Ну а в полковой церкви, возведенной тоже казаками, венчался лихой атаман – кавалерист, талантливый вояка, маршал Семен Буденный.

Еще рассказывают, что потомственный казак, генерал-адъютант Михаил Тариелович Лорис-Меликов организовал в конце позапрошлого века Ереванский казачий полк. Под его командованием казаки участвовали во взятии крепости Ардаган, принимали участие в обороне Баязета, в штурме Карса, а 17 июля 1878 года победное шествие генерала завершилось взятием Эрзерума.

Ведь выживал сильнейший. Русские казаки  бок о бок защищали армян в русско-турецких и русско-персидских войнах. И, естественно, что многие армяне тоже становились казаками. С тех пор армянские казаки верой и правдой чтят казачьи традиции, неизменные как закон Ома.

Ратные подвиги норовистых казаков и их боевая удаль увековечены в гюмрийском  мемориальном  памятнике «Холм чести», где покоятся останки  героев  русско-турецких и  русско-персидских войн. Недалеко от Ванадзора можно увидеть возвышающийся обелиск с надписью «Здесь покоятся 120 казаков, отдавших жизнь в боях за освобождение армянской земли от персидского ига». А в 2005 году в Ереване был открыт мемориальный комплекс героям-казакам.

Казаки, но не разбойники

«Никакие казаки не разбойники!» — говорит в эксклюзивном интервью генерал-лейтенант  казачьих войск, руководитель и учредитель казачества в Армении, глава армяно-российского казачьего братства «Нить» Карапет Задоян. — Правда, и сам  в детстве играл в эту популярную игру!»

«О казачьей доблести сложены легенды, — продолжает  казачий атаман. – Долг, Родина, честь и слава – это девиз любого казака. Вспомните хотя бы Григория Мелехова из  произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон». Молодой казак, удалец, человек с большей буквы: сильный, смелый, любящий. Ну, настоящий мужчина и никакой он не разбойник!

Сегодня кубанское, донское, уральское и другие казачества сотрудничают с нами. Скажу так: “армяне и казаки близки друг к другу своим азартом”. Когда мы вместе садимся за стол, я всегда предлагаю осушить бокал за  дух армянского народа и дух казака. А это гремучая смесь. Уж поверьте мне! Сегодня в Армении проживает несколько семей потомственных этнических казаков».

Вообще, интерес к казачеству у нашего собеседника возник  лет двадцать назад.

«В начале 90-х мне довелось поехать на Кубань, — рассказывает Карапет Михайлович. -  Там тогда начались столкновения между армянами и казаками. Все распри оказались элементарной провокацией. Кознями третьих сил. Благодаря переговорам с казачьими атаманами конфликт удалось быстро погасить. Но именно тогда у меня возник интерес к лихим всадникам и богатым станицам из “Кубанских казаков”.

По словам Задояна, недалеко от армянского города  Степанаван есть село Привольное.

«Во времена царской России тут был казачий хутор, — говорит он. — Жалко, что молодежь покинула родные пенаты. Сейчас тут живут одни старики. Сейчас наша организация стремится представлять интересы России в Армении, так и Армении в России».

Примечательным примером такого партнерства, по его словам, является  международный проект «Казачий пост», связанный с восстановлением исторической казачьей заставы в городе Гюмри.

«Оттуда даже виден  древне-армянский город Ани (ныне Турция – Авт.), который некогда защищали армяне вместе с казаками, -  отмечает Задоян. — В  перспективе создание Казачьего кадетского корпуса и восстановление православного храма, носящего имя святителя Арсения Сербского. Именно здесь в XIX веке несли пограничную службу казачьи формирования, охраняя южные рубежи Российской империи.

В наших планах основать Центр духовной культуры и Международный казачий кадетский корпус. Проект, для осуществления которого формируется Международный благотворительный фонд “Казачий пост”, удостоился внимания и одобрения духовных предводителей — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Католикоса всех армян Гарегина II».

Не рубите сгоряча!

«Про  казаков писали и ими восхищались классики русской литературы: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Толстой, — говорит Карапет Задоян. – Донской казак Михаил Шолохов — один из пяти Нобелевских лауреатов по литературе. Казаки были защитниками рубежей государства, а впоследствии стали гвардией российских императоров. После революции 1917 года их стали планомерно уничтожать. Позабыв обиды, они приняли участие в Великой Отечественной войне, отправляясь на фронт целыми корпусами и дивизиями. Большинство в дальнейшем заслужило честь стать гвардейскими соединениями.

Правда, настоящие казаки с недоверием относятся к своим армянским собратьям. Бывший атаман Кубанского казачьего Войска, потомственный казак Владимир Громов, стоявший у истоков возрождения казачества и ныне продолжающий активную деятельность, изначально, по словам Задояна, не признавал армянское казачество.  Правда, после долгих и тяжелых переговоров этот авторитетный старец решился приехать в Ереван.

«Ребятня, которая встречала знатного бородатого атамана в черкеске на улицах, принимала его за Деда Мороза, -  рассказывает Карапет Михайлович. — Мы  были очень рады, что хоть и с трудностями, но удалось пригласить Громова в Армению. Уезжая,  потомственный казак сказал: “Только сейчас я познал армян!” Эти слова для нас стали наивысшей похвалой.

Отмечу, что главными качествами казака всегда было то, что особенно востребовано и в наши времена: умение добросовестно трудиться на родной земле, готовность самоотверженно защищать ее. Наша организация намерена особое внимание уделять патриотическому воспитанию молодежи, популяризации культурных традиций казачества. И тем самым вносить свой вклад в укрепление мира и согласия в нашей стране.

Наша деятельность нацелена на сохранение и развитие казачьх традиций в Армении, становление армянского казачества, развитие сотрудничества с казачьими структурами на ближнем и дальнем зарубежье, военно-патриотическое воспитание молодежи».

Кстати, ныне в маленькой республике насчитывается более десяти казачьих общественных объединений. И каждая организация ратует за становление армянского казачества. Однако между казачьими атаманами страсти кипят нешуточные. Вот-вот и  в ход пойдут казачьи шашки и кинжалы.

Спорить можно много. Но суть разборок сводиться к тому, что все хотят быть атаманами!  Взаимные оскорбления и упреки могли бы стать, например, основой для очередного голливудского блокбастера. В сценарии было бы все по закону жанра: герои бесстрашно отстаивают свои интересы, оказываются без пагонов, борются за возвращение солдатской чести, чуть ли не со всем миром. Вот только излишнее тщеславие «горе-атаманов» не украшает армянское казачество…

Ирэн Саакян

Комментарии

Родился и жил в Ленинакане до землетрясения адрес казачий пост, дос 53 квартира 8. Прадед пахаронен на старом кладбище.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image