Фахраддин Абосзода: Алиев решил стать иранцем? Азербайджан ищет прародителя «титульного» населения страны

18 марта, 2017 - 17:53

На днях один из влиятельных представителей правящего курдского клана в Азербайджане, выходец из Армении, председатель комитета Милли меджлиса по региональным вопросам Ариф Рагимзаде в интервью российскому информационному порталу КМ.ру заявил следующее: «Наша беда в том, что в России нас считали турками, но азербайджанцы не турки. Это ошибка! Да, мы, азербайджанцы, имеем общие корни с турками, но народы - совершенно разные. Азербайджанцы использовали религиозную идентичность и называли себя - «мусульмане». В России это же самое население называли татарами. В любом случае, мы - не турки, турки - совсем другие».

Мы не стали бы обращать внимания на это заявление Рагимзаде, если бы не одно «но». Дело в том, что после прихода к власти в Азербайджане клана Алиевых вопрос о самоидентификации и самоназвании так называемого «титульного этноса» этого псевдогосударства, разговаривавшего на одном из тюркских диалектов, неоднократно поднимался в СМИ, но каждый раз официальные власти его тут же приглушали. Они все эти годы всячески внушали населению, что основное население страны, хотя и разговаривает на тюркском языке, но является «этническими азербайджанцами».

При этом нынешнее руководство страны сознательно «забывает» о том, что сразу после того, как Гейдар Алиев стал руководителем Азербайджанской ССР в 1969 году, он выступил на пленуме ЦК в августе 1970 года с резкой критикой так называемых «азеров», которых считал «некими дикими племенами, некогда проживающими в горных областях Персии, которые не имеют никакого отношения к основному населению Азербайджана». Об этом более подробно мы расскажем чуть ниже. А теперь о том, почему именно сейчас вопрос об этнической принадлежности «титульного народа» был озвучен никем иным, как столь влиятельным представителем правящего клана.

Наверно, вам известны случаи, когда человек, находящийся на смертном одре и имеющий какие-то подозрения по поводу своего родителя, вызывает свою мать или бабушку и спрашивает ее: «Скажи, мать, кто мой отец?». При этом одно дело, когда отдельный индивидуум ищет своего биологического отца, что для нашего глобального мира является довольно распространенным явлением. В этом случае, в конце концов, данный человек имеет возможность выяснить этот вопрос с помощью своей матери или же других родственников. Но настоящая беда начинается тогда, когда большая людская масса  называет себя самобытным этносом, но при этом ее все время терзает мысль о том, кто же его биологический прародитель? Настоящая же трагедия происходит тогда, когда эта масса не знает, к кому же обратиться с вопросом о своем происхождении - ситуация, когда неизвестен не только отец, но и мать!

Читатель уже понял, что я  веду речь о так называемой «титульной нации» нынешней Азербайджанской Республики, которая возникла как черт из табакерки в 1918 году в результате распада Российской империи. Причем это произошло только потому, что праотцы этого псевдогосударства в лице мирового закулисья называли его Азербайджаном, присвоив ему название одной из северных областей Персии. Это было сделано с тем расчетом, чтобы в дальнейшем объединить это псевдообразование с северными областями Ирана в единое государство под названием «Большой Азербайджан».

С географической точки зрения, исторический Азербайджан охватывает только часть территории нынешней Азербайджанской Республики, то есть территорию, заселенную талышами. Эта земля является исконной для талышей с незапамятных времен. Зная это, властные круги Азербайджанской Республики уже на протяжении долгих лет занимаются переселением в исконные талышские земли, расположенные к югу от реки Куры, тюркоговорящего населения, чужеземцев и непрошеных гостей из других регионов Азербайджана. Государство-то создали, а вот как назвать его основное население, не знали и не знают до сих пор.

Хочу сказать несколько слов о том, какие метаморфозы произошли с названием этой «титульной нации» за примерно сто лет ее существования. Сразу после возникновения этого государства на карте мира встал вопрос о том, как же называть его тюркоязычное население? До сих пор этот вопрос продолжает оставаться для этой части населения одним из самых чувствительных и даже болезненных. Не случайно же каждый раз, когда этот вопрос поднимается  в СМИ, это вызывает противоречивую реакцию в обществе - от обычного недопонимания у некоторой его части до резкого возмущения у ярых пантюркистов.

Интересно, что до 1936 года все ближайшие соседи этого тюркоговорящего «титульного народа» Азербайджана - талыши и прочие - однозначно называли их «тюрками» (да и сейчас называют их так). В России их идентифицировали как «татары», «мусульмане», «закавказские татары», «кавказские татары», а в Грузии – «татребы». В 1917 году большевики взяли курс на мировую коммунистическую революцию, подразумевающую в будущем отсутствие всяких границ между народами. Тогда азербайджанцев официально стали называть азербайджанскими тюрками или просто «тюрками». Тем самым большевики планировали в будущем объединить Азербайджан с Турцией и создать единое тюркское социалистическое государство. Но как только в середине 30-х годов стало ясно, что тогдашний глава Турции Мустафа Кемаль отказался от идеи коммунизма, Сталин моментально взялся за переименование  «азербайджанских тюрков». В итоге в 1936 году по прямому поручению Сталина их стали называть «азербайджанцами», против чего, как это ни удивительно, никто в Азербайджане не стал возражать.

 Вся дальнейшая официальная историография Азербайджана вплоть до независимости в 1991 году строилась на основе этого указания Сталина. Ученые в этой стране исходили из того, что «современные азербайджанцы как нация – это продукт сложного процесса этногенеза, имевшего своим результатом смешение совершенно немногочисленных носителей огузского языка, прибывших на территорию нынешнего Азербайджана в начале XI века, с более многочисленным коренным нетюркским населением Атропатены, Ширвана и Аррана, в том числе с ираноязычными и  кавказоязычными народами, как полностью, так и частично влившимися в новую нацию». 

Тут мне на ум пришла одна байка, которую вы, возможно, слышали. Это бытовая история, рассказанная человеком, родившимся до Великой Отечественной войны. По радио постоянно звучала фраза: «Отец народов – товарищ Сталин». Мальчик воспринял этот текст буквально, а потому подошел к отцу и спросил его: «Папа, а кто мой отец – ты или товарищ Сталин?», на что отец ответил, что сейчас возьмет ремень, чтобы сын понял, кто его отец.

Получается, Сталин «взял ремень», и дал  понять, кто на самом деле является отцом «азербайджанцев».

Очередная попытка переименовать эту этническую массу была предпринята в 1992 году, когда к власти в Азербайджане пришел националистический Народный фронт во главе с известным пантюркистом Абульфазом Алиевым (Эльчибей). Одним из первых постановлений местного парламента стало объявление азербайджанцев тюрками, а их языка – тюркским. Примечательно, что и в этот раз основная масса «азербайджанцев» особо не возражала. Исключение составляли некоторые представители интеллигенции, которые «тихим» голосом выразили свое недовольство. Но и тут примечательно, что даже они стали выражать недовольство не потому, что выступали против искусственного переименования своего народа, а лишь потому, что узрели в этом опасность развала государства, доказав тем самым, что это псевдогосударство не имеет прочных основ для существования.

 Тем не менее, они оказались правы в своих опасениях. В начале лета 1993 года талыши провозгласили свою Республику, активизировалась национально-освободительная борьба других коренных народов, что грозило полным распадом Азербайджана. Вот почему, когда в июне 1993 года Гейдар Алиев путем вооруженного переворота захватил власть в Азербайджане, он первым делом аннулировал данное постановление и опять объявил эту массу «азербайджанцами». И в этот раз никто из них не выступил с протестом, несмотря на то, что это было политически мотивированным решением Алиева, который понял, что вышеназванное постановление правительства Народного фронта привело к опасности распада Азербайджана. Поэтому, провозгласив «азербайджанство» в качестве официальной государственной идеологии, Алиев на время сумел ослабить напряжение в межнациональных отношениях и тем самым выиграл время для укрепления личной власти.

 Но параллельно с этим Гейдар Алиев провозгласил еще один лозунг. В 1996 году он объявил азербайджанцев и анатолийских турок «одним народом с двумя государствами». Еще тогда у нас были все основания подозревать, что под «одним народом» он, скорее, имеет в виду вовсе не анатолийских турок, а своих соплеменников курдов, проживающих на территории Турции. Впоследствии мы нашли некоторые документальные подтверждения тому, что Г. Алиев на полном серьезе планировал объединить Азербайджан с Турцией и стать главой нового государства. Но этой идее не было суждено осуществляться, так как в 2003 году Г. Алиев покинул этот бренный мир (конечно, не только поэтому – вряд ли в Анкаре были в восторге от такой, хотя бы и теоретической, перспективы. – прим. ред.).

 Таким образом, каждый раз, когда  название «титульного этноса» Азербайджанской республики  менялось, это происходило  без участия самого населения, и, что немаловажно, не вызывало никакого возражения с его стороны. Что касается нынешних властей страны, то их, по крайней мере, до сих пор, полностью устраивало такое положение вещей, когда многие народы, населяющие эту территорию, назвали искусственным термином «азербайджанцы». По разным подсчетам, ныне свыше 2 млн. талышей, около миллиона лезгин, около 400 тыс. аварцев, примерно 2 млн. татов (парсов), свыше 2 млн. курдов, переселенных из Западной Армении (восток нынешней Турции), насильно записали в «азербайджанцы». Согласно официальной информации, «азербайджанцы» ныне составляют 94% населения страны. Но беда в том, что  в Азербайджане до сих пор принято считать, что «азербайджанцы» - это тюрки! И это несмотря на то, что, согласно исследованиям ныне покойного акад. Играра Алиева, так называемый эпикантус («монгольская складка») имеют всего 2% населения Азербайджана.

 Причина такого маразма - в том, что власти страны понимают: если убрать термин «азербайджанцы» и дать возможность всем заявить о своей реальной этнической принадлежности, то тогда, в первую очередь, сам правящий клан должен будет назвать себя курдами, а количество тюрков в общей массе населения окажется мизерным. А это может привести к скорейшему разрушению искусственной конструкции под названием Азербайджанская Республика. Вот почему власти до сих пор называли «титульный этнос» страны «азербайджанцами», но при этом никогда ранее не выступали против того, чтобы, по крайней мере, часть из них назвала себя тюрками.

 На фоне всего этого, заявление А. Рагимзаде вызывает некоторые вопросы, а именно: что же произошло в Азербайджане и в его отношениях с Турцией, что заставило власти публично отказаться от «тюркизма»? Некоторые наблюдатели связывают это с тем, что «Турция - главный стратегический партнер Азербайджана, оказавшись в эпицентре сложнейших геополитических потрясений на Ближнем Востоке, сама переживает кризис государственности и этнической идентификации. Так, согласно данным некоторых западных исследований, в настоящее время 30−40% населения Турции имеет серьезные сомнения относительно своего этнического происхождения».

 Такое утверждение, безусловно, имеет право на существование. Тем не менее, мы более чем уверены, что вопрос не только и не столько в этом. В  наших предыдущих комментариях относительно недавних изменений в структуре властной иерархии в Азербайджане, связанных с введением постов первого вице-президента (на который 21 февраля этого года была назначена супруга президента Мехрибан Алиева) и других вице-президентов, которые до сих пор остаются вакантными (что также вызывает некоторые вопросы), мы предположили, что все это происходит под давлением турецкого руководства. После этого произошло еще одно событие, что, думается, тоже имеет отношения ко всему тому, что ныне происходит в Азербайджане. На днях некоторые бакинские информационные ресурсы продемонстрировали видеозапись беседы Йигита Булутуна - главного советника президента Р.Т. Эрдогана, сделанную в 2013 году. Там он утверждает, что «в течение ближайших 2 лет будут приняты решения о присоединении к Турции Северного Ирака и Азербайджана».

 Судя по реакции азербайджанских политиков и общественных деятелей на это заявления Булутуна, даже для самых ярых пантюркистов в Баку это стало большой неожиданностью, и они выступили против таких планов Турции. Академик НАН Азербайджана Чингис Каджар, кстати, большой поклонник Мехрибан Алиевой, вообще объявил тюрков врагами Азербайджана: «Я хочу, чтобы все было на чисто азербайджанском языке. В нашей предыдущей истории самыми большими врагами Азербайджана были тюрки».

Это говорит о том, что у И. Алиева есть веские основания беспокоиться по поводу искренности «братской» Турции относительно существования государства Азербайджан и правящего в нем курдского клана (этот клан, помимо прочего, является одним из главных спонсоров боевиков из Рабочей партии Курдистана). Не исключено, что недавний визит Алиева в Тегеран тоже связан именно с угрозой быть поглощенным со стороны Турции. Предположительно, Алиев старается добиться гарантии для себя лично и для своего клана со стороны Ирана в обмен на объявление основного населения Азербайджана «иранцами», по аналогии с исконно иранским, но ныне тюркоязычным населением северо-западного Ирана. 

 Существующие генетические исследования доказывают, что тюркоговорящее население, например, иранского города Тебриза генетически один и тот же народ с населением деревни Пейасо Лерикского района Азербайджанской Республики, т.е. с талышами! Поэтому мы более чем уверены, что нынешний «развод» официального Баку «тюркства» и «азербайджанства» связан именно с этим. А то, что А. Рагимзаде, говоря «мы не турки, турки - совсем другие», пока не уточняет, какое этническое название у этих «мы», является доказательством тому, что руководство Азербайджана ждет реакции Ирана. Главным же козырем Алиева перед иранским руководством является то, что его супруга Мехрибан имеет иранские корни. Известно, что ее дед Мир Джалал Пашаев родился в талышенаселенном иранском Намине (талышск. Номин) и в 1911 году вместе с семьей переехал жить на территорию нынешней Азербайджанской Республики.

Но, судя по первой реакции иранской стороны, которая в лице Духовного лидера страны в очередной раз напомнила Алиеву о «пагубной роли сионистского режима в ослаблении братских отношений между Ираном и Азербайджаном», президенту АР еще предстоит сделать окончательный выбор между Израилем и Ираном, чтобы добиться полного расположения последнего.

 Что выйдет из новой игры Алиева с Ираном, точнее, спасет ли иранское руководство Алиева и его клан от коварных планов Турции, покажет время. Нам же остается только констатировать, что в любом случае такие метаморфозы в Азербайджане являются признаком того, что это псевдогосударство ныне находится на смертном одре и в агонии ищет ответ на вопрос, кто же является прародителем «титульного» населения этой страны?..

Карикатура на главной странице сайта: Алексей Меринов

Комментарии

Автор молодец! Жму руку.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image