ВИРТУОЗ РОБЕРТ МЕРАБОВ

25 марта, 2017 - 09:40

Несколько лет назад в нашей прессе активно представлялась информация о том, что современный вариант аккордеона был изобретен в 1829 году жившим в Вене мастером Кириллом Дамяном (1772-1849), армянином, уроженцем румынского города Арменополис (ныне Герла). Это, конечно, здорово, но что-то достойных наследников у нас сегодня не наблюдается. И вот из грузинской прессы узнал, что в столице Грузии живет великолепный музыкант, исполнитель на аккордеоне Роберт МЕРАБОВ. Причем интересен он не только виртуозной игрой, но и тем, что уже много лет является органистом лютеранской церкви в Тбилиси. 

 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ ДЯДЯ МАЛЕНЬКОГО РОБЕРТА ПРИВЕЗ РЕДКИЙ ПО ТЕМ ВРЕМЕНАМ ТРОФЕЙ – настоящий аккордеон. Мальчику он очень понравился, звуки этого инструмента буквально завораживали его. Но, к сожалению, положение семьи (отец погиб на фронте, мать одна растила детей) не позволяло обеспечить мальчика таким же инструментом. Тем не менее близкие уговорили мать Роберта купить аккордеон. Начав самостоятельно осваивать премудрости игры, он на слух подбирал и исполнял популярные эстрадные и народные мелодии. Почувствовав способности сына, мать отдала его в музыкальную школу-десятилетку при тбилисском Доме офицеров. Его педагогом стала Тереза Хитарова, которая оказалась замечательной пианисткой. Она же и научила его играть и на этом инструменте. Когда он закончил десятилетку, его оставили преподавать в той же музыкальной школе.

 

Потом началась исполнительская деятельность. Роберта пригласили в Тбилисский русский театр им. Грибоедова музыкальным оформителем. Интересно, что через много лет, в 2006 году, в Тбилиси из Санкт-Петербурга был приглашен режиссер Дмитрий Егоров для постановки спектакля "Ангелова кукла". И уже признанного музыканта Роберта Мерабова вновь пригласили принять участие в этом спектакле в качестве аккомпаниатора исполнительницы главной роли.

 

Но вернемся к началу карьеры: Роберт уезжает в Москву для продолжения учебы в училище имени Гнесиных на факультете народных инструментов. Конкурс был огромный, но он единственный из абитуриентов удостоился высшего балла и был зачислен. В ходе учебы Роберт в совершенстве овладел и фортепиано, что дало ему возможность работать и в эстрадных ансамблях в качестве пианиста. Не порывая с родным городом, он переводится на заочное отделение, возвращается в Тбилиси и начинает работать в ночном клубе "Мухамбази", где играл на аккордеоне, рояле, банджо, электропианино. Потом была работа в молодежном кафе "Метро" в здании гостиницы "Иверия". Фортепиано в зале не было, и его аккордеон оказался очень кстати. Там же встречался и выступал вместе с одним из прославленных советских джазовых музыкантов - трубачом Андреем Товмасяном. А еще он сотрудничал с ансамблем Юрия Саульского, группой "Доктор Ватсон", аккомпанировал на вечерах художественного чтения Нелли Зурабовой. В 1969 году его направили на конкурс в Саксонию, в Клингенталь - город, откуда родом аккордеоны фирмы Weltmeister.

 

В НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РОБЕРТА МЕРАБОВА ПРОИЗОШЕЛ КРУТОЙ ПОВОРОТ. Он повстречался с вокалистом Вальтером Моритцем. От него узнал о немецкой общине в Грузии. В.Моритц попросил его взять на себя музыкальное сопровождение церковной службы. Заинтересовавшись, Мерабов серьезно занялся изучением немецких духовных песнопений. Развитию этой деятельности послужил переезд в Тбилиси немецкого ученого-теолога Гердта Хуммеля. Он продал свой дом в Германии и переехал в Тбилиси, пожертвовав все средства на строительство церкви, и стал епископом. Однажды Хуммель пригласил Мерабова посетить Германию, и там, в музыкальном центре Саарбрюккена, он дал на аккордеоне концерт из органных произведений. Тогда же произошло чудо - было объявлено, что тбилисская немецкая церковь получает в подарок орган. Строительство евангелическо-лютеранской церкви завершилось в 1998 году, и Роберт Мерабов вступил в должность органиста, оставаясь им до сегодняшнего дня.

 

 На вопрос о том, как научился играть на органе, Роберт ответил:  "Во время учебы в Москве я был увлечен и органом, собирал всю возможную литературу, пытался перекладывать органные произведения для аккордеона. А в Германии познакомился с органистом, который дал мне всего один урок, и мне этого хватило. Вернувшись в Тбилиси, занялся самообразованием, работал над собой по 6-7 часов в день и вот уже много лет сопровождаю церковные службы. Правда, подаренный орган - электронный, не совсем настоящий, но он полностью удовлетворяет всем требованиям. В этом году отмечается 500 лет распространению лютеранства и 200 лет со дня основания первых немецких колоний в Грузии. Я готовлю специальную программу и буду играть в церкви. И аккордеон - единственный инструмент, который в точности повторяет звучание и дух органа, в отличие, например, от фортепиано.

 

- Сейчас есть синтезаторы, которые могут воспроизвести звучание и аккордеона, и органа и еще массу всего. Как вы думаете, есть ли будущее у этого инструмента?

 

- Боюсь, что нет. Интерес пропал. В музыкальных школах нет учащихся, желающих научиться играть на этом инструменте. Я предлагал в Министерстве культуры создать класс, но мне отказали, мотивируя, что желающих нет. И это действительно так. Очень жаль, что я не могу передать свой опыт молодым. У меня огромная библиотека музыкальной литературы, множество нот, есть даже книги и учебники, подаренные легендарным продюсером фирмы "Коламбия" Джорджем Авакяном, когда он приезжал в Тбилиси вместе с оркестром кларнетиста Бенни Гудмена в 1962 году. Но все эти книги лежат невостребованными. Наверное, этот великолепный инструмент скоро останется лишь в специализированных ансамблях и будет звучать лишь изредка, для настоящих любителей.

 

- Насколько я знаю, вы часто выступаете с концертами вместе с своим сыном.

 

- Да, он играет и на аккордеоне, и на контрабасе. Но он не является профессиональным музыкантом, это его хобби.

 

- Вас заинтересовала информация о том, что ваш любимый инструмент - аккордеон создан и запатентован в конце XIX века армянином?

 

- Я давно и серьезно изучаю вопрос создания этого инструмента. Согласно научным изысканиям, он был создан во втором тысячелетии до нашей эры в Китае. Т.е. примерно 3 тысячи лет назад во многих странах Юго-Восточной Азии - в Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Японии существовали музыкальные инструменты с таким же принципом извлечения звука. Один из таких инструментов, существующих и сегодня, - китайский шэн. Все остальное, более позднее - это его модификации.

 

            Роберту Егишевичу Мерабову недавно исполнилось 76 лет. Он полон сил и творческой энергии. Регулярно выступает с интересными тематическими программами, с духовной музыкой и пытается продлить как можно дольше век замечательного инструмента, имя которому аккордеон.

Комментарии

Теперь я понимаю почему быдло не любит армян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image