НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ: СЕНСАЦИИ, СЕНСАЦИИ, СЕНСАЦИИ…

1 апреля, 2017 - 09:43

В Армении, где до завершения предвыборной кампании остаются считанные дни, продолжаются столкновения и разборки между различными политическими силами, зачинщицей которых в подавляющем большинстве случаев выступает правящая партия. При этом, во имя достижения политических целей нередко в ход идет холодное и даже огнестрельное оружие. Венцом этой красочной предвыборной гонки стала скандальная история, связанная с ввозом в Армению переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла». В центре скандала оказался бывший министр обороны Нагорно-Карабахской Республики, куратор блока «Оганян-Раффи-Осканян» («ОРО») Самвел Бабаян.

22 марта Служба национальной безопасности (СНБ) Армении сообщила, что экс-министр обороны НКР Самвел Бабаян задержан в рамках уголовного дела, возбужденного по факту контрабандного провоза в Армению (через границу с Грузией) ПЗРК «Игла». В рамках дела, помимо Бабаяна, были задержаны, а затем и арестованы еще два человека. СНБ сообщила, что имеется заключение эксперта, согласно которому боевая ракета «9M39», являющаяся компонентом зенитно-ракетного комплекса, пригодна для дальнейшей эксплуатации и является боеприпасом.

24 марта суд общей юрисдикции ереванских общин Центр-Норк-Мараш удовлетворил ходатайство СНБ об аресте С. Бабаяна сроком на два месяца. Бабаяну предъявлено обвинение по признакам части 2-ой статьи 235 и пункту 1 части 2 статьи 235.1 (незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, контрабанда, совершенные группой лиц по предварительному сговору).

Поначалу Самвел Бабаян на допросе заявил, что не имеет отношения к контрабанде ПЗРК «Игла» и не знаком с двумя другими лицами, задержанными по делу. Между тем, по информации СНБ, в результате проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий получены достоверные данные о том, что лица, осуществившие приобретение и перевозку составных частей ПЗРК, действовали по предварительной договоренности с Самвелом Бабаяном и по его заказу.

В заявлении Генеральной прокуратуры от 25 марта сообщается, что в ходе допроса Бабаян и другие арестованные признали свою причастность к контрабанде пусковой трубы «Игла» и ракеты «9М39». Они представили сведения об обстоятельствах дела.

Получается, что обвиняемые не признали своей вины в предъявленном им обвинении, однако в ходе допроса в статусе подозреваемых, в том числе и Самвел Бабаян, признали свою причастность к контрабанде указанных боеприпасов и сообщили сведения относительно обстоятельств дела.

Адвокат Бабаяна Аветис Калашян заявил, что сообщение Генеральной прокуратуры не соответствует действительности. Правда, он не назвал заявление ложным. Просто, по его словам, «причастность к факту могла быть истолкована по-своему». Адвокат также заметил, что пока у нет оснований предполагать, что арест Бабаяна носит политический характер.

Между тем, лидеры избирательного блока «ОРО»: бывший министр обороны Сейран Оганян и бывшие министры иностранных дел Раффи Ованнисян и Вардан Осканян – выступили с совместным заявлением, в котором охарактеризовали действия СНБ в отношении Бабаяна как имеющие политический подтекст. По их убеждению, арест Бабяна является продолжением политики давления властей на блок «ОРО».

Бывшие министры призывали международное сообщество, наблюдательские миссии, дипломатические представительства держать дело Самвела Бабаяна в центре внимания, а политические силы, правозащитные организации, гражданское общество – дать адекватную оценку произошедшему. Руководитель блока «ОРО» Сейран Оганян заявил, что в вопросе Самвела Бабаяна они «пойдут до конца».

Однако маловероятно, что блок может рассчитывать на поддержку общества и политических сил. Несмотря на то, что некоторые СМИ весьма последовательно представляют блок «ОРО» как оппозиционный, в обществе существует недоверие к альянсу трех экс-министров, двое из которых (Оганян и Осканян) связаны с событиями 1 марта 2008 года. А в случае с Сейраном Оганяном, который долгое время был членом команды президента Сержа Саргсяна, разговоры об «оппозиционности» являются, по меньшей мере, странными.

Дело Самвела Бабаяна не найдет также отклик и среди политических сил, которые сегодня заняты борьбой за получение мандатов. В этой ситуации довольно непросто отвлекать силы для того, чтобы оказать поддержку Бабаяну. Кроме того, партии и блоки исходят из сегодняшних реалий. Естественно, что «Блоку Царукяна», который по многим опросам является лидером предвыборной гонки, не интересны развития, связанные с Самвелом Бабаяном. Отстраненная позиция правящей Республиканской партии Армении (РПА) также понятна. Судя по всему, в данном случае у власти есть достаточно доказательств, и она действует в рамках закона. Но это именно в данном случае, потому что параллельно происходят другие события, где власти действуют вне закона. Речь идет о составлении списков с паспортными данными учителей и родителей. Общественная организация «Союз информированных граждан» утверждает, что в ее распоряжении находятся свыше 100 аудиозаписей и других материалов, доказывающих, как директора подавляющего большинства школ и детских садов составляли такие списки по заказу центрального предвыборного штаба РПА. В настоящее время все эти материалы изучает ЦИК, а прокуратура сделала заявление, что только в одном случае можно возбудить уголовное дело.

Возвращаясь к разговору о поддержке «ОРО» в опросе Бабаяна, отметим, что остальные же партии и блоки не могут отвлекаться от предвыборной кампании, в рамках которой они имеют не очень прочные позиции, ибо не наберут больше 10%.

Для того, чтобы поднять большую волну в защиту Самвела Бабаяна, к которому общество относится весьма неоднозначно, нужно собрать на площади Свободы в Ереване, как минимум, 50 тысяч человек. Но сегодня в Армении нет силы, которая смогла бы собрать такое число людей, да и настрой населения далеко не тот, что был в 2007-2008 гг. Поэтому те или иные заявления решительного характера – лишь сотрясание воздуха.

Важным фактором во всем происходящем является и спорная фигура Самвела Бабаяна: есть причины, из-за которых общество его не принимает. Да, Самвел Бабаян – герой карабахской войны, первый кавалер ордена «Золотого орла», и об этом из учебников истории знает любой представитель молодого поколения. Но после войны прошло много времени, и в связи с его послевоенной деятельностью, в том числе и политической, отношение к герою войны изменилось. Послевоенный период, когда Бабаян руководил армией, как минимум является спорным для него, как для фигуры, которая стремится иметь хороший имидж. Прежде всего, речь идет о его жестоком отношении к людям. С другой стороны, с тех пор, как Бабаян уехал из НКР, прошло 10 лет. До этого он еще 4,5 года отбывал наказание за организацию покушения на тогдашнего президента НКР Аркадия Гукасяна. Это обстоятельство не принесло Бабаяну дивидендов. Армянское общество, даже не вникнув в детали этой внутренней разборки между Бабаяном и Гукасяном, довольно негативно отнеслось к этому факту. Возможно, что важную роль в формировании этого негативного подхода сыграл теракт 27 октября 1999 года.

Неоднозначное восприятие обществом фигуры Бабаяна проявилось в 2007 году, когда основанная и возглавляемая им партия «Дашинк», несмотря на значительную финансовую и административную поддержку, так и не смогла пройти в Национальное Собрание Армении.

Мнения экспертов относительно причины ареста Бабаяна разделились. Некоторые эксперты и правозащитники считают арест проявлением политического давления на избиртаельный блок «ОРО». «В отношении блока «ОРО» осуществляется прессинг. Правящая РПА идет с помощью подобных методов на захват власти», – считает правозащитница Жанна Алексанян.

По мнению политолога Степана Даниеляна, арест за две недели до выборов Бабаяна, играющего в альянсе «ОРО» столь активную роль, однозначно говорит о том, что предпринимается попытка оказать влияние на ход избирательного процесса.

Однако существует и противоположная точка зрения, сторонники которой исключают вопрос о политическом преследовании, и напротив, призывают общество больше сосредоточиться на деталях уголовного дела, возбужденного по факту ввоза через армяно-грузинскую границу ПЗРК «Игла».

«Бабаяна нет даже в пропорциональном списке блока «ОРО» и мне непонятно, когда делаются заявления о политической подоплеке ареста. Если же Самвел Бабаян действовал как теневая закулисная персона, то позор этому блоку, ибо мы живем в такое время, когда политические деятели должны работать публично», – заявил лидер Объединения «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян.

Председатель партии «Национальное государство» Гарник Исагулян воздержался от разговоров о политических мотивах ареста Бабаяна. Исагулян также напомнил о том, что в отношении Бабаяна все еще действует презумпция невиновности. По его словам, недоверие общества к СНБ является необоснованным, поскольку эта структура за годы независимости сделала в своей работе все возможное для того, чтобы избежать обвинений в необъективновсти: «Я призываю партии и блоки не политизировать этот вопрос, этим мы точно не поможем Самвелу Бабаяну. СНБ выполняет свои функции и задачи».

По словам бывшего министра обороны Вагаршака Арутюняна, с помощью ПЗРК «Игла» сбивают самолеты и вертолеты на высоте 3,5 км при дальности в 6 км. Относительно возможности использования комплекса во внутриполитических целях, экс-министр заметил, что на этот вопрос должно ответить следствие. Вместе с тем, Арутюнян не исключил такой возможности: «Я ничего не исключаю. Потому что наш опыт показывает, что у нас в Армении были теракты, с помощью которых были решены вопросы, связанные с властью. На данный момент можно лишь утверждать, что с помощью «Иглы» можно сбить самолет и решить вопросы, в том числе и политические».

Экс-министр отверг предположение о том, что провоз ПЗРК из Грузии в Армению является показателем отсутствия контроля на границе: « Контроль есть, но он не может быть осуществлен на все 99 %. Даже в советское время, в начале карабахского движения привозилось вооружений больше и по размерам, и по количеству».

Слова Вагаршака Арутюняна о том, что в Армении есть опыт, когда вопросы власти решались с помощью терактов, невольно наводят на мысль о теракте в парламента Армении от 27 октября 199 года и кровавых событиях 1 марта 2008 года. Данная точка зрения становится более ощутимой, если вспомнить, что Бабаян являлся гласным куратором блока «ОРО», а негласным куратором, более того, создателем и идейным вдохновителем блока является Роберт Кочарян.

 Отношение к фигуре второго президента и в обществе, и во власти (не говоря уже об оппозиции) в значительной степени негативное. Разногласий по вопросу о том, что Кочарян, либо его люди не должны быть на политическом поле, не существует. Кочаряна в Армении изначально рассматривают в негативном контексте.

Многие наблюдатели указывают на весьма ощутимую связь между блоком «ОРО» и вооруженной группировкой «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»). В этом плане примечательно заявление отбывающих срок наказания руководителей группировки Жирайра Сефиляна и Варужана Аветисяна, в котором выражается поддержка блоку «ОРО» после столкновения между сторонниками блока и представителями правящей РПА в селе Джрарат Армавирской области. Сефилян и Аветисян приветствовали то, что «наконец есть политическая сила, сторонники которой попытались посредством силы отстоять свое достоинство». В свою очередь, Вардан Осканян приветствовал заявление группы «Сасна црер». Напомним, что Осканян неоднократно появлялся на месте июльских событий [1], проявляя к ним живой интерес. Партия «Наследие», возглавляемая Раффи Ованнисяном, была единственной парламентской партией, которая открыто поддержала действия вооруженной группировки «Сасна црер».

Сегодня многие эксперты полагают, что от блока «ОРО» может исходить потенциальная угроза дестабилизации ситуации в поствыборный период. Говорится даже о развитиях «Сасна црер-2». Ведь блок «ОРО» – это единственная сила, которая еще в самом начале предвыборной кампании говорила о возможных осложнениях и более того о кровопролитии в поствыборный период.

«Мы должны понять одну простую и важную вещь: если мы не сможем изменить эту сегодняшнюю порочную систему мирным путем, посредством выборов, то завтра мы встанем перед опасностью переворотов или кровавых революционных потрясений», – заявил «оппозиционер» Сейран Оганян.

А Самвел Бабаян, комментируя события в селе Джрарат, заметил: «Не советую стоять против альянса. Стреляя они (власти) ничего не добьются, завтра может выстрелить другая сторона и их вообще не найдут живыми и здоровыми. Если так будет продолжаться, то дело дойдет до кровопролития».

Хотя уже изначально было понятно, что блок «ОРО» имеет очень мало шансов пройти в Национальное Собрание, однако, не следует исключать того, что неадекватные заявления и подходы представителей этого альянса могут стать причиной новых нежелательных сенсаций и поствыборной агрессии.

 

Примечание

 

[1] В июле 2016 года указанная группировка захватила территорию полка патрульно-постовой службы в одном из районов Еревана.

 

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image