Виталий Баласанян: Апрельские события стали следствием не усиления Азербайджана, а ослабления нашей бдительности

7 апреля, 2017 - 10:20

Интервью секретаря Совета безопасности Республики Арцах Виталия Баласаняна агентству Новости Армении – NEWS.am.

Какие уроки и какие выводы сделаны из апрельских событий, годовщина которых исполняется 2 апреля?

Что касается апрельских событий, то те, кто должен был извлечь уроки, сделали это ранее - в 1988, 1991, 1994 годах (имеется в виду азербайджанская сторона – ред). Могу сказать, что не согласен с формулировкой «четырехдневная война». В первую очередь призыв касается государственных деятелей - не использовать это понятие.

Начну с небольшого исторического экскурса. Мы можем разделить военные действия на несколько этапов. 1988 – 91 гг это начало карабахского движения. 22 февраля, когда карабахцы еще были гражданами Советского Азербайджана, многочисленная вооруженная толпа предприняла попытку нападения, и была остановлена около тогдашнего Аскерана группа людей, в числе которых был и я. В 1989 г, когда у Карабаха был особый статус, а нашим представителем был Аркадий Вольский, мы подчинялись напрямую Москве, власти Азербайджана продолжили попытки подавить силовыми методами движение. В 1991 когда Азербайджан провозгласил независимость, он принял за основу декларацию демократического Азербайджана 1920 года. Однако, это образование, не признанное никем, в том числе международными организациями, не уточняет, на каких территориях оно образовано. Как следствие, когда в 1991 г Азербайджан провозгласил независимость, также не уточнил, на каких территориях он образован. Когда сегодня на разных инстанциях говорят о территориальной целостности Азербайджана, это по меньшей мере вызывает удивление, потому что  страна провозгласила независимость, но не уточнила, на какой территории. С тем же «основанием» Азербайджан может требовать территории других стран. На мой взгляд, это преследует дальние цели. Когда они при содействии Турции сформировали второе мусульманское государство, поменявшее несколько названий от мусаватистского до демократического, и в итоге не признанного Лигой наций, или другой организацией или государством, целью было захватить не принадлежащие ему территории, в том числе Зангезур и Нахичеван. В том же духе действуют сегодняшние турецкие лидеры. Последние заявления Эрдогана, его угрозы Европе, должны заставить мир задуматься о том, что имеет дело с государством, где царит атмосфера абсурда. В 1991 г Азербайджан развязал широкомасштабную войну на всей территории Карабаха, а также стал обстреливать границы Армении - правда, таких агрессивных шагов, как в отношении Карабаха, в отношении Армении он не посмел предпринять, так как Армения уже была независимым государством, и подобные действия были чреваты для Азербайджана проблемами. 12 мая 1994 г по непосредственному предложению властей Азербайджана и при посредничестве других стран, когда Азербайджан оказался перед лицом краха, и стоял вопрос быть или не быть Азербайджану, мы пошли на подписание соглашения о перемирии, каковой шаг я считаю неправильным. Это не имеющее силы соглашение, которое соблюдается постольку поскольку.

Изменился характер боя, а война не прекратилась. От атак и обороны мы перешли к позиционной войне, что очень опасно. С этого времени по 1 апреля 2016 года стороны понесли многочисленные потери убитыми, ранеными, нанесен материальный ущерб. Кто призван к ответственности? И судей нет, нет механизма выяснения виновных. Что выиграла азербайджанская сторона?

Ничего. Выиграла постольку, поскольку получила возможность напомнить миру о существовании конфликта, и правящий в Азербайджане диктаторский режим создал предпосылки недопущения внутренних раздоров. Для Армении и Карабаха,  моноэтнических государств, нет национального вопроса, а проживающие на наших территориях представители национальных меньшинств наши полноправные сограждане. В Азербайджане же остро стоит межнациональный вопрос. Более 70 наций, на которых систематически оказывается давление, они лишаются своей национальной идентичности, в обязательном порядке их «причисляют» к азербайджанской нации. Таким образом, обостряя ситуацию, клан Алиевых «решает» свои проблемы. Апрельские события произошли на пике обострения межнационального вопроса в Азербайджане. Одновременно власти этой страны продемонстрировали миру готовность решить конфликт военным путем, и в надежде, что армянская сторона попросит мира. Однако пусть в Баку не обольщаются. Действительно, у противника большее число вооружений, но несмотря ни на что, Азербайджану не удастся решить вопрос военным путем. Апрельские события стали следствием не усиления Азербайджана, а ослабления нашей бдительности. Мы наивно верим подписанным документам, заявлениям президентов других стран и сопредседателей. Именно это произошло в апреле прошлого года. Но, как бы тяжело ни было это говорить, жертвы апрельских событий стали мессиджем всему армянству. Буквально через несколько часов после начала агрессии весь армянский народ стал на ноги. Думаю, что это напугало и заставило заинтересованные стороны предпринять шаги к установлению мира. Да, у нас были человеческие и территориальные потери. Но по большому счету, со стратегической точки зрения, Азербайджану не удалось добиться большого успеха. На ряде направлений подразделения Армии обороны занимают господствующие высоты и могут диктовать свою волю. Муссируемое азербайджанскими властями и СМИ «освобожденное» село Чождуг Марджанлы никогда и не было под контролем Армии обороны, оно на расстоянии 600 метров от наших позиций. И несмотря на все их громкие заявления, если мы не позволим, они не смогут передвинуть ни одного камня. Село под нашим контролем. Мы не сторонники военных действий, и делаем все для  мирного решения конфликта, чего в Азербайджане не понимает. Однако я вижу здесь руку Турции и некоторых стран, которым я бы посоветовал не вмешиваться в чужие дела. Армяне живут не только в Армении и Карабахе, так что обижать армян не стоит, это может быть опасно. И как бы ни развивались события, вопрос может быть решен только путем переговоров. Тем более, что конфликт представляет собой огромную опасность для региона. Мы видим, что происходит на Ближнем Востоке, всего в 400 км от нас, что происходит в 500-600 км от нас, в Афганистане, Пакистане. Северный Кавказ также является потенциально взрывоопасным регионом.

Насколько известно, после апрельских событий проведена большая работа по перевооружению и инженерные работы?

До апрельских событий, надо это признать, армии уделялось меньше внимания, чем это было необходимо. Все почему-то верили докладам, что все прекрасно, мы сильнейшая армия в регионе, хотя мне подобные формулировки всегда претили. Сильнейшая в регионе в сравнении с кем? С Ираном, Турцией, Россией, Грузией? Этот миф лопнул. Никогда сильный человек не будет кричать о своей силе. Только слабый человек будет говорить громко. Посмотрите, на митингах пытаются вместо доказательств использовать голосовые связки, людям кается, что сейчас все испугаются и кинутся голосовать за них. Но это не так. Говорить надо тихо, но так, чтобы тебя слушали и прислушивались.

Тем не менее, любой, кто посягнет на наши границы или армию, получит адекватный ответ. Что касается работы, скажу, что после апреля реализован колоссальный объем мероприятий. Не то чтобы до этого работы не проводились, но их было недостаточно. Инженерные работы в первом эшелоне почти завершены, проводятся работы на втором эшелоне. То ж самое могу сказать о средствах связи, внедрены цифровые технологии, системы ночного видения, тепловизоры, системы видео и аудионаблюдения, поражения БПЛА. На 200 км линии, охраняемой Армией обороны, нет точки, которая бы не охранялась днем и ночью. Вооружение по всем направлениям модернизируется. За год проведена большая работа, и сегодня я не могу указать какое-либо уязвимое место. И эта работа продолжается.  В целом я доволен. Хочу особо подчеркнуть, что в этой работе участвовала вся армянская нация, а также наши друзья других национальностей, которых я, пользуясь случаем, хочу поблагодарить.

В то же время, если события повторятся, я уверен, это создаст серьезные проблемы для Азербайджана и Турции. Однако надо приложить все усилия, чтобы не допустить обострения.

В последнее время муссируется тема некачественного топлива. Как Вы это прокомментируете?

Насчет топлива, не могу что-либо утверждать о его качестве. Я не представляю лабораторию. Но разговоры о том, что у солдат не было патронов, смешны, это сказки. Насчет связи, вопрос в том, что она была, не была неправильно организована. То есть, проблемы были от нашей неорганизованности, чем и воспользовался противник. Все, кто  был на оборонных пунктах, дрались на высочайшем уровне. Мне лично не известен ни один случай, чтобы солдат или офицер покинул пункт, а я посетил все места, на которых развернулся театр апрельских боев, и каждый случай досконально изучил. СМИ же следует проявлять большую сдержанность. Нельзя любое непроверенное сведение публиковать. Одновременно хочу подчеркнуть недопустимость внутриполитического напряжения как в Армении, так и Арцахе. Как я уже отметил в одном из интервью, если завтра в Армении возникнет напряженность, я обещаю, что окажусь на месте событий. Нет Армении без Арцаха, и нет Арцаха без Армении, и мы не имеем права спекулировать на этой теме в надежде заработать дивиденды.   

На Ваш взгляд, нет проблем с оперативностью предоставления информации?

Проблема в информационной сфере есть, причем как в Арцахе, так и в Армении.

Думаю, проблема носит двоякий характер, она касается организационных и профессиональных вопросов. Думаю, необходимо укреплять институт политтехнологов и создавать серьезный орган, возможно, в виде межведомственной комиссии при совете нацбезопасности. Надо сконцентрировать силы  на информационном поле. Как в свое время отряды ополченцев сформировались в армию. А сейчас нередки случаи, когда из разных государственных органов поступает противоречивая информация. Вышеуказанный орган будет координировать работу из одного источника.

Как Вы считаете, Арцаху следует добиваться наказания виновных в нарушении прав человека и МГП азербайджанских военных?

А к кому обращаться? Например, ООН принимает резолюцию по тому или иному вопросу, а кто их выполняет? Посмотрите, что сталось с Сирией, Ливией, Египтом. Ну, приняла группа людей решение. А сколько тысяч детей убиты в Сирии. Кто об этом думает? Считаю, что обращаться мы должны к тем, кто болеет за нас. Но просто так обращаться не имеет смысла. Сегодня геополитика настолько уклонилась от русла, происходят такие непредсказуемые события. Армянство должно еще более сплотиться и защитить  свою страну. Убежден, что если в ближайшие пару лет удастся избежать обострения ситуации, мы сможем наблюдать неординарные события в Азербайджане и Турции.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image