Республика Арцах: Знакомство с прекрасным краем и интересными людьми

2 мая, 2017 - 13:58

С Арамаисом Маркаряном я познакомился в первый день его приезда в Аскеран вместе с группой молодёжи из Армении. Заранее для них уже был приготовлен ужин – хозяйка кафе «Майрик» Алла Арзуманян накрыла прекрасный стол, чтобы накормить гостей с дороги. Знакомство, тосты…

«Я представляю проект Hikers Network. Это очень интересный проект, предполагающий походы в разные концы нашей республики и не только. Во время таких походов встречаются интересные люди разных профессий, которые знакомятся, налаживают сотрудничество, обмениваются опытом.  Мы решили во время наших походов посетить сёла, пожить там, ближе познакомиться с местными жителями, с их бытом, как бы налаживая связь между городом и селом. Каждый раз мы планируем походы в разные направления. В нынешнем походе участвуют 15 человек разных профессий. По предложению наших друзей из Арцаха на этот раз мы решили посетить Аскеран, ибо такое ощущение, что Аскеран, как бы не входит в общий трафик туризма в Карабахе. И наши друзья-аскеранцы сказали нам, что у них есть что показать: гостеприимство, малознакомые места, достопримечательности, исторические памятники и пр.

Нас пригласили сюда наши близкие – супруги Арам и Елена Саркисяны, и мы этим воспользовались. Сам Арам прекрасно знает историю края и в данном походе выступает в роли не только организатора, но и гида. Не захотев жить в Пятигорске, где у него дом, работа, как, впрочем, и в Ереване, он, женившись на девушке из Арцаха, решил переехать в Нагорный Карабах на постоянное место жительства. «Не могу без Карабаха, это моя родина, я люблю этот край…» –  сказал мне Арам в разговоре. И я с ним, к слову, полностью согласен… Большая часть  участников нашего проекта никогда не была в Карабахе. Этот фактор сыграл немаловажную роль в том, что мы решили приехать в Нагорный Карабах», –  рассказал мне в беседе Арамаис Маркарян.

Далее я узнал, что стоимость этой поездки на человека – 30000 драм. Признаемся, не очень-то и дорого, тем более, как мне объяснил Арамаис, в эту сумму входят дорога, трёхразовое питание, ночлег и пр.

До начала похода организаторы дали объявление на Фейсбуке, и в том числе благодаря этому набралась группа, ещё 13 карабахцев также изъявили желание участвовать в походе, заплатив по 3500 драм.

На второй день, рано утром, мы все поехали в село Хачен Аскеранского района, откуда пешком поднялись в горы, предварительно загрузив на два ослика провизию, воду, посуду.

Мы знали, что дорога трудная, и что мы будем подниматься около 2,5 часа, но в реале никто не предполагал, что нас ожидало. А ожидали нас крутые подъёмы по горным тропам, перевалы, лесная дорога, идущая резко вверх, и многое другое. Раза 3-4 делали привал… Через 2 часа и 45 минут мы добрались до раннесредневекового монастыря Пткес Берк Сурб Геворг (Св. Георгия) 13 века. Монастырь находится в несколько сот метрах от аскеранского села Улубаб, где уже не живут люди

Не теряя времени, молодёжь сразу взялась за дело: сразу же накрыли на траве перед монастырём «поляну», чтобы перекусить… После кто-то начал готовить основательный обед – хашламу, кто-то разжёг костёр, чтобы на шампурах пожарить картошку, а остальные занялись уборкой территории вокруг монастыря.

Обед. Пошёл дождь. Сразу же перенесли всё в трапезную монастыря, переждали, снова вынесли и продолжили обедать

Арам рассказал историю села и монастыря, всем было интересно… Не захотев жить в Пятигорске, где у него дом, работа, как, впрочем, и в Ереване, он, женившись на девушке из Арцаха, решил переехать в Нагорный Карабах на постоянное место жительства. «Не могу без Карабаха, это моя родина, я люблю этот край…» –  сказал мне Арам в разговоре. И я с ним, к слову, полностью согласен…

Спустились уже поздно вечером…

А сегодня, в последний день похода, после того, как Алла Арзуманян показала гостям наглядно, как пекут женгелов ац (естественно, все поели эту божественную пищу), пошли в цех винодела Арена Асряна, где своими глазами увидели, как хранится вино. Кстати, желающие смогли продегустировать его

А потом мы попрощались, пообещав друг другу встретиться снова…

Первый день. Елена готовит  для гостей танов (кисломолочный супчик).

Первый день. Ужин в кафе "Майрик".

Первый день. Ночное чаепитие.

Второй день. Остановка  в с. Хачен Аскеранского района.

Второй день. Непростой подъем в гору.

Второй день.  Поход по красивому лесу.

Второй день. Привал и лёгкий обед.

Второй день. Зажжение свеч...

Второй день.  Девушки  очищают могильные плиты под стеной монастыря.

Второй день. Арам вырубает с помощью цаката (нож с  загнутым лезвием на конце) кусты ежевики, густо растущие под стенами монастыря.

Второй день.  Арамаис с товарищами собирает мусор вокруг церкви, отделяя экологический от неэкологического.

Второй день. Упаковка мусора по мешкам.

Третий день. Алла Арзуманян готовит женгялов ац (традиционную лепёшку с зеленью).

Третий день. Готовая лепёшка.

Третий день. В винном погребе Арена Асряна. Аскеран.