В Ялте открыли памятник армянскому композитору Александру Спендиарову

10 мая, 2017 - 19:00

Инициатором установления памятника выступила армянская диаспора Москвы и Республике Крым, при поддержке главы администрации города Ялты Андрея Ростенко. 

 В торжественной церемонии 05 мая 2017 года приняли участие депутаты Государственной Думы ФС Российской Федерации Борис Александрович Чернышов (ЛДПР) и Михаил Сергеевич Шеремет (Единая Россия), мэр города Андрей Олегович Ростенко и многие почетные гости. Памятник ранее стоял напротив дома, а теперь установлен непосредственно перед входом в дом А.Спендиарова, в центре города Ялты по ул. Екатерининской, 3.

 На церемонии открытия с приветственным словом также выступил президент общественного объединения "Джавахкская диаспора России" Агаси Арабян.  Далее предлагаем вашему вниманию текст его выступления:

 

Приветственное слово президента НКО "Джавахкскаая диаспора России" 

Агаси Арабяна на открытии памятника Александра Спендиарова в г. Ялте

Уважаемые друзья!

Дорогие крымчане и гости!

         В этот знаменательный день мы открываем памятник всемирно известному  музыканту, композитору и дирижеру, великому сыну армянского народа  Спендиарову Александру Афанасьевичу, большую часть своей жизни прожившему в Симферополе, Ялте и Судаке. Делая акцент на его армянском происхождении, мы отдаем себе отчет, что его гений по праву одинаково принадлежит такжеи русской, и украинской культуре, которыми он пропитался, живя бок о бок с представителями двух народов.

         Достойный ученик Кленовского и Римского-Корсакова, Спендиаров продолжилмузыкальные традиции, заложенные великими предшественниками; он вырастил не одно поколение талантливых музыкантов, среди которых и Арам Ильич Хачатурян.

         Добропорядочный, интеллигентный Спендиаров с честью перенес испытания, выпавшие в тот период на долю крымчан. Гражданская война, голод и холод не смогли разрушить в нем личность высокодуховного человека.Он держался сам ивсеми силами поддерживал окружающих, о чем впоследствии с благодарностью вспоминали крымчане.

         Воспитанный на принципах гуманизма и любви, Александр Афанасьевич получал вдохновение и вкладывал в основу своих  произведений мотивы окружающих его народов. С большим удовольствием мы слушаем его величайшие произведения русской тематики -квартет на слова А.С. Пушкина “Птичка Божия”, “Концертный вальс”и квартет “Ветка Палестины”на стихи М. Лермонтова, элегию “Несжатая полоса” на стихи Н. Некрасова, “Эдельвейс” и “Рыбак и фея” по мотивам М. Горького и многие другие.

         Не менее прекрасен и украинский альбом Спендиарова, жемчужиной которого стали мелодичная“Украинская сюита” и “Заповіт” (“Завещание”), написаннаякомпозитором по мотивам величайшего классика украинской литературы Тараса Григорьевича Шевченко.

         Спендиаров внес существенный вклад в развитие крымско-татарского творчества, записав, обработав и сохранив множество народных песен этого талантливого народа. Народные крымско-татарские мотивы использованы Спендиаровым в одном из лучших его произведений для оркестра -“Крымские эскизы”.

         Ну, и, конечно, невозможно обойти в его творчестве армянскую тематику. К армянской культуре и искусству Спендиаров был приобщен в семье. Но не менее важную роль в его национальном становлении сыграли последующие контакты с соотечественниками, в том числе, и представителями  московской армянской интеллигенцией в период его обучения на юридическом факультете в Московском госуниверситете. Марина Спендиарова в своей книге об Александре Афанасьевиче писала: «Во время встреч в кругу московских армян Спендиаров рассуждал об Армении как ровеснице Ассирии и Вавилона, о древней культуре и о трагической судьбе армян. Трудиться на пользу народа, веками страдавшего под гнетом иноземцев, пробуждать в нем Духовные силы, помогать его возрождению становилось главным делом жизни Александра Спендиарова и его брата, также обучавшегося в Москве. Саша обрабатывал армянские песни, услышанные им у соотечественников, разучивал их с московской, а потом и симферопольской армянской молодежью. Изучал армянский язык, читал  армянские газеты… Окрепшие духом, братья писали отцу: “Теперь мы такие армяне, что только держись!”.

         Как и все армянские патриоты, Александр Афанасьевич не остался безучастным к трагедии своего народа, подвергшегося Геноциду на своей исконной земле -Западной Армении. Подталкиваемый обуревавшими его чувствами, он стал искать встреч с армянской творческой интеллигенцией. В этот период по мотивам романа Xачатура Абовяна "Раны Армении" Спендиаров сочинил героическую песнь “Туда, туда, на поле чести”. Мотив Геноцида армян он воплотил в арии для баритона с оркестром "К Армении". 

         В 1916 году в Тифлисе близкий товарищ Спендиарова - армянский живописец-пейзажист, график и театральный художник Мартирос Сарьян,  познакомил его с писателем Ованесом Туманяном. Именно там между двумя великими классиками армянской литературы и музыки была достигнута договоренность о том, что Спендиаров напишет оперу по мотивам поэмы О. Туманяна “Взятие Тмакаберда”. Сегодня это величайшее произведение Спендиарова известно во всем мире как классическое - под названием “Алмаст”.

         За столь короткое время не представляется возможнымперечислить все выдающиеся произведения Спендиарова, относящиеся к армянской тематике. Однако еще об одном из них не возможно не вспомнить -знаменитые“Ереванские этюды”, почитаемые и исполняемые ведущими оркестрами мира.

         Любовь к Родине предков подвигла величайшего композитора переехать в 1924 году в Ереван, где он до конца своих дней возглавлял музыкальную жизнь Армении.Труд Спендиарова по достоинству был оценен на Родине - в 1926 г. ему было присвоено почетное звание народный артист Армении. Имя А.А. Спендиарова присвоено Армянскому академическому  театру оперы и балета, а на территории театра ему возведен памятник.  Первая музыкальная школа в Ереване, одна из центральных улиц столицы ноцит имя Александра Спндиаряна. 1967г. в Ереване был открыт Дом-музей композитора, который ведет широкую культурную и научную деятельность, осуществляет сохранение и популяризацию творческого наследия великого армянского композитора.

         Благодарная память крымчан также не забыла великого композитора. Улицы имени Спендиарова есть в Ялте и Судаке. Имя талантливого музыкального деятеля присвоено ялтинской музыкальной школе. В 1971 году в Ялте на постаменте было установлено бронзовое изображение  Спендиарова, однако, ввиду определенных обстоятельств, этот памятник был утрачен.

         Восполняя эту утрату, армянская община Москвы, не желая оставаться  безучастной к памяти своего великого соотечественника, выступила с инициативой возведения нового памятника Александру Афанасьевичу Спендиарову. В этой связи, позвольте поблагодарить руководство полуострова и Ялты за проявленное взаимопонимание и оказанную поддержку.

         В завершении хотелось бы зачитать слова великого советского армянского художника Мартироса Сарьяна, сказанные им о своем друге“… Смерть рано унесла его от нас, не дав осуществиться всем замыслам. Вся Армения с ее величавыми памятниками старины и чертами нового должна была отразиться в задуманных им произведениях. Александр Афанасьевич Спендиаров оставил о себе поистине светлую память. Пусть она останется поколениям”.  

Ваша оценка материала: 
Average: 5 (2 votes)

Комментарии

Этого вашего арабяна мы в Украину больше не пустим,так и передайте ему.Он будет внесён в наш черный список.Кто не знает,сообщаем,без разрешения властей Украины въезд на территорию Крыма считается нарушением государственной границы Украины.

Украина декларирует себя как европейская страна, а на самом деле применяет методы отсталых, неразвитых стран. Крымчане провели референдум и практически 100% населения Крыма изъявило желание вернуться и жить в составе России. Причем тут армяне? Эти московские армяне как и в основном все армяне мира, они строят, воссоздают и преукрашают места своего проживания. В данном случае они установили памятник который был варварски разрушен и заброшен. Разве за это можно их вносить в так называемый "черный список" Украины? Считаю армяне Крыма и вообще армянская Диаспора должна заступиться за этих людей которые посетили Ялту, организовали и восстановили памятник известному композитору мирового значения.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.