Переселенцы назвали катастрофой решение Медведева отдать дагестанские села Азербайджану

10 мая, 2017 - 23:29

Проблемы переселенцев из Храх-Убы не решаются властями Дагестана и федеральным центром с 2010 года, заявили местные жители, назвавшие катастрофой передачу двух дагестанских сел Азербайджану. Переселенцы добиваются выделения им другого места для компактного проживания и выплаты всех положенных компенсаций.

Как сообщал “Кавказский узел”, селение Храх-Уба и расположенное рядом с ним село Урьян-Уба находятся в Хачмазском районе Азербайджана. Ранее они входили в сельсовет Новоаульский Магарамкентского района Дагестана, а с 1991 года после распада СССР стали анклавами на территории Азербайджана. В сентябре 2010 года были подписаны соглашения об установлении границ между РФ и Азербайджаном, по которым земли сел вошли в состав Азербайджана, соглашение подписали Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев.

Посольство России в Азербайджане считает проблему сел Храх-Уба и Урьян-Уба решенной. В 2012 году для жителей сел Храх-Уба и Урьян-Уба были выделены земли на территории Дагестана. В марте 2014 года переселенцы, недовольных ходом распределения участков в селении Новоаул Магарамкентского района Дагестана, вышли на митинг в Махачкале.

“Бывшие жители села были вынуждены оставить свое имущество”

Пресс-конференция, посвященная проблемам бывших жителей села Храх-Уба, отданного Азербайджану властями России, состоялась сегодня в редакции информагентства “Дербент”, сообщает корреспондент “Кавказского узла”.

По словам заместителя главного редактора РИА “Дербент” Амиля Саркарова, поводом для проведения пресс-конференции “стало обращение в редакцию агентства жителя села Храх-Уба Нагмета Нагметова”.

“У Нагмета Нагметова критическая ситуация - он не может продать свой дом в селе Храх-Уба, не может получить хоть какую-то компенсацию за свое имущество. Свое жилье Нагметов, как и многие другие бывшие жители села, был вынужден оставить на территории Азербайджана”, - рассказал корреспонденту “Кавказского узла” заместитель главного редактора РИА “Дербент” Амиль Саркаров.

“Другие сельчане смогли продать свои дома и хоть какие-то деньги выручили за свое имущество. А Нагметову азербайджанские власти, под надуманными предлогами, мешают продать дом. Он обратился к нам за помощью, чтобы мы рассказали о его проблеме”, - сказал Амиль Саркаров.

В ходе пресс-конференции выступили главный редактор РИА "Дербент" Милрад Фатуллаев, его заместитель Амиль Саркаров и бывшие жители села Храх-Уба. Из журналистов на мероприятии присутствовали сотрудники РИА “Дербент” и корреспондент “Кавказского узла”, других представителей прессы на пресс-конференции не было.

“Соглашение Медведева и Алиева нельзя было ратифицировать”

После подписания в 2010 году межправительственного договора между Дмитрием Медведевым и Ильхамом Алиевым жители сел Храх-Уба и Урьян-Уба “оказались в сложной ситуации”, заметил в ходе пресс-конференции главный редактор РИА "Дербент" Милрад Фатуллаев.

“Соглашение Медведева и Алиева нельзя было ратифицировать. Села Храх-Уба и Урьян-Уба входили в состав Магарамкентского района Дагестана. И никакого документа или нормативного акта, который бы свидетельствовал о том, что эти населенные пункты являются территорией Азербайджана, не существует”, - заметил Фатуллаев.

“Мы занимались поиском документов, которые бы обосновывали передачу селений Храх-Уба и Урьян-Уба Азербайджану, были отправлены всевозможные запросы в соответствующие инстанции, но документы мы так и не нашли”, - добавил главный редактор РИА "Дербент".

Ранее "Кавказский узел" представлял обзорный видеосюжет о проблемах жителей Храх-Убы и Урьян-Убы.Сами жители Храх-Убы и Урьян-Убы неоднократно проводили митинги, на которых пытались привлечь внимание к своей проблеме.

Еще в 2012 году заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев прогнозировал, что “жители сел фактически потеряют все”. “У них там были дома, участки земли. Теперь они все это утрачивают, так как, даже если они все это будут продавать, никто не даст им за это настоящую цену. Скоро эти люди станут в Азербайджане персонами нон-грата, и им вообще ничего не удастся продать из своего имущества", - заявил “Кавказскому узлу” в ноябре 2012 года  Энвер Кисриев.

“Россия потеряла территорию, а переселенцы не получили компенсации”

Милрад Фатуллаев также напомнил, что после передачи сел Азербайджану жители населенных пунктов были поставлены перед выбором - или принять гражданство Азербайджана, или уехать. Большинство жителей села Храх-Уба отказались принять гражданство Азербайджана и решили покинуть свои дома, тогда как жители села Урьян-Уба в основном согласились с условиями азербайджанской стороны, отметил Милрад Фатуллаев.

“В феврале этого года на заседании правительства Дагестана было принято решение выплатить компенсации жителям села Храх-Уба, которые были вынуждены покинуть свои дома. Для выплаты компенсаций, по решению правительства, должно быть выделено 220 млн рублей. Однако, скорее всего, в этом году компенсации выплачены не будут, так как республиканский бюджет на этот год уже сформирован”, - рассказал Милрад Фатуллаев.

При этом принятая министерством экономического развития России программа по переселению жителей сел Храх-Уба и Урьян-Уба фактически не работает, подчеркнул главный редактор РИА "Дербент".

Согласно этой программе, бывшие жители сел должны были получить компенсации, а на территории Магарамкентского района для них планировалось построить дома, сказал Милрад Фатуллаев.

“Позже власти решили не строить дома для переселенцев. Всего на переселение, в рамках программы, планировалось выделить один миллиард рублей. А теперь получается, что власти решили ограничиться выплатой 220 миллионов рублей компенсаций. В итоге Россия потеряла территорию, а люди не получили положенных компенсаций. И вряд ли эта проблема будет решена и в 2018 году”, - заявил Милрад Фатуллаев, также отметивший, что “переселенцы до сих пор не знают, на компенсацию в каком размере они могут рассчитывать”.

Переселение жителей села Храх-Уба проходило на фоне ряда скандалов. Один из них был связан с публикацией обращения жителей Храх-Уба к президенту России, где высказывалась критика отношения Кремля к соотечественникам, проживавшим на территории Азербайджана. В анонимном заявлении говорилось, что "одним росчерком пера" 3 сентября 2010 года была узаконена "разделенность лезгинского народа", которая стала трагедией для сотен граждан России.

“Власти Азербайджана отказываются выкупить мой дом в селе”

Бывший житель села Храх-Уба Нагмет Нагметов в ходе пресс-конференции рассказал о том, что в 2011 году он был депортирован из Азербайджана. В селе у семьи Нагметова остался дом.

“Власти Азербайджана сослались на то, что я якобы несколько раз нарушал миграционный режим и поэтому меня депортировали. Я 11 лет проработал учителем в сельской школе, я не могу понять, какое преступление я совершил, чтобы со мной так обошлись”, - заявил Нагмет Нагметов.

По его словам, власти Азербайджана предложили ему “оформить доверенность на свою сестру для того, чтобы она могла продать дом в селе”.  “Я оформил документы на сестру, но мы так и не смогли этим ничего добиться. Власти Азербайджана не согласились выкупить мой дом. Нам предложили продать его самостоятельно. Но кому я могу продать этот дом, кому он нужен в фактически пустом селе?”, - заметил Нагмет Нагметов.

Нагметов настаивает, что его дом должны выкупить власти Азербайджана. “Власти этой страны выкупили дома у остальных сельчан, решивших не отказываться от российского гражданства. А у меня дом выкупить отказываются. Я направлял жалобы  российским и азербайджанским властям, но отовсюду получал отписки. Мой вопрос вот уже восьмой год никак не решается. У меня в семье четверо детей, мне надо их содержать. Я живу на съемной квартире, нет постоянной работы. Меня никто не хочет слушать”, - посетовал Нагмет Нагметов.

Игнорирование своей проблемы властями Азербайджана Нагмет Нагметов связал с тем, что он “активно помогал сельчанам решать вопросы с переездом, консультировал их и составлял письма”. “Но никаких действий, направленных против Азербайджана, я не совершал. Мы мирно уехали из своих сел”, - рассказал Нагмет Нагметов.

“В этой “яме” на каждую семью выделили по 15 соток”

В свою очередь лидер общественной организации “Храх-Уба” Бахтияр Мамедов в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” рассказал о том, что “сейчас бывшие жители села живут разрозненно и нет места, где бы они компактно проживали”.

При этом он подчеркнул, что на земельных участках, которые были выделены переселенцам близ села Новоаул Магарамкентского района, сейчас никто не проживает.

“В Магарамкентском районе нам обещали выделить 86 гектаров земли. Но по факту нам выделили только около 25 гектаров земли. Причем эти участки находятся во впадине, там невозможно строить дома, это место не предусмотрено для строительства села, есть вероятность подтопления. И в этой “яме” нам на каждую семью выделили по 15 соток земли", - сказал Бахтияр Мамедов.

По его словам, “в тяжелой ситуации оказались 138 семей переселенцев из села Храх-Уба”. Всего было переселено 390 человек, рассказал Бахтияр Мамедов.

“Всем им нужна помощь, потому что полученных компенсаций им не хватило на приобретение жилья. Сейчас мы годами друг друга не видим. Однако большинство бывших жителей села хотят жить компактно, как и раньше. Мы хотим жить у себя дома, в своем селе. Надо было нас оставить в покое, там где мы жили. Мы десятилетиями строили дома, обрабатывали землю, выращивали сады. А сейчас мы не требуем ничего противозаконного, мы просим лишь создать нам условия для нормальной жизни”, - подчеркнул Бахтияр Мамедов.

В 2013 году парламент Азербайджана вынес решение о переименовании селения Храх-Уба в село Паладлы. Село “предложили переименовать сами жители, так как они не знают значения слова "Храх-Уба"”, заявил председатель парламентского комитета по региональным вопросам Ариф Рагимзаде.

“Жители села продавали свои дома из-за давления властей Азербайджана”

Власти Азербайджана оказывали давление на жителей села Храх-Уба, с целью принудить их продать свои дома, рассказал бывший директор школы села Храх-Уба Эшреф Меджидов. “Я с 2006 по 2011 год работал директором школы в селе Храх-Уба. Я поддерживал своих сельчан, не желающих переезжать. Но за мою активную позицию и меня депортировали. Я выехал по служебным делам в Магарамкентский район, а обратно домой меня уже не пустили. Я был депортирован 28 апреля 2011 года и обратно смог вернуться только в ноябре 2011 года”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Эшреф Меджидов.

“Власти Азербайджана заявили, что я якобы нарушил миграционный режим, но это был только повод. Ко мне на переговоры приезжал руководитель миграционного отдела Хачмазского района. Мы встретились с ним на границе России и Азербайджана, он требовал, чтобы я продал свой дом в селе. В село я смог вернуться только после того, как согласился продать свой дом”, рассказал Эшреф Меджидов.

По его словам, сейчас он работает учителем в Сулейман-Стальском районе Дагестана. При этом его семья проживает в Магарамкентском районе республики. “Мне приходится ездить на работу в другой район, это очень неудобно, но выхода у меня нет. У меня хотя бы есть такая работа. В нашей школе работало 17 учителей. Большая часть из них сейчас не работает. Кто-то перебивается случайными заработками”, - отметил Меджидов.

На жителей села Храх-Уба “оказывалось очень сильное давление”, в свою очередь отметил пенсионер, бывший житель села Курбанали Шерифалиев. “Жители села ездили в Магарамкент по своим делам, а обратно заехать не могли - их не пропустили на таможне. В 2011 году сельская школа перестала работать, так как власти Азербайджана заявили, что они “выкупили школу и что поэтому она функционировать не будет””, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Курбанали Шерифалиев.

“У моего сына жена и трое детей. Он с двухмесячным ребенком поехал в Магарамкент, а обратно его не впустили. Он позвонил мне и попросил продать дом. Видимо, его телефон прослушивался, так как в ту же ночь ко мне пришли представители азербайджанской миграционной службы и потребовали, чтобы я продал дом”, - пожаловался Шерифалиев.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image