На тульско-азербайджанской границе стало неспокойно

3 июня, 2017 - 22:58

Eще совсем недавно они регулярно общались, обсуждали текущие вопросы, кое в чем были единомышленниками и даже, казалось, почти дружили. Сегодня об этом если и говорить, то – уже в прошедшем времени. Упитанная черная кошка пробежала на днях между уроженцем Тулы Олегом Кузнецовым, который с некоторого времени позиционирует себя “видным историком и политическим экспертом”, и Чрезвычайным и Полномочным послом Азербайджана в Российской Федерации Поладом Бюльбюль-оглы, ныне номинированным и усиленно протаскиваемым на должность генерального директора ЮНЕСКО (UNESCO – специализированная организация ООН по вопросам образования, науки и культуры). Дошло до того, что второй первого больше знать не желает и на дух не переносит, и в здание посольства в Москве, что в Леонтьевском переулке, запретил пропускать.

Казалось бы – что такого уж особенного в том, что бывший популярный музыкант, композитор, певец и киноактер, а ныне высокопоставленный дипломат, вносящий весомый вклад в зловонную антиармянскую истерию (но этого ему уже, видимо, мало: расист Полад рвется на более крутую международную орбиту), поссорился с неким выходцем из российской глубинки? Ну, ссорятся люди, потом мирятся, или не мирятся, дело житейское. А  вот поди ж ты - некоторые азербайджанские медиа-ресурсы уделили бюльбюль-кузнецовскому конфликту довольно серьезное внимание. Не такое, правда, как карабахско-азербайджанскому, но все-таки.

Например, руководитель Центра политических исследований “Атлас” Эльхан Шахиноглу на своей страничке в соцсети Facebook отреагировал следующим повествовательным образом: “Как заявляют, послу Азербайджана в России Поладу Бюльбюль-оглы не нравится российский историк и политический эксперт Олег Кузнецов, и он не пускает его в посольство”.

За что же так осерчал г-н посол на, казалось бы, безобидного российского эксперта? И не просто безобидного, а вроде и весьма полезного диппредставительству Азербайджана, а через эту структуру – по большому счету, и всему бакинскому режиму? Не за красивые же очки и галстуки в последнее время мало кому известный провинциальный историк из Тулы одним из самых продвинутых и цитируемых в Азербайджане российских политтехнологов? Для чего, кстати, сам Полад Бюльбюль-оглы и постарался довольно активно?

По имеющимся сведениям, Олег Кузнецов всегда был “своим парнем” в посольстве Азербайджана в Москве. Приезжая в Москву, он, как правило, в первую очередь наведывался именно в Леонтьевский переулок. Некоторые информированные российские политологи и медиа-деятели свидетельствуют: Кузнецов сильно любил фуршеты и другие тусовки, по тем или иным поводам устраиваемые в посольстве, и никогда при этом и не упускал возможности лично чокнуться с г-ном Бюльбюль-оглы, поднять стопку-другую за его здравие, и даже обняться с ним как с добрым другом. В свою очередь, азербайджанский дипломат не раз вручал ему высокие государственные награды Азербайджана. Поспособствовал, чтобы в Баку ему присвоили ряд ученых степеней и званий, награждали международными премиями. орденами и медалями. К примеру – медалью имени профессора Ровшана Мустафаева Института права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана. Наряду с этим, посол оперативно решал все финансовые вопросы для проведения общественных мероприятий с участием Кузнецова, издания его “исследований”. Ну прямо мечта поэта, благодетель, негде пробы ставить…

 Искусственный отбор

Между прочим, еще лет десять назад туляк Олег Юрьевич Кузнецов был  обычным провинциальным юристом-криминалистом. До того учился в Тульском  государственном педагогическом институте им. Л.Н.Толстого, потом - Орловский государственный университет, исторический факультет которого окончил в 1992 году. Успел поработать в Государственном военно-историческом и природном музее-заповеднике «Куликово поле», попреподавать  в Тульском госуниверситете, в Московском пограничном институте ФСБ России. А потом решил переквалифицироваться в юристы. Заметим – непредосудительное занятие, вполне достойное, если исполнять его с надлежащим профессионализмом. Специализировался на таких милых направлениях, как, например, “Способ тампонирования трупов человека”. Словом, сидел себе спокойно, никого не трогал. Но вдруг за несколько лет Кузнецов превратился в “известного российского ученого, известного политолога, известного историка”.  Себя он позиционирует не иначе как “преподавателем высшей школы”, “правоведом-процессуалистом”, “историком-медиевистом”, “бизнес-консультантом” и даже “изобретателем”.

Что касается изобретений, то здесь, судя по официальному личному сайту Олега Кузнецова, в его активе, к примеру, имеется участие в разработке способа оценки физического состояния лиц молодого возраста (Пат. на изобретение № RU 2410027 С 1 Рос. Федерация: МПК А61В 5/107 (2006.01) / Г.С. Петрова, О.Ю. Кузнецов, Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, А.С. Овчинников, С.Ю. Федоров; Тульский гос. ун-т. – № 2009137936). Всего в соавторстве он имеет 3 патента РФ на изобретения и 4 патента РФ на полезные модели в области криминалистики, судебной медицины, медицинской техники, промышленной экологии. Однако в последнее время ему уже, видимо, стало скучно заниматься такими отвлеченными вещами. Или, скорее, азербайджанские вдохновители платят щедрее, нежели Тульский госуниверситет. А спрос рождает предложение, известное дело. И решил, значит,  Олег свет Юрьевич в тему попасть – переоктябриться в научного тяжеловеса в области антиармянских историко-публицистических “изысканий”, компиляций и прочих писулек. Не случайно же ряд его публикаций переведены и изданы не только на английском, немецком и французском, но и на турецком и азербайджанском языках. Например, такие: “Этноконфессиональные истоки транснационального армянского терроризма (историко-культурологический анализ)”, журнал Stratejitənhil (Стратегический анализ). 2016, 3-4 (17-18). с. 63-86; History of Transnational Armenian Terrorism in the Twentieth Century: Historical and criminological study (“История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии: историко-криминологическое исследование”. На англ. яз. – Berlin: Verlag Dr. Köster, 2016; Azərbaycan Milli Elmlər Akademiyası Xəbərləri: İctimayi Elmlər Seriyası (Transactions of National Academy of Science of Azerbaijan: Series of social science). – 2016, № 3. – с. 61-95; “Историческое значение Карсского договора о дружбе 1921 года для региона Южного Кавказа”, журнал Diplomatiya Aləmi (World of Diplomacy). – 2016, № 41. – с. 122-137; “Armenia, Transnational Terrorism and Global Interests: What CIA and DoS Documents Suggest? [“Армения, транснациональный терроризм и глобальные интересы: на что намекают документы ЦРУ и Госдепартамента США?”, на англ. яз., / Caucasus International: Challenging conventional thinking in the Caucasus. – 2015, summer. – Vol. 5, № 2. – р. 35-52. Есть и на русском: “История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии: историко-криминологическое исследование”, изд. 2-е, доп. Москва, “Столица”, 2016. И так далее, и тому подобное, список достаточно обширен.

Между прочим, с 2014 Олег Кузнецов является членом редакционной коллегии Международного журнала социально-экономических и политических исследований «Кавказ & Глобализация» (“The Caucasus & Globalization”) Института стратегических исследований Кавказа (Стокгольм-Баку-Тбилиси). А с 2016 г. он – официальный представитель по России редакции журнала "Akademik Tarih ve Düşünce Dergisi" ("Academıc Journal of History and Idea", "Журнал академической истории и мысли"), который издаётся в Анкаре.

В устных высказываниях и комментариях Кузнецов так же усердно охаивает армянскую сторону за ее стремление к терроризму и, соответственно, нелюбовь к мирному сосуществованию. Один недавних примеров из примеров подобного рода – пространное интервью, данное в мае текущего года порталу “Москва-Баку”. Комментируя ситуацию, связанную с карабахско-азербайджанским противостоянием, он, в частности, заявил, что в ходе столкновения в зоне конфликта, происшедшего 15 мая, “азербайджанская сторона еще раз на практике дала понять, что обладает несомненным военно-техническим превосходством над армией Армении, и в случае нового витка эскалации конфликта способна реализовать это превосходство в боевой обстановке”. Попеняв сопредседателям Минской группы ОБСЕ за то, что они ничего не говорят “о 25-й годовщине оккупации ВС Армении Лачинского района Азербайджана”, Кузнецов напомнил, что именно по его инициативе в Государственную Думу Федерального Собрания РФ направлена петиция с требованием признать геноцид азербайджанцев в Ходжалы в феврале 1992 года. По его оценке, для того, чтобы привлечь внимание российских законодателей, петиция должна собрать примерно четверть миллиона подписей. “Пока топчемся у отметки в 20 тысяч”,- сокрушается ходатай. Но тут же выдвигает контраргумент: утешает, оказывается, то, что для всех петиций в поддержку политических требований Азербайджана это количество уже стало абсолютным рекордом. А вот армянской стороне, которая также неоднократно прибегала к сбору подписей под самыми разными петициями, никогда не удавалось собрать более 8 тысяч подписей. Знай, мол, наших.

Однако моральное удовлетворение плохо кормит, надо же и о результатах отчитываться. Буксование разрекламированной акции побудило Кузнецова съездить в Азербайджан, выступить там, в Баку, Ленкорани, Мингечауре, Сумгаите, настаивая на важности принятия этой петиции. При этом на некоторых встречах в Азербайджане вину за провал сбора подписей в поддержку петиции он возложил на азербайджанскую диаспору России, а также на посольство Азербайджана во главе с П.Бюльбюль-оглы. К примеру, азербайджанский пользователь Facebook под ником Füzuli (эта страничка, кстати, потом тоже исчезла), который побывал на одной из таких встреч, написал, что, “что когда Кузнецову задали вопрос о том, почему многомиллионная азербайджанская диаспора в России не поддержала петицию, то он сразу перевел все разговоры на бездеятельность азербайджанского посольства и лично посла Полада Бюльбюль-оглы”. 

 “Мысль убить нельзя, она бессмертна”

Несколько дней назад в социальной сети Facebook мы откопали интересные комментарии азербайджанских пользователей сети по Олегу Кузнецову. Эти комментарии почти совпадали с той версией, которую удалось узнать от некоторых информированных источников. Судя по всему, данные отклики разместили люди, неплохо знающие всю “кухню” взаимоотношений Олега Кузнецова с различными государственными и общественными структурами Азербайджана. Но знакомство оказалось недолгим: сутки спустя упомянутые комментарии с Facebook-овских страничек были удалены. 

Поговаривают: основные причины размолвки с послом кроются в том, что в какой-то момент Кузнецов потерял чувство меры и начал считать себя чуть ли не ключевым деятелем в России, правомочным чуть ли не давать указания, когда и как следует проводить антиармянские общественные дела и мероприятия. По-видимому, голову ему вскружили кругленькие суммы за антиармянскую пропаганду и прочую подобную деятельность, приток которых в последние годы дал ему возможность сколотить существенное состояние? Гадости ведь тоже хорошо оплачиваются, был бы покупатель побогаче?

По ходу “работы” О.Кузнецов накопил неслабый опыт “задуривания” своих азербайджанских спонсоров. Когда те на некоторое время забывали про него, то он устраивал маленькие пиар-акции. Как правило, это сводилось к какой-нибудь   переписке с каким-нибудь армянином, который якобы “угрожал”  ему по электронной почте. Эту ерунду изобретатель и медиевист всемерно раздувает, расцвечивает тревожными оттенками, трубя о намерениях нехороших армян ликвидировать такую фундаментальную персону, как он. К примеру, 18 мая бакинская газета “Каспий” (кстати, на шапке название издания красуется почему-то в украинской интерпретации: “Каспiй”) услужливо поместило очередное пространное интервью с Кузнецовым, грозно озаглавленное “Национализм и экстремизм – мировоззрение армянского общества”. В нем “эксперту” задают наводящий вопрос: “В связи с вашей деятельностью в пользу Азербайджана у вас появилось очень много врагов в Армении. В последнее время они перешли от словесных угроз к более активным действиям, грозясь обратиться в правовые инстанции в России с целью надавить на вас…” А тот выдаёт столь же наводящий ответ: “Для меня это не новость. В 2015 году в отношении меня уже была возбуждена проверка по линии Управления МВД России по противодействию экстремизму. Основной груз моей работы находится сейчас в Азербайджане. Понимаю, что благодаря интернету реальный информационный мир нынче без границ, но я смотрю на этот вопрос философски, потому что у этих людей нет оснований привлечь меня к юридической ответственности за мои действия”. Так-то вот. Рихарду Зорге и Рудольфу Абелю, наверное, не мешало бы поучиться у этого мужественного эгоцентриста?

Порой азербайджанские спонсоры намекают Кузнецову на то, что за те гонорары, которые ему выплачиваются, в той же России можно будет найти пять, семь и даже десять других специалистов, способных сочинить антиармянские “дезухи” не хуже и даже лучше него. Стараясь не лишиться источника финансирования, Кузнецов  начинает шантажировать своих благодетелей, придумывая очередные истории: мол, армяне переманивают его на свою сторону и готовы платить большие деньги, смотрите, не удержусь и переметнусь!

Нищие больны лихорадкой ненасытности, метко подметил в свое время Аркадий Аверченко. Видать, не получается у Олега Кузнецова забыть полуголодное детство в военном городке в Приполярье, когда с утра до вечера элементарно хотелось жрать, отец-ракетчик строго запрещал ему смотреть телевизор, и несчастный мальчик вынужден был коротать свободное время в войсковой библиотеке. Быть может, именно тогда, в военном городке, он усвоил первые навыки пропаганды и агитации, которые впоследствии у него укрепились, развились и выросли в целую доктрину… 

Ложь во спасение себя, любимого, Кузнецов исполняет просто виртуозно. И каждый раз эту ложь венчают осуждение “некрасивых поступков подлых армян” и его готовность и далее вносить вклад в оттачивание антиармянской направленности азербайджанской историографии. Несколько таких поистине святочных, душераздирающих откровений “от Олега”, его посланий “бакинским коринфянам”  vesti.az, там их не удаляют, ни в коем разе.

 “Утром деньги – днем стулья”

В принципе, взаимодействуя с посольством Азербайджана в РФ, Кузнецов должен был бы все свои действия формально согласовывать с посольством. Так он, наверное, вначале и действовал. Однако со временем, заматерев и преисполнившись убеждения в собственной исключительности, он решил вести и свою игру: стал контактировать – естественно, не за бесплатно – с представителями деловых кругов азербайджанской диаспоры. Кроме того, Кузнецов нарушил джентльменское соглашение с тем же порталом  vesti.az. Ибо если раньше он передавал свои материалы только этому сайту, то потом, явно  из-за разгоревшегося аппетита, начал сотрудничать и со многими другими азербайджанскими медиа-ресурсами. Эксклюзив, так сказать, перестал иметь место.

Нелишне к сему добавить, что, при непосредственном участии О.Кузнецова и ему подобных нечистоплотных личностей, несколько лет назад азербайджанская сторона, по сути, села в лужу при издании “научной литературы”, посвященной трагическим событиям в Ходжалу (естественно, в искаженной азербайджанской интерпретации). Упомянутые личности одобрили издание книг, проиллюстрированных фотографиями не ходжалинских, а совсем других событий.  Жертвы катастрофического землетрясения на юго-востоке Турции в 1983 году были преподнесены в качестве “убитых армянами детей”.  Фактологическая проверка изданных по теме материалов Ходжалу показала, что азербайджанская сторона не гнушается подтасовками, включая использование фотографий людей, погибших во время других конфликтов либо стихийных бедствий. Следствием стал громкий международный скандал. Бакинская газета “Зеркало” тогда с сожалением констатировала, что такими бездумными действиями фальсификаторов был нанесён мощный удар делу международного признания Ходжалинской трагедии.

Вполне вероятно, что искушенный в дворцовых интригах Бюльбюль-оглы “раскусил” расчетливого и циничного Кузнецова и указал ему на дверь. А тот, судя по всему,- человек не только циничный, но и мстительный. И, наезжая в Азербайджан, властям которого он много лет служит не за страх, а за карман, не упускает возможности донести свою обиду до местных влиятельных личностей.

Давно пора констатировать, что и среди образованной части российского социума есть не только порядочные люди, способные отделить зерна от плевел, но и беспринципные – при всей их внешней респектабельности,– амбициозные и продажные существа. И в практической сметке им не откажешь, на покрашенную скамейку такие не усядутся.  Сей "ученый муж" - один из примечательных представителей именно этого типа. Однако мы все же не стали бы призывать на его голову проклятия и небесные. Вот в чем он действительно нуждается – так это в хорошей разоблачительной трёпке. Причем регулярной. Поскольку, как можно судить по складывающимся реалиям, неблаговидные действия Олега Кузнецова ещё будут продолжаться.

Между прочим, некоторые его последние выпады упали в Азербайджане на благодатную почву: кое-кто из тамошних политических деятелей начал сурово критиковать г-на Бюльбюль-оглы за его, по их мнению, бездействие по сплочению азербайджанской диаспоры в России, а также из-за пассивности в плане противодействия решению Верховного Суда РФ по ликвидации Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК). Так что, глядишь, шустрый Кузнецов в итоге окажется в выигрыше. А нынешнего посла Азербайджана в Российской Федерации, напротив, будет отправлен в отставку. Во всяком случае, вероятность подобного расклада усматривается.  

Ашот ГАРЕГИНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image