ТКАНЕВЫЕ ФОРЗАЦЫ АРМЯНСКИХ РУКОПИСЕЙ ВАНА
"На кончике пера замер узор.
Перенесу его на ткань.
Пускай колышется на ветру..."
Хайку Сайге
Одной из составляющих кодикологического комплекта организма книги - как рукописной, так и печатной - является форзац (нем. Vorsatz) – разворот внутренних поверхностей верхней и нижней крышек переплета в сочетании с внешней стороной защитного листа. Помимо защитной форзац имеет информативную и эстетическую функцию. История книги прослеживает пути развития этого важного элемента в хронологическом срезе на материале сохранившихся памятников в рамках локализации их создания.
ПЕРЕПЛЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕ ТОЛЬКО СОЕДИНЯЕТ, НО И ПРЕДОХРАНЯЕТ от неблагоприятных условий тетради книжного блока. Как составная часть кодекса твердый переплет появился на рубеже II в. нашей эры. Он изготавливался из глины, дерева и других плотных материалов с последующей обтяжкой пергаментом, кожей, тканью. Картон начали использовать в качестве переплетного материала в эпоху Возрождения, а для отделки переплетов роскошных церковных фолиантов применяли резную слоновую кость, многоцветную эмаль, чеканку на благородных металлах, инкрустацию, вставки полудрагоценных и драгоценных камней.
Кодикологические описания и научные исследования в области истории и эволюции элементов манускрипта дают широкий спектр выбора и предпочтений тех или иных материалов и технических средств при изготовлении форзаца. Картон, бумага, кожа, ткани и их комбинации в гибкой системе сочетаний с декором дают оригинальные, неповторимые образцы этой важной детали в оформлении рукописи или тиражированного издания.
Форзац, так же как и другие составляющие, был демонстрацией как печати времени в общем организме книги, так и многих наслоений, продиктованных индивидуальным вкусом и материальными возможностями заказчика, общим течением в системе технического и художественного оформления и эстетическими тенденциями эпохи, тесно связанными в свою очередь с конфессиональными установками, национальными традициями и локальными особенностями манифестации технического прогресса и эстетических норм.
Армянские рукописи, хранящиеся в государственных музеях и хранилищах, наряду с частными коллекциями во многих странах мира предлагают исследователям красочную панораму разнообразных подходов в решении вопроса форзаца. Предметом данного сообщения выбраны тканевые форзацы рукописей, переписанных и изготовленных в скрипториях монастырей исторической области Ван в средние века и в Новое время, из коллекции Матенадарана.
ТЕКСТИЛЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРЗАЦЕВ, ЧАЩЕ ВСЕГО ОТНОСИТСЯ к группе набоек, или, как сейчас принято называть, батика. Внимание исследователей армянская набойка привлекала еще с 30-х гг. прошлого века, и по сей день ее сохранившиеся образцы остаются важным источником для исследований в различных областях науки: истории, экономики, этнографии, искусствознания, культуры и др. Они остаются привлекательными для ученых в своих разных ипостасях – как ткань для повседневной одежды и других утилитарных целей, как элитарные завесы в алтарях храмов, равно как и отмеченные выше форзацы рукописей и книг. Среди исследователей армянской набойки - Г.Овсепян, Л.Дурново, В.Абрамян, Б.Аракелян, Г.Аджемян, Г.Бекер, Д.Стюарт Браун, З.Тараян и многие др.
Лучшей коллекцией армянской набойки считаются фонды Института древних рукописей им. М. Маштоца Матенадаран, всемирно известного депозитария манускриптов и фрагментов, первопечатных книг, отдельных миниатюр и образцов каллиграфии. Все эти годы в Матенадаране исследовались разные группы набоек исходя из их технических и эстетических параметров, по сюжетам и по локализации центров изготовления.
Во многом мой интерес к батику форзацев рукописей, изготовленных в исторической области Ван, был вызван выставкой подобных материалов из коллекции кунсткамеры в Санкт-Петербурге. В 1916 г. в результате комплексной экспедиции петербургских востоковедов в Ванскую область собрание этнографического отдела Русского музея Александра III пополнилось 396 предметами, относящимися к традиционной культуре армян этого региона. Географический диапазон собранных предметов охватывает практически все Восточное, Южное и Западное побережье озера Ван.
Сбор этнографического материала производился хранителем этнографического отдела, известным кавказоведом, директором Русского музея (1918–1921) А.Миллером. Благодаря участию в работе экспедиции переводчика П.Макинцяна большинство предметов коллекции атрибутировано: снабжено указанием местного названия и места бытования.
Известно, что основным занятием городского населения было ремесло. А.Миллер привез из экспедиции великолепную коллекцию набойных досок из Ванской области. Дело в том, что ткачеством в Ване занимались исключительно мужчины. Это было не домашнее производство, а изготовление тканей на продажу. Произведенное ими сукно и шерстяные ткани вывозились за пределы региона. На хлопчатобумажных тканях делались набойки.
А. Миллер приезжал в экспедицию в 1916 году во времена Геноцида армян. Его экспедиция выкупала для коллекции музея предметы быта, одежду и др. у армян за деньги, на которые люди покупали еду.
ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЙОНЕ ОЗЕРА ВАН ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ СО ВРЕМЕН ПАЛЕОЛИТА. Выплавка металла известна в этом регионе с неолитических времен. С ХI по VI вв. до н. э. на берегу озера находилась столица Урарту, город Тушпа. Остатки построек с надписями урартских царей Сардури I, Ишпуини, Менуа и Аргишти I сохранились в районе озера, в том числе и семидесятикилометровый канал, построенный урартским правителем Менуа в VIII веке до н.э., для снабжения столицы пресной водой.
На смену Урарту приходят древнеармянские государства, одно из них государство Великая Армения. На берегах озера и на его островах сохранились памятники армянской храмовой и фортификационной архитектуры. Неподалеку от Северо-западного побережья озера расположено село Хацик (Хацекац), где в 361 году родился создатель армянского, грузинского и албанского алфавитов Месроп Маштоц.
Техника набойки как вид декоративно-прикладного искусства была широко распространена с древнейших времен у многих народов мира, чему свидетельством сохранившиеся образцы тканей, украшенных вручную при помощи рельефных форм. На ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком. Художественная особенность этой техники заключается в графическом лаконизме линий и обобщенности цветовых пятен.
В Армении набойка известна с Х-ХII вв., особенно была развита в ХVI-ХVIII вв. С конца ХVIII вв. она стала вытесняться промышленным печатанием тканей, но продолжала параллельно существовать на протяжении ХIХ - начала ХХ вв. И поныне современные армянские художники и дизайнеры текстиля используют технические и декоративные приемы этого исторически сложившегося вида украшения тканей.
Наиболее древние набойки в армянских рукописях относятся к ХIV в. Это форзацы сохранившихся армянских манускриптов разных локализаций. Основная масса сохранившихся набоек исполнена на плотной полотняной ткани, которая в быту использовалась в различных утилитарных целях, в том числе и при изготовлении некоторых видов одежды.
Судя по сохранившимся форзацам, переплетчики предпочитали именно этот вид ткани по причине ее прочности, удобства при использовании в работе и дешевизны. Шелковые и шерстяные ткани редки среди сохранившихся образцов, но отличаются высоким уровнем исполнения и эстетическими параметрами.
ПЕРВЫЕ СКРИПТОРИИ, ГДЕ ПЕРЕПИСЫВАЛИСЬ, ИЛЛЮМИНИРОВАЛИСЬ И ПЕРЕПЛЕТАЛИСЬ манускрипты в исторической области Ван, сформировались на севере Васпуракана - в Арчеше, Арцке, Беркри. Периодом возрождения этой школы исследователи считают 40-50 гг. ХIV в. вплоть до ХVI в. включительно.
Одновременно с ними динамично и продуктивно работают мастерские при храмах в Агбаке, Ахтамаре (рук.3534, 11497 г.; рук.4764, 1534 г. и др.) Мецопе, Лиме, Востане, Вараге (дер. Аранц, рук. 2804 1600 г.) и др., Хлате (рук. 2885, 1505 г.) и др., Ване (рук. 2671, 1444 г.; рук. 4882 11467 г.) и др.
Крупнейшим центром – средоточием лучших мастеров по изготовлению рукописей - считался Хизан. Этот скрипторий сумел укрепить и сохранить свои выдающиеся традиции вплоть до конца ХVI в. Примерами тканевых форзацев из коллекции Матенадарана могут быть рукописи NN 2076(1410 г.), 2063 (11413 -14, переплет 1599 г.), 2865 (14 в., переплет 1684), 1903 (1600 г.) и др.
Деятельность же скрипториев Багеша начинается в ХVI – ХVII вв. В коллекции Матенадарана имеются замечательные образцы форзацев рукописей из Багеша – рук.4826, 1429 г.; рук.2078, 1687 г. (переплет 1932 г. ) и др.
Характерные черты васпураканской школы переписки и украшения манускрипта сформировались и окончательно утвердились в лучших образцах второй половины ХIV и ХV вв. в целом. Иллюминация отличается подчеркнутым декоративизмом на базе геометрического и флорального орнамента. Однако к концу ХV в. уже заметна тенденция к изменению стиля оформления рукописей в сторону подражания европейской системе декорирования и иллюстрации. И уже к ХVII в. мы видим картину полного отхода от сложившейся традиции. Сохранившиеся памятники свидетельствуют в пользу активной деятельности скрипториев в области Ван вплоть до ХVIII века.
Анализ и исследование тканевых форзацев переплетов рукописей из этой группы памятников привел ученых к заключению об общей картине использования материала для их изготовления и позволил сгруппировать их в рамках хронологических и локализационных критериев.
Наиболее ранние набойки, встречающиеся в рукописях Вана и Васпуракана, относятся ко времени до ХIV века. Они отличаются преобладанием красного цвета в композиции декора и его максимальной простотой, сводящейся к широким полосам, украшенным ромбами и простейшими розетками.
В регионе оз. Ван для изготовления традиционной женской одежды использовались шерстяные, льняные, хлопчатобумажные и шелковые ткани домашнего, кустарного и фабричного производства - как местные, так и привозные. Сырьем для нитей служили местная овечья и козья шерсть, лен, шелк и хлопок-сырец, большая доля которого была привозной.
Что до красителей, они были, как и в древности, растительного, минерального и животного происхождения. Самой распространенной краской был пурпур, который имел несколько оттенков: темно-фиолетовый, голубой и красный. Позже стали использовать и другие растительные краски.
ПЕРИОД С ХIV ДО КОНЦА ХVI ВВ. СЧИТАЕТСЯ ДЛЯ ТКАЧЕСТВА И ОСОБЕННО набойки в области Ван периодом расцвета и наивысших достижений. Сохранившиеся в разных хранилищах и музеях мира образцы тканевых форзацев отличаются ковровостью в схемах композиций декора, пышностью элементов и деталей в сочетании с ярким колоритом. Особенностью композиций набоек этого периода является, по мнению исследователей, присутствие принципа шахматного поля в их структуре.
Параллельно начиная с ХV в. в набойках Ванской области появляются композиции с флоральным орнаментом, элементы которого тяготели к ботанической точности воспроизведения растений и особенно цветов.
Однако наряду с выдающимися образцами встречаются и довольно однообразные, полосатые по своему принципу, простейшие композиции. Начало ХVIII в. и весь ХIХ в. характеризуются набойками, ведущим принципом которых было изображение в их декоре предельно детализированных, тонких по своему рисунку растительных мотивов в сочетании с изысканным темным колоритом, построенным на сгармонированном сочетании разных оттенков цвета. Ощущается стремление мастеров к индивидуальности и подчеркиванию принципов той или иной мастерской, что не прослеживается в предыдущие периоды.
Далее, вплоть до замирания этого вида ремесла, наблюдается общая картина систематизации и модификации предыдущих технических наработок, мотивов и декоративных элементов. Набойка форзацев сохранившихся рукописей - неоспоримое тому свидетельство.
Вот и еще одна замечательная страница из истории армянского манускрипта в кратком изложении основных деталей одного из ее феноменов в исторической перспективе на фоне ландшафта озера Ван и сменяющих друг друга поколений жителей этого региона.
Раиса АМИРБЕКЯН
Добавить комментарий