МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ПОЛОЖЕНИЕ АРМЯНСКИХ ОБЩИН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА. РОЛЬ АРМЯНСКОЙ РОССИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ ПО ВЛИЯНИЮ НА УСТАНОВЛЕНИЕ МИРА В РЕГИОНЕ.

12 июня, 2017 - 12:00

Хотя армянская Диаспора в разных уголках мира вследствие периодических депортаций формировалась ещё с четвёртого века нашей эры, тем не менее, на сегодня в научных кругах принята точка зрения, что армянская Диаспора является следствием Геноцида армян в Османской Империи 1915 года. Ещё конкретнее - образование армянской Диаспоры датируется 24 июня 1923 года, когда был подписан Лозаннский договор, по которому победившие в Первой Мировой войне страны Антанты «похоронили» Армянский вопрос, разрушив надежды Западного армянства на репатриацию.

            В результате этого столпы армянской Диаспоры первоначально сформировались на Ближнем и Среднем Востоке. Куда потекла основная масса беженцев от геноцида. Таким образом, образовались серьёзные армянские общины Египта, Ливана, Сирии, Ирака, Ирана, а в последующем даже Турции. Другие армянские общины 20-ых, 30-ых и 40-ых годов по своей численности и количеству организационных структур существенно уступали им и рассматривались в основном, как общины местного значения. Это относилась первоначально к Франции, Англии, США и Австралии. Вопрос России – СССР стоял отдельно, так как Армения сначала была в составе Российской Империи (Эриванская губерния), а в последующем стала одной из пятнадцати республик СССР.

            Численность армянских общин Ближнего и Среднего Востока на сегодняшний день составляет: Ливан – 70-80 тыс. чел., Иран – 80 тыс., Египет – 27 тыс., данных по Ираку нет, в Сирии до кризиса 2011 года составляла около 75 тыс. чел., сейчас по данным Министерства Диаспоры РА составляет около 25 тыс. человек. В Турции по разным подсчётам и из разных источников от 60 до 70 тыс. чел.  а с учётом, уже после похорон Гранта Динка, считающими себя по наследственности армянами исламского вероисповедования, амшенские армяне и др. около 4 млн. чел.

            Все упомянутые армянские общины Ближнего и Среднего Востока находятся перед угрозой исчезновения.

            Несмотря на то, что после освобождения Алеппо сирийской армией, общенациональные армянские структуры взялись за восстановление местной армянской общины, тем не менее, множество проблем в Сирии нуждаются в решении. Во-первых, община уже понесла огромные потери вследствие войны. До освобождения города численность местной армянской общины по официальным данным составляла 45 тыс. человек. Сирийские войска освободили г. Алеппо, но не провинцию. Группировки ИГ находятся у Идлиба, на расстоянии 60 км от Алеппо. Перспективы окончательного мира и окончания войны всё ещё не определены. Следовательно, сегодня армянскую общину Сирии, сумевшую ценой невероятных лишений сохранить свои последние крупицы от гибели и их с трудом можно причислить к армянской Диаспоре, сравнить  с армянскими общинами Ливана, Ирана, Турции, Египта.

            Хотя в упомянутых странах относительная стабильная ситуация, тем не менее, учитывая развивающуюся военно-политическую и экономическую ситуацию, можно сказать,  что не в столь далёком будущем не исключена также дестабилизация в этих государствах.

            Нынче хрупкий мир царит только в Ливане. Здесь сталкиваются интересы, как региональных держав, так и сверхдержав и это вкупе с практически постоянной нестабильностью с соседями на границах в любой момент может стать причиной локальной военной ситуации. Следовательно, возникновение новой горячей точки в Ливане вполне вероятно связано с возможным кризисом, обусловленным внутренними этническим и религиозным многообразием и внешними факторами.

            В случае Ирана, можно сказать, что хотя при Президенте Бараке Обаме взаимоотношения ИРИ и США значительно потеплели (договорённостями в Женеве 24.11.2015г. по вопросу ядерной программы Ирана), однако кризис между этими двумя государствами продолжается, нет дипломатических отношений, а с приходом к власти Дональда Трампа они ухудшились. Во-первых - в связи с подчеркнутой  произраильской политикой, во-вторых после ракетных испытаний Ираном. Новая администрация США возобновила экономические санкции в отношении Ирана, а Президент Дональд Трамп не исключает военные операции против ИРИ. Последнее его посещение  Израиля, Саудовской Аравии, подписанный договор на 110млрд долл. с Саудовской Аравией и обещания помощи Израилю, подтверждают эту политику и возможность, что эти страны находятся на пороге войны. Теракт 07.06.2017 года подтверждает это. В Иране после очередных президентских выборов, у руля государства остались те же «умеренные» и «реформаторы» и от них слышны призывы пойти на конфронтацию с США. В складывающейся ситуации в Иране, естественно, армянская община Ирана также становится объектом идеологической обработки и втягивается в возможную конфронтацию. Дестабилизация в ИРИ автоматически скажется на ситуации в РА и НКР, как соседа, партнёра по безопасности в регионе и как «дорога жизни».

            Что касается Турции, то к традиционным в этой стране гонениям в отношении национальных и религиозных меньшинств и армянофобии, в последние годы прибавились такие дестабилизирующие внутренние факторы, как: обострение курдского вопроса (особенно в контексте сирийского кризиса); борьба между секулярностью и исламизмом (пример этому попытка военного переворота 15.07.2016г.);  участившиеся террористические акты в городах Турции; вовлечение Турции в ближневосточные кризисы (в частности в сирийском вопросе); ухудшение отношений с Западом и возникший вследствие этого экономический коллапс; авторитарные стремления Президента Турции Эрдогана, т.е. сосредоточение власти в своих руках, конституционные недемократические реформы и старания восстановления Турецкой Империи;  политическое насилие в стране после попытки военного переворота 2016 года и осуществление массовых арестов интеллигенции, военных, сотрудников силовых структур, представителей оппозиции, закрытие ряда СМИ.

            Помимо вышеуказанных обстоятельств из истории известно, что турецкие власти имеют привычку использовать международную нестабильность для сведения счётов с национальными и религиозными меньшинствами. И сегодня, если под влиянием вышеупомянутых факторов в Турции и регионе сложится нестабильная ситуация, не исключено, что турецкие власти не упустят повода в очередной раз свести счёты с неблагоприятным для них «армянским элементом». Нужно отметить, что помимо традиционной армянской общины в Турции есть также большое количество трудовых мигрантов из Республики Армения, не имеющих гражданства этой страны и зачастую проживающих там нелегально. В случае возникновения нестабильной ситуации, этот пласт армянства также может стать мишенью для насилия и ярости турецких властей и вне властных элементов. Ещё в 2010-ом году на официальном уровне из уст тогдашнего Премьер-министра была озвучена эта идея, а ныне Президент Турции Реджеп Эрдоган после четырёхдневной войны в НКР заново озвучил эту угрозу «…Всех армян из Турции надо вернуть на свою Родину…».

            Исходя из форс-мажорных ситуаций, в случае ударов по армянским общинам Ближнего и Среднего Востока, они либо перестанут существовать, либо настолько ослабеют, что их существование будет почти символическим. Как, например, в случае с армянской  Диаспорой в Египте - ранее одна из процветающих и имеющих политический, экономический вес в стране, но начиная с начало 80-ых годов 20-ого века, в результате известных событий, стала постепенно ослабевать, потеряв свою былую роль, и из 82-тысячной общины превратилась на сегодня в 27-тысячную Диаспору.  

            Потеря армянских общин Ближнего и Среднего Востока будет тяжёлым ударом для армянской Диаспоры Мира, а так же для Республики Армения, и для России. Потому что, во-первых – армянские общины этого региона являются непосредственными носителями восточно-армянской идеологии и западно-армянской цивилизации и хранителями христианских традиций. И кроме того являются диаспорообразующими общинами, имеющими связи с США, ЕС и Австралией. Во-вторых - армянские общины региона являлись и являются связующим звеном политики и экономики, как бывшего СССР - России, так и сегодняшнего сегмента СНГ  для определённого влияния на ориентацию этих государств.   

            Для сохранения армянских общин Ближнего и Среднего Востока, до сих пор применяются такие традиционные шаги, которые малоэффективны: 1 – формирование вооруженных групп из мужчин армянских общин и поручение им защиты армянских кварталов; 2 – деятельность скорой помощи и реабилитационной структуры; 3 – широкая материальная помощь (продукты питания, медикаменты, одежда и пр.). Эти традиционные варианты, будучи важными, не решают всего комплекса вопросов для приостановления оттока общин и их ослабления. Необходимо  отметить, что не надо надеяться также на Вооруженные Силы Армении в составе Международных миротворческих миссий ООН, так как в их непосредственные функции не входит защита армянских общин и на сегодня в малочисленном количестве они есть только в Ливане. Присутствие армянских Миротворческих сил в лучшем случае может иметь только психологическое значение для армянских общин региона.

            Как видим ситуация армянских общин в регионе Ближнего и Среднего Востока сегодня складывается неблагополучно и их будущее зависит от трёх факторов: 1 – установление мира и согласия в регионе; 2 – укрепление политического, экономического, военного положения самодостаточности РА и решение проблемы НКР;  3 – укрепление и объединение армянской Диаспоры в РФ, повышение её политической роли. Оказание  непосредственно армянским общинам Ближневосточного региона экономической и политической помощи; 4 – совместно с другими Христианскими церквами созвать всемирный конгресс по спасению христианских ценностей этого региона и обеспечение безопасности христиан в зонах боевых действий.

            В противоположность ситуации армянских общин Ближнего и Среднего Востока, армянская Диаспора России со времени 2000-х годов приобрела важность в решении мировых  армянских вопросов, в первую очередь своим потенциалом. Её численность на сегодня составляет примерно 2,3 млн. человек. Это означает, что в количественном плане она первая в мире. В США армянская Диаспора примерно 1,2 млн. человек. Армяне в России расположены практически по всем регионам, армянские общины есть в Сахалине, Камчатке и даже в Чукотке. В Москве и Московской области по приблизительным данным ФМС МВД РФ и других структур численность армянских общин составляет 800-820 тыс. человек. Потенциал армянской Диаспоры России важен не только в количественном, но и, пожалуй, в первую очередь в качественном плане. Она важна в основном в трёх аспектах – научном, экономическом и политическом, что обусловлено новыми качественными критериями России. Сравнительно с другими диаспорами Мира армянская Диаспора и община в России развивается стабильно и приобретает особую роль в многонациональной среде РФ. Конечно, имеются внутренние диаспоральные проблемы, из которых самая главная – добиться её однородности и единства. Специфика российской армянской Диаспоры в том, что эта среда состоит из трёх слоёв: 1 – армяне и их потомки, которые были в составе Российской Империи со времён Петра 1 до конца 19-ого века; 2 – армянство, которое пришло в Россию вследствие Гамитских погромов в Османской Турции и геноцида армян, конца 19-ого и начало 20-ого веков; 3 – интеграционный процесс в период СССР и мигрировавшие из Армении после трагического землетрясения 1988 года в Ленинакане, Спитаке и постсоветский период. Эта многослойность армянской Диаспоры России предполагает определённые цивилизационные и иные различия между группами, составляющими армянскую общину на местах. Различны мотивы и их проблемы на местах. Однако объединяющим для всех является: 1 – армянский язык; 2 – Армянская Апостольская Церковь; 3 – армянские национальные традиции и историческая память. Эти факторы стали основными принципами сохранения армянской идентичности в российской среде, но не являются препятствием для плавной интеграции в ней. Единственное на сегодняшней день – несформированное внутри армянской Диаспоры армянское лобби, которое необходимо для поддержания и выражения своего лица и активного участия в общественной и политической жизни страны. По всей вероятности из-за отсутствия единого руководства армянской Диаспорой России, хотя существуют сотни армянских общественных организаций,  отсутствия армянского лобби в России это частично и влияет на процесс принятия решения по Карабахскому узлу и Ближневосточному вопросу. Противоположность тому, то, что в США лобби есть и действует на уровне Сената и Белого Дома. Необходимо создать в армянской Диаспоре России эти структуры для более эффективной деятельности Диаспоры и поднятия её авторитета. Иметь её представителей  во всех федеральных и местных структурах России и более активно участвовать в выборных процессах страны и национальных проектах.

            В связи со сложившейся сложной ситуацией в жизни общеармянской Диаспоры в Мире решение Карабахского узла осталось на плечах официальных представителей государств Минской группы ОБСЕ и дипломатов, отсутствует звено народной дипломатии и самих представителей Арцаха. На сегодня сама планка остроты военного конфликта поднялась ещё выше, начиная с событий апреля 2016 года, февраля и мая 2017 года, боестолкновений на линии соприкосновения войск стало больше, обстрелы чаще. Заметно появление в регионе сил ИГИЛ в Нахиджеване и в Панкийском ущелье (Грузия), увеличилось наличие инструкторов в ВС АР из Турции и Израиля, обучение спец. снайперских и тактических групп на военных и специальных базах Азербайджана, Нахиджевана, и т.д. Соответственно опасность военного решения конфликта либо, как минимум крупномасштабного столкновения, увеличилась за последний год очень серьёзно. Об этом говорят и американские аналитики. К примеру, дипломат Керри Ковано, заявивший в феврале 2017 года после событий с разведгруппой ВС АР в НКР, что «… обе стороны стоят на своих позициях и вероятность серьёзного конфликта высока, локальных столкновений не избежать, стороны пытаются решить конфликт с нулевой суммой, не приходя к компромиссам…».   

            Последние события в Тегеране, заявление Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в своём интервью 06.06.2017 года турецкому телевидению, канал Haber 7 «Минская группа ОБСЕ так и не смогла решить конфликт между Арменией и Азербайджаном, она не оправдала себя и не может и её можно считать не эффективной. Россия, США, Франция, как члены Совета безопасности ООН не действуют согласованно и это основное препятствие для решения конфликта. Настало время решать вопрос по-другому с учётом существующих решений и Международного права». Как видим из подтекста сказанного, Турция даёт свободу действиям Азербайджану. В дополнение к сказанному можем привести слова Збигнев Бжезинского в данном им последнем интервью Эдуарду Абраамяну HIS Markit (Janes INTERNATIONAL Group) 04.05.2017 года: «Армения – единственное государственное образование в мире, которое преданно защищает ревизионистскую и настойчивую политику России, не задаваясь вопросом нужно ли это ей или нет. Осознаёт ли Армения последствия этой своей позиции? Полагаю, что пока нет!».

На страницах фейсбука и эл. СМИ за последние 10 дней появились массовые  дезинформирующие сообщения о межнациональных преступлениях на Кавказе, плакаты с провокационными картинками и комментариями о целях ракетных и артиллерийских ударов в РА , отдельные призывы к вооружённым столкновениям,  размещение в Арцахе многотысячной группировки моджахедов. Всё  понятно, чьих рук дело и к чему стремятся азербайджанские фальсификаторы и бойцы эфирной войны. Вот откуда растут «ноги» хакеров в регионе, и видно кто готовит базу и арену будущих войн, дезинформируя и пугая «сказками» население. И эти «ястребы» войны говорят о мирных переговорах и решении Карабахского узла. Для ВС РА однозначно видно, что как 22 июня 1941 года, так и 02 апреля 2016 года больше не повторится. ВС РА обладают,  как средствами для наступательных действий, так и возможностями перехода к активной сдерживающей тактике. Оба стратегических направления в ВС РА проработаны, новая техника поступает.

            Исходя из вышесказанного, можем констатировать факт, что активно создается идеологическая основа в мировом сообществе для новой эскалации на Южном Кавказе - вокруг Арцаха и Армении. В данном складывающем случае, с тактической точки зрения, отсутствие мобильного и многопланового противостояния противнику приведёт к плачевным последствиям, неоправданным людским потерям с двух сторон. Объективно опасность  войны у наших границ есть и существует - в Армении и на Южных рубежах России. Настало время более тесного сотрудничества России и Армении не только на дипломатическом, военном , но и на экономическом поле. Надо, кроме известных форматов ОБСЕ , ОДКБ,  СНГ -  более активно задействовать ЕАЭС. Ускорить интеграционные процессы, увеличить и усилить экономический потенциал Армении с активным привлечением  в региональные и глобальные проекты, создать благоприятные условия для инвесторов и спонсоров . Тогда разговор с РА  будет не с позиции силы, а  с позиции соседа и миротворца.

Д.ю.н., Профессор, 

«Заслуженный работник МВД СССР», 

Член Координационного совета российско-армянских организаций (КС РАО),

Геворкян Артур Грачевич                                                       

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image