Мочалки и краски в борьбе с алиевщиной: Революции начинаются с осквернения памятников и завершаются их сносом

13 июня, 2017 - 20:19

Неизменным атрибутом тоталитаризма, авторитаризма и, вообще, любых видов деспотий является засилье скульптурных памятников шаблонного мотива, символизирующих лицо режима и его идеологические ориентиры. Вообще, тема размытости границ между искусством и политидеологическим диктатом в скульптурном творчестве чрезвычайно интересна, поскольку наиболее наглядно демонстрирует попытки и способы проникновения пропаганды режимов в сознание масс. Однако, не вдаваясь в подробности, лишь заметим, что в свою очередь неприятие обществом того или иного политического устройства обязательно сопровождается актами так называемого «вандализма» по отношению к упомянутым скульптурным ваяниям. На первый взгляд сего рода скрытые действия являются ребячеством и доказательством бессилия протестующих, срывающих злость на каменных или бронзовых истуканах, между тем как реальная борьба требует жертвенности. Но такой взгляд ошибочен, ибо, оскверняя памятник, протестующий, прежде всего, посягает на символ, тем самым, обозначая свой поступок в качестве идеологической акции, а не банальной хулиганской выходки. Сие же служит своеобразным сигналом к открытым выступлениям в будущем.  Отсюда вытекает непреложная аксиома: революции начинаются с «осквернения» памятников и завершаются их общенародным сносом.

Классическим примером подобного развития событий ныне являются азербайджанские реалии. Засилье гейдароваяния перешло все мыслимые пределы разумного, по количеству памятников на душу населения переплюнув даже ленинские статуи времен СССР. Непременное наличие алиевских идолов буквально во всех населенных пунктах, музеях, госучреждениях Азербайджана наглядно свидетельствует о степени навязывания властвующим режимом своего идеологического диктата обществу. Также характерна «интервенция» гейдарования в сопредельные страны, а также государства, весьма отдаленные от Азербайджана, что преследует цель легитимизировать алиевским режимом право своего пребывания у власти и создать видимость приятия в мире авторитета бакинской клики.

Однако нарастающее в последнее время число актов «вандализма» по отношению к скульптурам общенационального лидера наглядно вскрывают истинное отношение протестного общества к власть предержавшей алиевщине. Самым резонансным стал случай, зарегистрированный 12 мая 2016г. Тогда неизвестные ночью нанесли графити на постаменте памятника Алиеву в центре Баку. Надпись гласила: «Поздравляем с праздников рабов». Через некоторое время правоохранительные органы задержали активистов оппозиционного движения НИДА Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимова. Молодые люди признались в содеянном, однако характерно, что следствием кроме вандализма обоим было предъявлено также обвинение в хранении наркотиков, так как на тот момент уголовный кодекс предписывал сравнительно мягкое наказание за осквернение памятников.

На самом же деле надругательство над ваяниями Гейдара Алиева в Азербайджане – явление довольно частое и повсеместное. В большинстве случаев районные власти, если такое происходит в вверенной им административной единице, предпочитают скрыть инцидент и быстро устранить последствия, дабы не получить нагоняй из центра. А центру самому не выгодно, чтобы похожие случаи становились достоянием общественной молвы, поскольку сие бросает тень на «общенародный характер почитания» Алиева. Кроме того, в последнее бремя власти не жалеют сил и ресурсов на охрану, установление круглосуточного видеонаблюдения и других мер по защите рукотворных гейдаров, что существенно снижает возможности протестной массы по выражению своего истинного отношения к личности Алиева и его политическому наследию.

Но помимо самого Азербайджана, проблема осквернения гейдаровских памятников существует и за пределами АР. К примеру, установленный еще в 2004г. памятник Алиеву в Киеве успел уже несколько раз стать объектом «рукоприкладства идолоборцев». Случай со скульптурой «общенационального лидера» в столице Сербии азербайджанскими властями также был квалифицирован как акт вандализма. Хотя памятнику не был причинен физический ущерб, а на него был лишь накинут государственный флаг Республики Арцах. На самом деле таких случаев очень много, и проблема вновь актуализировалась буквально на днях. В ночь со 2 по 3 июня неизвестными был облит красной краской мемориал Гейдара Алиева в центре Тбилиси. И произошло это аккурат после скандала с похищением в столице Грузии и тайной доставкой в Баку азербайджанского оппозиционного журналиста Афгана Мухтарлы.

Обыкновенным совпадением эти два случая назвать нельзя. Вполне логичной выглядит версия о том, что окопавшиеся в Грузии оппозиционеры сим актом ответили на развернувшуюся в Тбилиси бондиану с участием грузинских и азербайджанских спецслужб. Раньше при таких случаях Баку, не дожидаясь расследования, сразу же находил «виновных» и, как правило, ими оказывались не азербайджанцы. Многократное осквернение упомянутого памятника Алиеву в Киеве азербайджанские медиа сразу же свалили на украинские патриотические силы, в том числе на членов организации «Братство», в свое время провозгласившей борьбу на Украине с тоталитарным наследием СССР. Якобы, гейдаровский памятник попал в немилость к «братьям» по причине того, что в свое время генерал КГБ Алиев был причастен к преступлениям советского режима по отношению к порабощенным народам. Случай же с памятником общенациональному азербайджанскому лидеру в Белграде в Баку безапелляционно связали с армянской диаспорой Сербии, будто бы воспользовавшейся накалом отношений между сербскими и азербайджанскими футбольными болельщиками.

Однако на этот раз в Баку с выводами не спешат, хорошо осознавая, что так просто и безапелляционно свалить вину на армян, грузинских национал-радикалов или, к примеру, борцов за защиту популяции китов в Атлантике не получится. Налицо нарастающий накал борьбы между протестным движением и алиевским режимом, и борьба эта ныне перекинулась в сопредельное государство. Скрыть это более невозможно. Грузия действительно стала убежищем гонимой азербайджанской оппозиции, местом ее передышки, связывающим мостом с сочувствующим ей либеральным миссионерством Запада и средой генерации идей протестного движения.

Бакинские власти сами спровоцировали подобный ход событий, в свое время грубо вытеснив из страны носителей инакомыслия, и теперь столкнулись с необходимостью борьбы с ними на чужой территории. Собственно, методы этой борьбы до сей поры ничем не отличаются от способов гнобления протестного движения внутри Азербайджана. Как показали последние события, по отношению к своим согражданам азербайджанскими властями и в Грузии практикуются ставшие обычными похищения, погони, подлоги и т.д. И не последнее место в сей борьбе без правил занимает банальный подкуп высокопоставленных грузинских чинов, которые не то чтобы закрывают глаза на происходящее, но самолично участвуют в творимом беспределе. Скандал в грузинских самых верхах по этому поводу уже набирает обороты. Определенные силы в Тбилиси уже бьют тревогу об опасности вовлечения страны в грязные игры алиевского режима. Последствия этого могут быть достаточно тяжелыми с учетом наличия огромной азербайджанской диаспоры внутри Грузии.

На этом фоне осквернение мемориала Алиеву едва ли выглядит банальной хулиганщиной. Годами ранее в том же Тбилиси был зарегистрирован занятный случай. Какой-то завсегдатай прославленных тифлисских бань в историческом квартале Абанотубани, ночью по выходу из хамама, аккуратно возложил свои шлепанцы у пьедестала бюста Алиева, накинул на плечо памятнику полотенце и водрузил на голову общенациональному лидеру использованную мочалку. Инцидент быстро замяли, постеснявшись сообщить о нем посредством тбилисских и бакинских СМИ. С того дня к бюсту приставили круглосуточную охрану из числа службы безопасности посольства Азербайджана, рядом с которым был основан памятник в 2007г. Тогда случай был квалифицирован как обыкновенный хулиганский поступок некоего индивида, не имеющий под собой сколь-нибудь серьезной политической подоплеки.

Возможно отчасти оно и было так. Однако ныне ситуация другая. В этом помогает разобраться символика идолоборцев. В случае с возложением к памятнику банных атрибутов «вандал» выразил свое презрение к алиевскому наследию. А вот последний инцидент с мемориалом свидетельствует о тенденции иного толка, а именно, о начале бескомпромиссной борьбы с режимом. Красная краска в символике протестующих «вандалов» обозначает кровавую борьбу, по вине авторитарного режима ставшей безальтернативной.

Сегодня они плещут краску на символы алиевского наследия где только могут, завтра будут плескать кровью на мраморную бакинскую плитку. Повторимся, «идолоборческий вандализм» – это индикатор настроений, а не акт бессилия. Революции начинаются с осквернения памятников и завершаются их сносом.

Автор: Богдан Атанесян

Комментарии

Просто тот, кто вешал мочалку на памятник, был хорошо осведомлен о биографии оригинала

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image