С ЛЮБОВЬЮ К АРМЕНИИ
Только так. Ведь здесь речь идет о нашей родине, и отдача прямо пропорциональна вложенной в нее любви. Армянский туризм – сфера капризная, он в отсутствие двух непреложных для его развития качеств – высочайшего профессионализма и национальной гордости - существовать не может, при наличии же их способен сотворить чудо.
ТУРИЗМ, ПРИЗНАННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЧУДОМ СТОЛЕТИЯ и ставший в наше время мощной мировой индустрией и существенным фактором не только национальной, но и глобальной экономики, не столько экономический, сколько сложнейший социально-культурный феномен. В этой своей ипостаси он идеально созвучен Армении, которая, к сожалению, в отношении туризма совершила три, на мой взгляд, серьезные ошибки. Был проигнорирован факт генеральной приоритетности туризма как самой прибыльной отрасли для экономики страны; не осознан судьбоносный для Армении смысл туристической деятельности; было изначально принято провальное решение втиснуть туристическую сферу в рамки исключительно бизнес-проекта. Последнее губительным образом сказалось на отрасли, поскольку, приравняв туристическую сферу к торговым сетям, мы не учли важнейшей ее особенности: прибыльность отрасли напрямую зависит от степени погружения не в денежно-оценочную, а в ее культурно-гуманитарную парадигму.
Мыслить деньгами – прерогатива инфраструктуры туризма. Сам же туризм требует любви, особенно в Армении, где ожидаемого от туризма экономического эффекта можно достичь исключительно эмфатическим отношением к нему. Сей постулат может кому-то показаться диким, однако конструктивность его очевидна даже в сферах, далеких от гуманитарных. Приведу мнение известного политолога по поводу экономического кризиса в России: "Самое главное, о чем надо спорить, это не об экономике или политике, а о метафизике, то есть любви. И если будем любить, то найдем выход". Замечательные слова.
Любовь, основополагающий принцип любого успеха, она особенно важна для армянского туризма, накрепко завязанного на судьбе страны. Не подозревая их синкретичности, не понять, что такое туризм в Армении и что он значит для Армении. Человеку, не способному со слезами на глазах лицезреть божественные творения мастера Погоса или резное чудо Момика, не потрясенному шедевром мастера Галдзака, искусный резец которого направляла божественная длань, равнодушному к величайшей сакральности Звартноца, никогда не поднять армянский туризм на уровень мирового, даже выше, где ему и место.
Мы умудрились за двадцать пять лет довести до нищеты страну, которая одним только бытием своим способна "нести золотые яйца", мы существуем с унизительно протянутой рукой, будучи преемниками невероятных сокровищ, оставленных нашими гордыми предками. Сотворить такое с родной землей непростительно.
НЕ БУДЬ НАШ ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ СТОЛЬ БЕЗОГОВОРОЧНО ОЧАРОВАН всем западным, он, хоть и не экономист, но историк, что в данном случае много важнее, смекнул бы, что в два судьбоносных для страны исторических момента, когда стоял вопрос быть или не быть армянской нации, его гениально решили - в начале V в. Месроп Маштоц, а в начале ХVIII – Мхитар Себастаци. Они знали наверняка - спастись можно, лишь противопоставив остальному миру то, чем так сильна Армения и в чем ей нет и никогда не будет соперников – нашу уникальную культуру. Историки подтвердят - многотысячелетнее существование Армении обусловлено именно ее решительным противопоставлением себя чужому, иначе нас давно бы поглотили чужие.
Мы же, отбросив единственную исторически оправданную формулу существования нашего народа, безрассудно кинулись в бушующий океан дикой конкуренции, не сознавая, что, даже удержавшись на плаву, ни развитой экономикой, ни качеством жизни, будь они у нас, мир сегодня не удивишь. Безусловное уважение вызывает лишь то, что отличает тебя от остальных, в чем ты недосягаем. Культура - вот оружие, спасение и слава Армении. Пренебрежение историческим опытом, подсказанным нашими великими провидцами, тяжело обошлось независимой Армении.
Разумеется, многое в мире изменилось. Неизменным, однако, остался человек, существо любознательное и не довольствующееся одним потреблением, что и привело к небывалому развитию в наши дни туризма, аффилированного с приобретшей необычайно важное значение культурой. "Без культуры, - считает Эмир Кустурица, - нас ждет судьба, еще более страшная и дикая, чем две тысячи лет назад. И только культура может свидетельствовать о том, что мы принадлежим к великой цивилизации".
Свидетельствовать об этом Армении, как никакой другой стране, сам Бог велел, а сделать это в сегодняшнем мире проще и доступнее всего через туризм, который в Армении вовсе и не туризм в общепринятом смысле. "Заниматься туризмом" - это не про нашу страну, этим можно заниматься где угодно, только не в Армении, являющейся, по убеждению Ильи Эренбурга, "одной из тех стран, перед которыми хочешь не только склонить голову, но и вступить в них, как это принято в восточных святилищах, босиком". Согласитесь, стремление познать страну, которая, по Грэму Хенкоку, "является ключом к пониманию и разгадке тайн древних цивилизаций", весьма отдаленно коррелируется с банальным туризмом.
Занятие туризмом – это когда ничем не приметный европейский городок в желании привлечь туристов и пополнить таким образом местный бюджет напрягает мозги и придумывает утопить все его пространство – улицы, площади, балконы, крыши, окна, двери домов, гостиниц, ресторанов – в цветах и, заимев десятки тысяч оранжерей, клумб, букетов, веночков, икебан, заполучает… миллион туристов! Вот это в чистом виде туризм.
Когда грузины, тщательно соскребая со стен архитектурных шедевров имена армянских строителей, выдают их за великое "грузинское" архитектурное наследство - для них это туризм, хоть и с душком, но, безусловно, туризм. Когда турки, скрупулезно переименовав на турецкий лад чуть ли не все камешки армянской земли, принуждают весь мир произносить потрясающие своей древностью артефакты Армянского нагорья в турецкой модификации и, как следствие, воспринимать их как доисторическое достояние средневековых кочевых племен - это еще какой туризм! Потому что деньги!
МЫ, АРМЯНЕ, НЕ ИМЕЕМ ПРАВА СТАВИТЬ ВО ГЛАВУ УГЛА ДЕНЬГИ. Не ту страну и не тот народ мы представляем. Армения - не рядовая туристическая страна, а территория тайн и загадок. Посещение Армении, которую шумеры называли страной богов, - не туризм, а в широком смысле паломничество. Земля Армянская - сплошь древность и первородность, уникальность и первосвятость. Воспринимаем ли мы Армению так? Движимы ли сознанием, что в Армении мы осуществляем не туризм, а миссию, возложенную на нас нашей великой историей, нашей политой кровью апостолов, землей чарующей, дарованной Богом природой, творениями гениальных зодчих, Святой церковью с ее мужественным монашеством ?!
Только когда мы сами поймем, что занимаемся не туризмом, а в прямом смысле презентацией одной из древнейших мировых цивилизаций, когда осознаем, что владеем богатством, каким никакая другая страна не обладает, и сможем убедить в этом других, мы будем не просто успешны, но чрезвычайно успешны и превратим Армению в туристическое Эльдорадо. Пока же все происходит с точностью до наоборот – не мы, а чужие подсказывают нам, в сколь редкой стране мы живем, и приглашают сюда иностранцев. Яркий пример - Тонино Гуэрра, убежденный, что "каждый европеец, каждый человек должен хотя бы на день приехать в Армению, чтобы омыться под облаками ее духовности".
К величайшему сожалению, самих армян "облака духовности" их страны, видимо, обошли стороной. Иначе страна, обладающая грандиозным туристическим потенциалом, не оказалась бы сегодня на задворках мирового туризма. И это при том, что выставленные в музеях активно посещаемых стран артефакты - страшно сказать – фальшивки. Так почему бы Армении, которая благодаря научным открытиям последних лет не сходит с уст зарубежных ученых и со страниц мировых научных изданий как единственная страна, имеющая все доказательства древнейшей и невероятно развитой цивилизации, не приложить усилий, чтобы стать самой посещаемой туристической страной!
Сегодня, когда древность и культура стали самой притягательной приманкой, когда идет яростная борьба за туриста и в ход идут обман, подкуп, фальсификации, лишь бы отхватить хоть столетие - другое из чужой истории и присвоить чужие памятники культуры, Армения, которой не нужны чьи-то века – речь идет о тысячелетиях, которой не нужны неумелые копии с ее же образцов культуры праисторической древности - ими сплошь усыпана земля армянская, не умеет распорядиться уникальностью своей страны и ее сокровищами! Чем, как нелюбовью к собственной стране, обладание историей и культурой которой восприняла бы как дар Божий любая страна, объясняется наше безразличие к мощному туристическому потенциалу, олицетворяющему гордость и славу Армении.
Да другая страна, имеющая хоть что-то, весьма и весьма отдаленно напоминающее нашу знаменитую туфельку, уже бы так раскрутила ее, что увидеть это чудо выстроились бы толпы туристов. Ибо, по словам директора Института археологии НАН РА Павла Аветисяна, "одна лишь статья о ней в National Geographic, а затем перепечатанная другими изданиями, собрала более миллиарда кликов, а в археологической действительности такой популярностью до сих пор пользовалась только гробница Тутанхамона". Армения же, обладая сотнями таких, условно говоря, туфелек, беспомощно оглядывается на растущий поток туристов в соседние страны. Диву даешься, каким беспробудно невежественным народом мы оказались в плане познания собственной цивилизации. Господи, если бы мы хоть чуточку сознавали, на какой земле живем и какое наследие нам вверено сохранять!
ПЫТАЕМСЯ ЛИ МЫ ПОНЯТЬ, В ЧЕМ МИССИЯ АРМЯНСКОГО НАРОДА, которого Господь, проведя сквозь все лихолетья, привел в ХХI век?! Грядет смена эпох, мир переходит в новое качество, в основание новой парадигмы положена духовная культура, убежден доктор юридических наук, директор Исследовательского центра частного права при президенте РФ Ю.А. Агешин. "ХХI век станет для человеческой цивилизации веком открытий самой себя". Начиная с конца прошлого века человечество с головой накрывает лавина потрясающих археологических открытий. Особенно отличилось Армянское нагорье, одарившее мир чередой фантастических археологических находок, которые произвели фурор в научном мире. Загадочные артефакты, обнаруженные в Восточной и Западной Армении, выстроившись в стройную цепочку, заставили научный мир не только отнести время существования человека на Армянском нагорье в невероятную даль времен и признать факт наличия здесь высокоразвитой культуры как минимум в IV тысячелетии до н.э., но и утвердиться в мысли, что Армения таит в себе ключи к разгадке многочисленных тайн в вопросе происхождения и развития цивилизаций.
Если ХХI век – век "открытия человеческой цивилизацией самой себя", причем не без участия Армении, если это век " реализации великой миссии культуры", являющейся сутью и смыслом жизни армянского народа, если "служение культуре есть благородный подвиг человечества", который, безусловно, совершен армянским народом, посвятившим себя многотысячелетнему служению культуре, не значит ли это, что духовная и материальная культура человеческой цивилизации, пусть и созданная руками и гением армян, не собственность только армянского народа, чтобы запирать ее от других и тем более обрекать на уничтожение. Мы обязаны трепетно хранить это достояние человечества, которое Господь Бог разместил на армянской земле. Дункан Мелвил говорил: "Сегодня армяне живут ради высшей цели, заложенной их предками много тысяч лет назад".
Концептуальные принципы моего видения развития туристической отрасли в русле цивилизационной ценности страны в корне отличаются от тех, которыми оперируют менеджеры туризма, предлагающие заниматься стандартно-бытовыми направлениями туризма. Разные концептуальные подходы определяют и разную эффективность функционирования туристической отрасли, прибыльность которой зависит от того, как мы воспринимаем туризм – с любовью в сердце или с калькулятором в руках.
Думаю, паломнический тур, заявленный организаторами как стратегический, таковым точно не станет, ибо не прослеживается главный индикатор успеха - понимание сути дела и любовь к нему. Одна лишь фраза: "Визит Папы Римского Франциска в Армению подсказывает создание нового туристического продукта по местам его паломничества" включила в себя маркеры, не оставляющие сомнений в декоративности и искусственности создаваемого тура. Когда мир сакральности и высочайшей духовности именуется "туристическим продуктом", говорить о святом трепете в душе не приходится. Сама идея тура, концептуально выстроенного под визит главы Католической церкви, уже унизительна для страны, имеющей самые древние и самые богатые в мире традиции христианства.
ПРЕДСТАВИТЬ МИРУ СТРАНУ С НАСКВОЗЬ ПРОПИТАННОЙ ХРИСТИАНСТВОМ ИСТОРИЕЙ, страну миссионеров, страну, где церковь сохранила христианство в его первозданном виде, подарившей миру гениальную конструкцию церковного зодчества, нам следовало давно, и без католических подсказок. Понтифик между тем преподал полезный урок, продемонстрировав, что почел счастьем и честью поклониться этой земле: "Я воздаю благодарение Господу за свет веры, зажженный на вашей земле, той веры, что придала Армении особую самобытность и сделала ее посланницей Христа среди народов. Христос есть ваша слава, ваш свет, солнце".
Будь понимание, что это для Папы честь находиться в Армении, а не для Армении - принимать его, разве стали бы мы прочерчивать туристический маршрут "по местам его паломничества", словно ничем иным, как только визитом Папы Римского, древнейшая, святая Армянская Апостольская Церковь паломникам интересна быть не может. Между тем грамотно составленный паломнический тур мог бы оказаться невероятно прибыльным, будь он основан не на расчете, а на духовной доминанте.
Думаю, различие в видении развития туризма по культурно-духовному или материально-бытовому пути есть, по большому счету, мировоззренческое противостояние национального глобальному. Необходимо, используя туризм, показать миру ключевую роль Армении в истории Древнего мира, от которого на протяжении столетий пытались любой ценой отсечь Армению. "Армения – это недостающий фрагмент в общей мозаике построения цивилизаций Древнего мира", – уверен Митчел Ротман. Задачу туризма я вижу прежде всего в устранении этой вопиющей несправедливости в отношении Армении и только потом - в получении прибыли.
Реформаторы, идентифицирующие себя не с родиной, а с неведомым глобальным сообществом, думают иначе, не замечая, что существующий миропорядок рушится: "Закончился крестовый поход либеральных ценностей", "Люди хотят сохранить свою идентичность", "Глобализация захлебнулась, ее больше нет". В условиях, когда на повестку дня выступает запрос на национальные ценности, развивать туристическую отрасль придется принципиально иным людям – патриотам и профессионалам, дефицит которых, увы, остро ощущается в стране. Двадцать пять лет внешнего управления не прошли даром: нас отучили от чувства причастности и ответственности за собственную страну, заставили забыть, что Армения – наша родина, а не "эта страна", нас приучили воспринимать ее как безликую частичку глобального мира, правилам которого необходимо строго соответствовать. Доведя до полного уничижения понятие "патриотизм", нам, как манкуртам, внушили принадлежность к некоему условному человечеству, вынудив забыть, что мы великий народ, а не аморфное армянское "общество".
НЕ ОСТАЛОСЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, В АРМЯНСКОМ ТУРИЗМЕ ЛЮДЕЙ, наделенных малой толикой эрудиции и патриотизма приснопамятного католикоса Гарегина Первого, который, будучи потрясен, что об Армении в мире мало что знают, решил: " Во мне должны увидеть мою страну, мой народ, мою Церковь. Я как будто взвалил на свои плечи всю Армению!" Сказать эти слова мог достойный сын своего отечества, уверенный, что своей страной он может и обязан гордиться. Слова католикоса прежде всего касаются экскурсоводов, которые являются, условно говоря, лицом страны. Экскурсовод вообще и экскурсовод в Армении - это принципиально разные люди. В Армении – это прежде всего служение цивилизации, что кардинально меняет суть и значимость этой профессии в нашей стране. Разумеется, людей, для которых родина превыше всего, не так много, но специфика армянского туризма требует именно таких - не исправных работников, а подвижников, любящих, увлеченных людей.
Примечательно мнение Н. Астахова: "Есть такое понятие – "осознать через сердце". Если знание приходит только путем голой информации, через мозг, оно надолго не задерживается. Если проходит стрелой сквозь сердце – такая информация останется в душе навсегда". Предопределенная Творцом высшая цель, заложенная в представление миру Армении, требует подвижнической любви, ибо каждый из потрясающих храмовых комплексов есть истинный кладезь тайных смыслов и сакральных знаний.
Если Грузии, которая в туристически-познавательном смысле значительно уступает Армении, тем не менее удается переманить российских туристов, это всего лишь говорит об исключительных, не в пример Армении, внимании и заботе, уделяемых там развитию туризма. Разница между нашими странами, я не устану это повторять, в наличии или отсутствии любви к своей стране. Если вся любовь, без остатка, направлена исключительно на собственную персону, а на страну ее уже не остается, мы имеем сегодняшнюю Армению, если любовь к себе стоит после любви к Родине - это не про нас. Самое обидное, что нет у нас, по большому счету, проблем, мешающих развиваться туризму, а Армении – процветать. Надо просто жить любовью к Родине, жаждать ее славы, а главное, любить свое дело больше, чем выгоду от него. Иного рецепта не существует.
Нам, живущим сегодня, выпало решать - возродить или загубить славу Армении. Справимся - произойдет в нашей стране чудо возрождения не только туристической отрасли, но и самой Армении. Это не фантазии, а самая настоящая реальность, мы вступили в эпоху, когда "в современном мире многие вещи, которые казались невозможными, стали неизбежными. ХХI век - век очень больших и неожиданных перемен во всех отраслях и во всех странах мира", - уверен Дм.Тренин. Хочется надеяться, что и к нашей стране судьба в ХХI веке явит благосклонность, и на очередном историческом разломе с извечным запросом людей, подобных Маштоцу, мы вновь спасемся традиционно армянским способом – через культуру. При одном, правда, условии - руководить "спасательной операцией" должен истинный патриот с ощущением абсолютной гордости за свою страну. Лидер "с поразительным чувством родины", понимающий, что "есть страна и есть государство. Страна – это люди, природа, культура, и никакого государства там нет. Величие может быть у страны, а не у государства". Армения задолго до умозаключений современных ученых на собственном примере доказала, что "история человечества – это в первую очередь история культуры, и именно культура составляет смысл и главную ценность существования человечества". Словно в назидание сегодняшним армянам звучат слова Дм. Лихачева: "Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации".
НАДЕЮСЬ, СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУЧНОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА Армении и диаспоры найдутся люди, согласные с тем, что более всего послужить стране может культура, которую в определенном смысле олицетворяет в наши дни туризм. Помимо того, что развитый туризм способен вывести нас на позиции, далеко опережающие страны с углеводородными экономиками, он может содействовать решению важнейшей задачи армянского общества - вернуть армянам утраченную гордость, а через нее - величие страны.
Для этого необходимо создать концепцию именно армянского туризма, с его уникальной возможностью представить весь путь развития человеческой цивилизации от истоков до наших дней, стратегию развития не обычного туризма, а совершенно оригинального и эффектного представления Армении как древнейшей цивилизации, способной за несколько дней перенести туриста одновременно в начало человечества и античность, в раннее христианство и развитое средневековье, предоставить путешественнику уникальную возможность преодолеть гигантский путь от доисторического времени до наших дней, через армянскую цивилизациями, провести его сквозь все исторические, археологические, культурные эпохи и продемонстрировать редчайшие артефакты, обнаруженные в колыбели человеческой цивилизации.
Понятно, что справиться с созданием столь неординарных концепции, стратегии и программы под силу лишь сплоченному коллективу историков, лингвистов, археологов, духовных лиц, этнографов, искусствоведов, писателей, независимых исследователей, всех, кто в последние годы отличился серьезными арменоведческими изысканиями в Армении и диаспоре. Уникальная во всех смыслах цивилизация и представлена должна быть уникально, и тогда туризм в Армении станет поистине эпохальным явлением.
Специально для армянских менеджеров закончить хочу тем же, с чего начала, призвав на помощь Андрея Бабицкого: "Без любви в управлении нет никакой перспективы, обойтись только функциями компетентности, профессионализма, менеджерского таланта невозможно. Правитель должен быть не менеджером, а человеком, в котором сочувствие и понимание тягот жизни набирают особенную высоту. В его деятельности элементы любви важнее, чем навыки стреноживания успеха".
Мариэтта СААКЯН
Добавить комментарий