"Карабахци": последнее путешествие композитора Экимяна

15 июня, 2017 - 16:00

Осенью 1981 года, за год до смерти, композитор Алексей Экимян осуществил свою давнюю мечту – путешествие на родину отца, в Нагорный Карабах. Эта творческая поездка вдохновила его на создание нового песенного цикла, заглавная песня которого - "Карабахци" - позже станет одним из гимнов Карабахского движения.

Генерал милиции, композитор Алексей Экимян родился в Баку. Едва мальчику исполнилось три года, отец оставил их с матерью. Вскоре они переехали в Ереван, а позже, поступив в Высшую школу МВД СССР, будущий композитор обосновался в Москве.

Корни Алексея по материнской линии — из Ленинакана (ныне Гюмри), а отец был родом из Шуши. Однако в связи с обидой на отца, бросившего семью, Экимян почти не придавал значения своему карабахскому происхождению (как и существованию родного отца), даже фамилию он взял материнскую. К своим истокам композитор возвращался постепенно: судьба то и дело сводила его с выдающимися карабахцами, которые в итоге сыграли ключевую роль в вопросе его самоидентификации.

Одним из них был известный армянский поэт Ашот Граши, с которым композитор знакомится в 1971 году. Он пишет цикл песен на стихи Граши, в числе которых нежная "Карабахи ехник", являющаяся жемчужиной армянской песни.

"Мне кажется, карабахская тема вновь возникла у папы после знакомства с Ашотом Граши (уроженцем села Тагавард — ред.)", — рассказывает в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сын Алексея Экимяна — Михаил.

Помимо Граши, определенную роль в этом сыграл маршал Баграмян (родом из села Чардахлу — ред.). В 1973 году он присутствовал на авторском вечере Экимяна в Доме кино, где собралась вся армянская элита Москвы. Впоследствии на одной из встреч у полководца Экимян знакомится со многими московскими карабахцами — известными врачами, академиками, военачальниками. Именно они повлияли на его решение посетить историческую родину.

"В течение последующих лет эта компания собиралась у нас дома, на традиционном экимяновском хаше (армянское национальное блюдо, представляет собой наваристый суп из говяжьих ножек — ред.). Застолье превращалось в удивительную встречу земляков, на которой каждый, прежде чем сказать тост, непременно рассказывал о своих корнях, о красоте своих родных селений, о традициях. Все эти истории в какой-то момент окончательно "завладели" папой. Идея поездки в буквальном смысле повисла в воздухе и… моментально распространилась", — рассказывает Михаил.

Осуществить мечту и увидеть родину предков композитору удалось в 1981 году, за год до смерти. Руководство НКАО, узнав о желании Алексея Экимяна приехать в Нагорный Карабах с творческой миссией, проявило большую заинтересованность и даже предложило ему план поездки.

"Папе позвонил кто-то из руководства. Они оговорили сроки и маршруты. Все было замечательно. И в самом конце разговора звонивший радостно предложил: "Алексей Гургенович, для того, чтобы вы не очень утомились, один день вы будете встречаться с местными жителями, затем три дня будете отдыхать". Но папа сказал, что такой распорядок его не устраивает. В итоге выступления проходили по нескольку раз в день, без выходных…", — делится с нами сын композитора.

Творческая экспедиция Алексея Экимяна длилась три недели. За это время он успел побывать в Шуши, Степанакерте, Мартуни, Чартаре, Тагаварде, Гадруте, Мардакерте и многих других городах и селах Нагорного Карабаха.

Белый голубь, счастливое время и рождение альбома

Лето 1981 года Экимян вместе с семьей проводил в Дилижане. Именно там, у стен монастыря Агарцин, фотограф Алексей Жигайлов запечатлел композитора с белым голубем.

Спустя буквально несколько минут они сели в машину и отправились в Степанакерт. Так началось первое и последнее путешествие Экимяна на родину предков. Прощальная фотография, таким образом, стала в какой-то степени символичной.

"Просматривая фотографии, сделанные в школах, на производствах, на природе; на встречах со студентами и интеллигенцией, вдруг замечаешь, что на каждой из них папа счастлив", — рассказывает Михаил.

К концу сентября путешествие композитора завершилось. По словам сына, он вернулся в Москву уставшим, осунувшимся, но невероятно счастливым. Весь следующий месяц, восстанавливаясь после насыщенной поездки, все еще переполненный впечатлениями, посвятил созданию гигантского фотоальбома под названием "Моя встреча с Карабахом".

"Вклеивая каждую фотографию, папа мог часами рассказывать, комментировать ту или иную мизансцену, изображенную на ней", — говорит Михаил.

После фотоальбома Экимян приступает к аудиоальбому. С ноября по декабрь он пишет шесть новых песен, среди которых "Карабахци", "Вард-ахчик", "Хайоц тарер"… Именно они составили основу будущего цикла под названием "Мой Карабах".

Усилиями звукозаписывающей фирмы "Мелодия" и известного армянского исполнителя Рубена Матевосяна альбом этот увидит свет лишь в конце 80-х, в канун Карабахских событий. Алексея Экимяна к тому времени уже шесть лет не будет в живых.

Песня "Карабахци" была посвящена всем выдающимся сынам этого края — сильным, мужественным, трудолюбивым людям, с которыми Экимян встречался и дружил, одним из которых он и сам являлся.

Мог ли предположить композитор, что написанная им песня во время Карабахской войны в силу своего характера будет подхвачена народом и станет гимном воинов, сражавшихся за независимость своей земли.

Лилит Арутюнян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image