“И зачем мне вся эта московская суета?”

18 июня, 2017 - 10:32

Вероника ЗОНАБЕНД, супруга известного предпринимателя и благотворителя Рубена Варданяна, рассказала популярному журналу о светской жизни Tatler о самом модном направлении летнего туризма - Армении.

Мне сложно смотреть на Армению глазами туриста. В 2000 году я вместе с партнерами открыла там первый бизнес — ресторан «Кактус». Тогда, в начале двухтысячных, я летала в Армению практически каждую неделю, даже чаще, чем Рубен. В бизнес-классе нередко оказывалась единственной женщиной — мужчины смотрели на меня с большим любопытством. Как-то раз мы с мужем полетели вместе — водитель ждал нас с табличкой «Вероника +1». Рубен долго смеялся.

Старый аэропорт — великолепный памятник советского модернизма, а новый был признан в 2013 году лучшим в странах СНГ и Балтии. Когда мы привозим в Армению тех, кто здесь не был, у меня появляется возможность посмотреть на страну глазами туристов. У многих из них есть предубеждение, что они окажутся на Ближнем Востоке. Попадая в абсолютно европейский город по архитектуре и по укладу жизни, они приятно удивляются.

Я впервые в Армении оказалась еще до знакомства с Рубеном: в старших классах нас возили туда на экскурсию. Столица очаровала меня тем, как выделялась на фоне серых советских городов атмосферой праздника, гостеприимством, а еще совершенно несоветским укладом жизни: уличными кафе и улыбающимися доброжелательными прохожими.

Вместе с мужем, в качестве «невесты с севера», я приехала в Ереван в начале девяностых. Мы жили в квартире у родителей Рубена в доме на улице Чаренца, построенном его отцом, архитектором Карленом Варданяном. Тогда было тяжелое время: электричество и воду давали по часам. Вечерами по улицам нужно было ходить с фонариками, а вокруг стояли неосвещенные дома-призраки. От этого создавалось жуткое впечатление, как в фильме про мир после глобальной катастрофы.

Конечно, сейчас это совершенно другой город. Ощущение праздника вернулось. Центр города, возведенный по проекту гениального Александра Таманяна, задуман как единый ансамбль. В нем два эпицентра — площадь Республики и здание оперы, соединенные осью Северного проспекта. Благодаря этому Ереван имеет свое уникальное лицо, чего не скажешь о большинстве современных городов, которые представляют собой копии Дубая в различных вариантах.

Помимо оперы, которую я очень люблю, мне нравится весь район Каскада, восстановленный фондом Гафесчяна. Там прямо на улице можно увидеть скульптуры Ботеро, Фланагана и других художников с мировым именем. С Каскада открывается прекрасный вид на Арарат. В Парке влюбленных, который известен меньше, но куда я очень рекомендую сходить, установлены три слона работы Надима Карама, известного архитектора-скульптора ливанского происхождения. И Каскад, и Парк влюбленных — хорошие примеры того, как в старые формы внесли современное видение.

Ереван летний не похож на себя зимнего. Зимой он как будто усыхает и впадает в спячку, людей становится в два раза меньше. А в летние месяцы сюда приезжает много туристов и армян из России, США, Европы, Ливана. Они едут не только прикоснуться к корням, но и из прагматичных соображений. Некоторые — не смейтесь — приезжают в Армению делать зубы. В Ереване очень высок уровень стоматологии и пластической хирургии, а цены весьма демократичные.

Культурная жизнь тоже на высоком уровне. Я очень люблю «Маленький театр» Ваана Бадаляна, который участвует со своими спектаклями в европейских фестивалях. Недавно вернувшийся из США Константин Орбелян, много лет работавший с Дмитрием Хворостовским, возглавил Ереванский оперный театр, так что стоит ждать интересных постановок и там.

Очень рекомендую посетить институт древних рукописей Матенадаран и музей Сергея Параджанова. В позапрошлом году к нам приезжал дизайнер Антонио Маррас и был несказанно счастлив, когда мы отвезли его «к Параджанову». Оказывается, его предыдущая коллекция была создана по мотивам фильмов и рисунков режиссера, творчеством которого Антонио очень вдохновлен.

Ереван — город черного кофе. Я подсела на него, когда вышла замуж, двадцать четыре года назад. Самый вкусный варят в кафе Jazzve. Хотя проще перечислить места, где в Армении он невкусный. А еще в Ереване надо слушать джаз. Это признал даже барон Эрик Ротшильд, когда приезжал к нам в гости. Большой поклонник этого музыкального стиля, он жаловался, что джаз-клубы в Париже и Нью-Йорке позакрывались, а здесь культура живого исполнения в самом расцвете. Мои любимые джаз-клубы — «Малхас», Mezzo и Yans, но в городе их значительно больше. В теплое время года джаз играют и на улицах, устраивают фестивали. Атмосфера демократичная — собираясь даже в модное место, можно не наряжаться. У армян не принято сильно оголяться, но жестких табу нет, люди на все реагируют спокойно. Вдобавок Ереван — совершенно безопасный город.

В столице Армении я рекомендую провести один-два дня, этого вполне достаточно. А затем поезжайте на северо-восток — в Дилижан. Обязательно сделайте остановку на берегу озера Севан — оно по пути. Вообще поездка из Еревана в Дилижан — это всегда смена климата, хотя расстояние между городами меньше ста километров. Мы строили нашу школу UWC Dilijan (международная школа-пансион работает в Дилижане третий год. — Прим. Tatler) зимой. В столице минус десять градусов и ниже, очень холодно по армянским меркам. А в Дилижане яркое солнце и плюс пять. Летом нередко бывает наоборот: в Ереване палящий зной, а тут вполне прохладно.

Международная школа UWC Dilijan — в ней учатся подростки из семидесяти двух стран, десять процентов из них дети из Армении — оказала большое влияние на жизнь города. Местная молодежь изучает английский и русский, активно участвует в жизни общины. Летом в кампусе работает лагерь Just Dilijan It! для детей от десяти до шестнадцати лет: две недели подростки активно отдыхают, играют и при этом обучаются.

В наших планах превратить город в образовательный, культурный и оздоровительный центр. На пешеходной набережной можно будет кататься на роликах или велосипеде. В данный момент мы начинаем строить веревочный парк. Сам Дилижан окружен национальным заповедником, по которому приятно гулять.

Рекомендую также посетить старый город, осмотреть восстановленную фондом Туфенкяна улицу, зайти в лавки мастеров. Стоит съездить из столицы Армении и на восток, чтобы увидеть языческий храм солнца Гарни I века и скальный монастырский комплекс Гегард. Религиозные постройки составляют львиную долю местных красот, но самое примечательное в них даже не древняя архитектура, а то, насколько гармонично они помещены в природное окружение.

На юг страны стоит поехать с ночевкой и по дороге остановиться в Хор Вирапе. Днем вид завораживающий: маленький монастырь стоит на фоне огромной горы Арарат. В подземелье монастыря, по преданию, пятнадцать лет томился святой Григорий Просветитель — креститель Армении и первый Католикос Всех Армян.

Следующий пункт маршрута — монастырь Татев. Перед тем как туда ехать, заночуйте в Горисе — городе, построенном в семидесятые годы XIX века по проекту немецких архитекторов. В последние годы там появилась дюжина новых гостиниц, но я все же рекомендую старую, проверенную «Мирав»: она аутентична. Рядом находится отличная пекарня. Утром обязательно возьмите в ней дурум — традиционный лаваш с сыром и зеленью. После ранней прогулки по городу, где улицы сходятся строго под прямыми углами (немцы же строили), езжайте в Татев. Осмотрев монастырь, посидите над обрывом и полюбуйтесь орлами. Мест такой красоты на планете немного, недаром Татев стал кандидатом на включение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Татевская канатная дорога — самая длинная в мире — была построена в 2010 году в рамках программы «Возрождение Татева» фонда IdeA. На пути из Гориса в Ереван есть два интересных места. Первое — Хндзореск, небольшой пещерный город (крестьяне и монахи уехали из него только в шестидесятые годы прошлого века). Второе — Караундж, армянский Стоунхендж.

А еще из Гориса стоит съездить в Арцах – т.е. Нагорный Карабах. Он в девяноста километрах. Добираться придется по серпантину минимум полтора часа, но ваши мучения будут вознаграждены. Многие думают, что здесь все так же разрушено, как двадцать лет назад. Это не так. В Шуши, древней столице региона, не так давно заработал феноменальный музей геологии — инициатором выступил Григорий Габриэлянц, когда-то министр геологии СССР, переехавший в Арцах. Многие меценаты передают в местные галереи картины из своих коллекций. В столице Степанакерте открываются отели (достраивается, например, Park Hyatt). Но главные достопримечательности тут все же природные. На окраине Шуши есть ущелье Дждрдуз, по дну которого течет река. Сидишь у скал, слушаешь ее журчание и спрашиваешь себя: «Зачем мне вся эта московская суета?»

(С сокращениями)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image