Три армянина стали депутатами парламента Франции

28 июня, 2017 - 21:49

Очередные выборы в нижнюю палату парламента Франции – Национальное собрание, прошедшие в два тура (второй тур состоялся 18 июня), завершились в пользу партии новоизбранного президента страны Эммануэля Макрона – “Вперед, Республика!” Набрав по итогам выборов 53,38% голосов избирателей, эта партия, обеспечила себе 308 мест в нижней палате парламента, то есть – больше половины (во французский парламент избирается 577 депутатов). А если учесть лепту другой центристской партии – “Демократическое движение” (соответственно, 7,28% голосов, 42 депутатских места), то перевес коалиционного президентского большинства в новом парламенте страны становится еще более внушительным.

Остающиеся главной оппозиционной силой республиканцы (после поражения на президентских выборах их вождь Франсуа Фийон даже отказался вести партию к парламентским выборам) и социалисты, рейтинг которых после маловразумительного президентства Франсуа Олланда перманентно снижается, явно рассчитывали на большее. Теперь у них в парламенте, соответственно, 112 и 30 мест. Зато “Национальный фронт” во главе с Марин ле Пен может праздновать успех: эта партия впервые в своей истории пробилась в парламент. Правда, с восемью прошедшими депутатами не очень, наверное, разгуляешься. Но, как говорится, лиха беда начало.

Болезненной ”фишкой” нынешних выборов стала небывалая пассивность электората. Ни в первом, ни во втором турах число проголосовавших не достигло даже 50 процентов; во втором туре, к примеру, таких избирателей в итоге оказалось всего 42,6%. Подобной низкой явки не наблюдалось за всю историю Пятой республики со времени её основания в 1958 году. Так что, хотя благодаря достигнутым результатам у нового французского лидера и появился карт-бланш для реализации своей политики, он не может не принимать эти тревожные симптомы во внимание. Ведь если тенденция закрепится, то в обозримом будущем неизбежно встанет проблема легитимности как выборного процесса, так и результатов выборов.

Новый глава французского правительства – Эдуар Филипп оптимистично заявил, что своим голосованием “французы предпочли надежду гневу, оптимизм — пессимизму, смелость — увиливанию”, Тем не менее, если голосующих будет становиться всё меньше, то, думается, придется говорить совсем о других предпочтениях. 

Примечательное достижение

Для нас, наверное, предметом особого внимания может считаться успех представителей армянской общины Франции. Трое наших соотечественников стали депутатами Национального собрания. Это Даниэль Казарян, Гийом Гаспарян и Жак Марилосян. Все трое – члены партии “Вперед, Республика!” Так что в некоторой степени окончательная победа президентской партии на выборах достигнута, можно сказать, и благодаря им.

В комментарии армянскому медиа-ресурсу Tert.am французский журналист и карикатурист Григор Амирзаян, возглавляющий союз “Армения”, особо отметил значимость их избрания, отметив, что этнические армяне впервые оказались избраны в верховный орган законодательной власти Франции. К упомянутым троим мог бы, кстати, добавиться еще один – Паскаль Шамазян. Однако он в своем избирательном округе уступил кандидату от партии “Союз за народное движение” Валери Буайе (слывущей, кстати, убежденным сторонником признания Геноцида армян в Османской Турции).

Нарисуем – будем жить

Триста пятьдесят мест в парламенте, полученные партией “Вперед, Республика!” и её союзником, позволяют формировать правительство. По оценке трансъевропейского издания Politico, (редакционный офис расположен в Брюсселе), это обезопасит Францию от формирования тотального доминирования одной партии, как, например, во времена Советского Союза, однако оставит за президентом пространство для маневра. Сейчас Макрон продолжает вести переговоры с традиционными партиями для получения максимально широкой поддержки не только в парламенте, но и вне его рамок. Ожидается, что широкий консенсус за либеральные экономические реформы нейтрализует “козыри” внепарламентской оппозиции.

Партии Макрона не придется зависеть от поддержки консервативных законодателей, которые подумывают оторваться от их собственной партии, чтобы присоединиться к бывшим республиканцам в команде президента – таким, как например, глава кабинета Эдуард Филипп или министр экономики и финансов Брюно ле Мэр. Это не означает, что Макрон изменит стратегию расширения и упрочения своей политической базы, которые он сочтет необходимыми для реализации своей реформистской платформы. Даже несмотря на то, что он настаивает на том, что его программу в значительной степени одобрили 66% электората, которые избрали его президентом на выборах 7 мая, Макрон понимает, что это заставит замолчать противников его либеральных реформ. Чем большей поддержкой ему удастся заручиться в Пале-Бурбон (нижняя палата Национального собрания традиционно заседает в этом дворце – А.Г.), тем труднее будет оппозиции делать свое дело за пределами парламента.

Неприятным явлением, конечно, стала рекордно низкая за всю историю Пятой республики явка избирателей на участки для голосования. Электорат манкирует своим гражданским долгом? Издание Politico видит несколько объяснений подобного поведения: усталость после политических кампаний, длившихся целый года, разочарование в лидерах левого крыла, смирение консервативных избирателей перед победами Макрона, и даже… хорошая погода, вдохновившая многих махнуть куда-нибудь на выходные, нежели толпиться в избирательных участках. Как бы то ни было, факт налицо: значительная часть французов остались безучастны к попытке Макрона обновить и капитально реконструировать политическую систему страны. Президенту предстоит почувствовать на себе низкий уровень доверия населения к правительству. По имеющимся сведениям, уже предложена избирательная реформа, которая поможет создать более репрезентативный парламент и привлечь избирателей на участки.

Знаковым результатом стало существенное ослабление позиций левых. Лидер Социалистической партии Жан-Кристоф Камбаделис охарактеризовал итоговый результат – 29 депутатских мест против 295 прежних – как “фиаско”. И объявил о свой отставке – после основательного проигрыша на выборах в районе, который он держал под контролем 25 лет. С другой стороны, пару десятков мест в парламенте смогло завоевать крайне левое движение бывшего кандидата в президенты Жана-Люка Меланшона, неожиданно для многих получившего 19% голосов в первом туре президентских выборов в апреле. Теперь, если к Меланшону присоединятся коммунисты, он сможет сформировать парламентскую группу и демонстрировать определенное влияние левых сил в стране – по крайней мере, в ходе публичных дебатов. 

Еще один примечательный факт – Макрону удалось радикально поменять состав парламента. Средний возраст депутатов снизился на 10 лет по сравнению с прошлым созывом, и ныне составляет 47 лет. Около 40% мест в парламенте заняли женщины. А количество ставших депутатами людей безо всякого опыта в политике в новом парламенте и вовсе стало рекордным за последние десятилетия. Теперь у главы государства возникла новая проблема – как работать с такой командой? Ведь новоизбранным парламентариям надо еще учиться, осваивать навыки законотворческой деятельности. Чтобы управлять несколько неорганизованным большинством, президенту на первых порах, видимо, придется рассчитывать на немногих “выживших” из старого парламентского состава, которые присоединились к его партии.

Макрон крайне заинтересован в дееспособном Национальном собрании, чтобы парламент был способен заняться конкретными делами. К примеру, летом предстоит рассмотреть предложенный им проект реформы рынка труда – проект, который кое-кто уже расценил как “спорный”. Словом, работа предстоит серьезная, и ее наверняка будет много. Надо полагать, это осознают и наши соотечественники, ставшие депутатами Нижней палаты французского парламента.

  Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image