На северо-западе Ирана уничтожаются армянские церкви и могилы

17 июля, 2017 - 14:52

Группа историков, изучающих армянскую архитектуру, недавно вернувшаяся в Армению из экспедиции в Иране, сигнализирует о массовых случаях расхищения и разрушения памятников армянской архитектуры на северо-западе Ирана – в Западном Азербайджане.

«Это бывший уезд Салмаста Великой Армении, где разрушаются армянские церкви, расхищаются могилы, в том числе священнослужителей», – отмечает руководитель Агентства по исследованию армянской архитектуры Самвел Карапетян.

«Разгромы осуществлялись после 2011 года, поскольку до этого периода могилы и церкви стояли сравнительно нетронутыми. Мы сравнивали фотографии, которые делали в том или ином месте до 2011 года, с состоянием, которое обнаружили во время нынешней экспедиции. Так, была разрушена могила архимандрита Егиазара в бывшей армянской деревне Паяджук – исчез хачкар (могильная плита с вырезанными на ней крестами), было перевернуто надгробие с надписью.

До переезда в Паяджук архимандрит был конгрегатом монастыря Сурб Бардухимеос - Святого Варфоломея - в уезде Агбак. Церковь в Паяджуке почти полностью разрушена. От нее остались лишь следы от основания. Впрочем, даже этих следов не осталось от дома в 50 метрах от нее, где родился армянский поэт и писатель Раффи (настоящее имя Акоп Мелик-Акопян, род. в 1835 году в селе Паяджук Салмастского уезда Персии). В этой деревне было два кладбища – при церкви для духовенства Армянской Церкви, и обычное, где, впрочем, также есть захоронения священников. Оба кладбища вандалы разрушили», – говорит Карапетян.

Предметом исследований армянской экспедиции стали преимущественно бывшие армянские населенные пункты в Салмасте, где в VII веке существовало 75 армянских деревень, а до 1906 года их число сократилось до 30. Ныне это территория Исламской Республики Иран, называемая Западный Азербайджан.

Массовый выезд армян здесь наблюдался в годы русско-персидской войны 1826-1828 гг., однако затем часть армян вернулась. Последний массовый отток из этой иранской провинции был отмечен в конце 1940-х годов, в период репатриации в советскую Армению.

Ныне в бывших селениях армян живут курды или тюрки, а в городе одноименного уезда Салмасте проживает всего пятеро армян. Социальный уровень местного населения низкий, и, по мнению историков архитектуры, армянские могилы, церкви, школы и дома разрушаются кладоискателями. Повсюду, где побывали члены армянской экспедиции на местах могил и церквей были вырыты огромные ямы. «До пяти метров рыли расхитители могилы и внутри церквей. Были разворочены кости усопших, перевернуты плиты. Один из хачкаров – камней-крестов – наши специалисты обнаружили в пятиметровой яме. Вероятнее всего, искали какие-то украшения.

Историк архитектуры отметил, что правительство Ирана в целом хорошо относится к армянской общине, уважает традиции и религиозные предпочтения христиан. Некоторые памятники армянской истории, культуры и религии находятся под охраной правительства Ирана, однако в курдо- и тюрконаселенных провинциях с низким уровнем жизни отмечается пандемия кладоискательства.

Иран является одним из исламских государств, на территории которого на государственном уровне охраняются христианские храмы. Более того, армянский монастырь святого Фаддея включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. По мнению иранистов, со случаями расхищений армянских памятников и святынь, возможно, и вправду не знакомы в правительстве Ирана.

14 июля 2017 г.

Ваша оценка материала: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.